Товарный знак в сфере туризма: кому стоит поторопиться с регистрацией до 1 января?

19.12.2011 - Новости

Товарный знак в сфере туризма: кому стоит поторопиться с регистрацией до 1 января?

Несмотря на то, что в отечественных туристических компаниях считают, будто клиенты чаще всего приходят к конкретному менеджеру, а не в фирму «с именем», зарегистрировать товарный знак будет нелишним. Особенно в свете грядущих изменений, вызванных вступлением Беларуси в Таможенный союз

Товарный знак – это по сути любое обозначение,  словесное или графическое, которое отличает товар или услугу компании от товара или услуги конкурентов. И хотя в отечественных туристических компаниях считают, что клиенты чаще всего приходят к конкретному менеджеру, а не в фирму «с именем», зарегистрировать товарный знак будет нелишним. Особенно в свете грядущих изменений, вызванных вступлением Беларуси в Таможенный союз.

1 января 2012 года вступит в силу Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, подписанное странами—участницами Таможенного союза. Этот документ фиксирует правила, которыми должны руководствоваться предприниматели при свободном перемещении товаров и услуг внутри Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, чтобы не нарушать права, относящиеся к сфере интеллектуальной собственности. В частности, соглашение вводит региональный принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак.

«Это означает, что товарный знак, который был зарегистрирован на территории одной из стран Таможенного союза, в дальнейшем может свободно использоваться на территории других стран-участниц, – объясняет патентный поверенный Борис Кубряков. – Допустим, компания зарегистрировала в Беларуси товарный знак, другая компания зарегистрировала точно такой же или схожий знак в России, еще одна компания владеет правами на подобный товарный знак в Казахстане. По таможенному законодательству товары могут перемещаться на рынках трех стран свободно, но в сфере интеллектуальной собственности может возникнуть конфликт ранее приобретенных прав, и правообладатель, который зарегистрировал торговый знак раньше других, вправе ограничить перемещение товаров под таким же или подобным знаком. Во избежание конфликтных ситуаций, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы зарегистрировать свой товарный знак на территории каждой страны. В сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности между товарами и услугами ставится знак равенства, и действуют одинаковые принципы, а значит, подумать о защите своей торговой марки или знака обслуживания стоит не только производителям товаров, но и компаниям, которые оказывают услуги».

Единое экономическое пространство подразумевает единый рынок товаров и услуг, на котором обострится конкуренция. Конечно, компаний, оказывающих туристические услуги, проблема защиты товарного знака касается в меньшей степени, чем компаний, выпускающих сгущенное молоко. Однако и турагентствам, и туроператорам не помешает оградить фирму от возможных неприятностей в будущем, зарегистрировав товарный знак по всем правилам во всех странах Таможенного союза. Особенно в тех случаях, если товарный знак, с которым компания выступает на рынке, содержит распространенные или доставшиеся по наследству от советских предприятий элементы наподобие «Спутник», «Интурист» и тому подобные.

Стоит обратить внимание на то, что проблемы могут возникнуть не только у тех туристических компаний Беларуси, которые захотят выйти под своим товарным знаком на рынки России или Казахстана. Вероятно и такое развитие событий, при котором российская или казахская фирма, зарегистрировавшая товарный знак на территории трех стран, выйдет на туристический рынок Беларуси и будет вправе ограничить действия белорусских компаний под аналогичным или схожим товарным знаком, если они не побеспокоились о регистрации раньше. Трудно сказать, чем придется «пожертвовать» таким компаниям: сменить торговую марку, логотип, доменное имя в интернете или вовсе приостановить оказание услуг. Все зависит от того, какие требования предъявит владелец товарного знака: просто прекратить нарушение прав или возместить убытки.

«В Беларуси много компаний, которые не стали регистрировать товарные знаки даже на территории Беларуси, – отмечает Борис Кубряков. – В то же время мы наблюдаем высокую активность со стороны российских компаний, которые пытаются как можно быстрее защитить свои права. Российские предприниматели уже регистрируют товарные знаки на территории Беларуси или хотя бы заявляют о намерениях. То же касается и компаний из Казахстана. Самое страшное, что половина белорусских компаний не имеет регистрации даже в Беларуси. Это ошибка».

Товарный знак приобретает особое значение, когда перед потребителем – несколько аналогичных товаров или услуг с приблизительно одинаковым качеством и ценой. В таком случае покупатель выбирает скорее имидж, чем сам товар или услугу. В России конкурентная борьба уже давно подразумевает в том числе и битву за «честное имя», туризм – не исключение. К примеру, американская гостиничная сеть «Best Western» обвинила российскую компанию «Best Eastern Hotels» в использовании наименования, сходного до степени смешения с маркой отелей. В конце ноября 2011 года настоящее сражение за использование товарного знака сети Papillon Hotels Resort & Spa развернулась между представительством этой турецкой отельной цепочки в России и туристическим агентством, которое без разрешения правообладателей использовало стиль, фирменные цвета, логотип в виде порхающей бабочки и рекламные ролики сети. Чуть ранее российское туристическое сообщество обсуждало действия компании TES TOUR из Санкт-Петербурга, у которой не только имя, но и логотип «до степени смешения» похожи на имя и логотип всем известного крупного оператора. В начале декабря 2011 года обнаружился конфликт интересов двух российских центров бронирования «Спутник», один из которых обвиняет другого в недобросовестной конкуренции, в частности, в предоставлении клиентам скидки в 20%.

Между тем до 1 января 2012 года в Беларуси будут действовать низкие национальные пошлины на регистрацию товарного знака – 175 тысяч рублей, или около 20 долларов США. Кроме того, пока еще остается низкой пошлина за международную регистрацию товарного знака. После этой даты, с учетом того, что законодательство Таможенного союза требует равных условий для субъектов хозяйствования трех стран, пошлины будут унифицированы. Для сравнения: в России регистрация словесного товарного знака в двух классах в среднем обходится примерно в 1000 долларов США, причем цены зависят от уровня компаний, которые оказывают услуги по регистрации, и колеблются от 800 до 2500 долларов за один и тот же знак.

Что касается сроков регистрации, то в данный момент в Беларуси процедура длится фактически 3 года и 2 месяца. «Это чисто техническая проблема ведомства, сотрудники которого физически не справляются с работой, поскольку объем заявок большой, а экспертов недостаточно, – разъясняет Борис Кубряков. – Пугаться не стоит: как только подается заявка, вступает в действие право приоритета, то есть заявитель имеет приоритет по дате подачи заявки на регистрацию товарного знака. Существует также ускоренная процедура регистрации за дополнительную плату. В таком случае решение о регистрации можно получить уже через 2 месяца после подачи соответствующего заявления.  Правда, заявление на ускоренную процедуру принимается только через 6 месяцев после подачи заявки на регистрацию знака».

Рубрики: В Фокусе Законодательство

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах