https://www.traditionrolex.com/8
<p>Жаркие рыцарские бои и зажигательные средневековые танцы, пламенное фаер-шоу и салют, рвущий ночное небо, – вот далеко не все, чем в минувшую субботу могли насладиться жители и гости древнего Браслава. Здесь уже в четвертый раз прошел традиционный ежегодный фестиваль средневековой культуры «Меч Брячислава».</p>

Из Минска мы выехали в дождь. Спелые капли то и дело разбивались о стекло, и щетки истерично смахивали их. А в Браславе нас встретило лето с солнцем, раздевающим до майки, и мягким ветерком, пахнущим свежим сеном.

Городок Браслав небольшой, но атмосферный. В нем сохранилась древняя планировка улиц: все они витиеватыми ручейками стекаются в центр к высоченной Замковой горе. На этом месте когда-то стояли древние укрепления. К сожалению, время не пощадило постройки. Но вот валы впечатляют и сейчас. Взбираться на них приходится по узенькой деревянной лестнице. Ступеньки старые. Шатаются. Дойдешь до верха – и ловишь сердце где-то у самого горла.

Зато отсюда открывается чудесный вид на окрестности – на островерхий костел Рождества Девы Марии и на белую православную Успенскую церковь, которые словно переглядываются через дорогу; на два озера, прильнувшие к самой горе и укачивающие свои лодки; на маленькие деревянные домики… Вот здесь, на городище XI века, и развернулся фестиваль.

Глазастые вазы и рыбки на петельках

Мы приехали рано. И пока фестиваль еще не завертел в своих многочисленных событиях, гуляем вдоль ремесленных рядов. Радует, что продают здесь в основном не китайский ширпотреб, а действительно произведения мастеров: вышитые рубахи, обувь, валянную из шерсти, тканые пояса, глиняную посуда и свистульки...

Возле свистулек особенно многолюдно – детишки так и норовят ухватить пузатую рыжеватую птичку и посильнее дунуть в нее. Гончар с белой пушистой бородой и добрыми глазами сквозь пальцы смотрит на это свое­волие, мол, пусть малышня тешится – для того и вез.

Подхожу ближе, знакомимся. Сергей Щербо живет в деревне Новоселки, неподалеку от Постав. Он хозяин агроусадьбы «Окарина», где и занимается гончарным ремеслом.

– Это все сделано моими руками, – говорит гончар. – Технология традиционная – здесь нет никакой поливы. Издавна свистулька была на всех праздниках, считалось, что это магический инструмент. И детям их давали, чтобы они «высвистывали» злых духов из дома. Это вообще мировая культура. А сами формы – белорусские. У нас свистульки делали емкими, чтобы не бились в руках детей. И, скажем, на Украине их любят разрисовывать. А у нас, наоборот, без всякого рисунка, чтобы дети не пачкались.

– Такие вот глазки на посуде как получаются? – верчу в руках небольшую вазочку, испещренную сплошь сероватыми «глазами», которые нарисованы явно не краской.

– В этих местах – на границе Латвии, Литвы и Беларуси – была такая традиционная обварная керамика. При большой температуре изделие опускали в специальный раствор из закисленной ржаной муки. Помимо того, что керамика становилась «глазастой», она еще делалась очень крепкой и поэтому называлась «гартаванай». В Латвии говорят, что этот узор – старинный магический оберег. Посуда, помеченная такими «глазками», защищала от сглаза.

– А это что за оберег? – поднимаю за льняную ниточку три крохотных горшочка, которые привязаны один над одним.

– А это то, что во все времена называлось «шептуны». Если говорить современным языком, то это «материализатор человеческих желаний». В верхний горшочек клали зернышко, приговаривали: «Чтобы все в этом доме были сытенькие». В средний опускали монетку со словами: «Чтобы все были богатенькие». А в нижний – сыпали соль с таким наговором: «Соль у вочы злым людзям». Вешали на кухне.

Вдоволь насвистевшись в свистульки, ребятишки убегают на детскую площадку. Наблюдаю за ними. Здесь малышне есть чем заняться. Можно, например, бросать колечки на небольшие столбики – кто быстрее и больше набросил, тот и победил. Можно ловить деревянных рыбок, цепляя их за специальные петельки длинной удочкой. В объемистой плетеной корзине рыбки лежат неподвижно, но это нисколько не облегчает задачу – ухватить их крючком, болтающимся на длинной нитке, удается далеко не каждому.

Добыча живого огня и танцы на ходулях

Вот, наконец, и открытие фестиваля. Оно получилось довольно зрелищным – представители всех рыцарских клубов спускались на площадку с валов. Самыми первыми шли артисты средневекового «Плутовского театра ДиГриза». Они гордо вышагивали на ходулях, размахивая флагами. И временами становилось страшновато – ну, как не удержатся, соскользнут с крутого, обрывистого вала!..

Но все обошлось – в полном составе участники добрались до площадки перед сценой, чтобы добыть «Живой огонь». Это зрелище то еще! Огромный деревянный кол на системе веревок вращают несколько взрослых мужчин, среди которых – и представители администрации! Работа непростая, у добытчиков огня взмокают лбы. Но вот наконец пошел легкий дымок, и сухой трут облизали языки пламени. Фестивалю дан официальный старт.

И первыми на импровизированную сцену выходят артисты «Театра ДиГриза». Они ловко танцуют на ходулях, залихватски щелкают кнутом и поднимают к себе «на верхотуру» пищащих от восторга ребятишек.

После выступления я перехватываю на несколько слов режиссера театра Алексея «Бекара» Бурносенко.

– Что интересного и, может быть, нового вы сюда привезли? – задаю первый вопрос.

– Здесь мы впервые в Беларуси показываем наше средневековое огневое шоу в новом комплекте костюмов. Буду откровенен: мы уже успели презентовать эти костюмы на фестивале в Литве и очень скоро покажем и в других странах. А в нашей стране это первое и пока единственное выступление. В остальном мы представили старые, испытанные временем программы – средневековый балаган, ходульные выступления, реконструкцию средневекового акробатического шоу.

– Немного о самом театре можно?

– «Театр ДиГриза» занимается реконструкцией средневековой театральной культуры. Можно даже сказать, карнавальной культуры, как ее называют некоторые исследователи. Это театр до Шекспира, еще не отделившийся от цирка. Театр, где рассказчики историй, музыканты, танцоры, жонглеры, драматические актеры выступали вместе, сменяя друг друга. И все они создавали неповторимый колорит, который мог существовать где-нибудь на подмостках баронского дворца. А мог выйти на грязную, неприятно пахнущую улицу средневековой деревни, поставить шляпу для сбора денег и выступать там. Мы в буквальном смысле наследуем неповторимую романтику этого странствующего театра – катаемся с фестиваля на фестиваль, из города в город, из страны в страну. Через неделю выступаем в Копенгагене. Потом – во Флоренции. И нам это нравится.

– С какими инструментами вы работаете?

– Широчайший диапазон: это и ходули, и хлысты, и флаги, и различные хула-хупы, и музыкальные инструменты, и всевозможные огневые приспособления. Некоторые инструменты мы использовали для одного-двух представлений и потом откладывали, потому что нам не нравились.

– Что означает название «Театр ДиГриза»?

– Это имя воображаемого персонажа, владельца этого самого театра. То есть это некий Джеймс Боливар ДиГриз по прозвищу Скользкий Джим. Он дворянских кровей и в свое время не захотел идти в монахи. Жил в XIV веке. Родился во Франции и сделал карьеру в Великобритании.

– Это все придумано?

– Да. Придумано нами. Это тот персонаж, который создает канву для нашего театра. Это наш воображаемый друг.

Извинившись, Алексей уходит – ему надо готовиться к мастер-классу по средневековым танцам, а затем и к фаер-шоу. А я, все еще размышляя о загадочном ДиГризе, который придуман, но создал вполне реальный театр, иду смотреть на рыцарские бои.

Рыцарские бои и состязания лучников

Рыцари собираются на небольшой огороженной площадке. Угрожающе щетинятся мечами и щитами, идут друг на друга. Схлестываются. Несколько секунд – и все закончено. На земле лежат «убитые» и «раненые», а ведущий объявляет победителей. И так раз за разом.

Здесь же неподалеку стреляют по мишени лучники – крепко натягивают лук, тщательно целятся. И вот уже с десяток стрел выпархивают в небо и несутся к мишени…

У площадки, где показывают свое мастерство лучники, я нахожу Надежду Дударенок, директора научно-исследовательского учреждения культуры «Браславское районное объединение музеев» и по совместительству одного из организаторов мероприятия. Конечно же, прошу ее сказать несколько слов о фесте.

– Это единственный фестиваль на территории Беларуси именно раннего средневековья – IX–XIII века, – поясняет Надежда. – Мы приглашаем сюда клубы исторической реконструкции из России, Латвии и Беларуси. В этом году приехало к нам более ста участников из десяти клубов. Это довольно большое количество для нашего маленького города.

– В чем особенность нынешнего феста? Что отличает его от, скажем, прошлогоднего?

– В этом году впервые была организована детская площадка. Проанализировав минувшие фесты, мы поняли, что детей приходит много и у пап не выдерживают плечи, чтобы посмотреть все побоища. Облегчая родителям задачу, мы пригласили кукольный театр «Батлейка» с постановкой «Легенда о Браславе». Также сегодня у нас в гостях музыкальный коллектив PAWA и «Плутовской театр ДиГриза». Это тоже впервые.

– Как вы планируете развивать фестиваль?

– Это международный праздник. И хотелось бы расширить «географию» клубов, чтобы у нас были участники не только из России, Латвии и Беларуси, но и, скажем, из Польши, Литвы, Украины.

Огни на земле и в небе

Незаметно день начинает клониться к вечеру. Над Замковой горой расцветает оранжево-желтый пылающий закат. Далеко уносятся звуки волынки, подкрепленные голосами вокалистов, – выступает обещанный коллектив PAWA. И люди, подхваченные старинными ритмами, танцуют под вечереющим небом.

Как только окончательно темнеет, начинается фаер-шоу. Это всегда завораживает – тонкие человеческие фигурки, пляшущие среди огня. Люди, приручившие самую древнюю стихию, умеющие держать в руке пламя, заставляющие его танцевать, выписывая удивительные пируэты…

И едва артисты «Плутовского театра ДиГриза» заканчивают выступление, ввысь устремляется множество ракет, чтобы расцвести экзотическими красными, белыми и зелеными цветками салюта.

Полночь. Переполненные впечатлениями, мы возвращаемся домой. По стеклам начинает стучать дождь. Сначала редкий и робкий. Затем все более настойчивый. И вот уже струи воды заливают «лобовик» сплошным потоком.

Да, сама природа благоволила фестивалю, и, кажется, он удался. Во всяком случае, мы твердо решили, что и в следующем году приедем, чтобы провести день с «Мечом Брячислава» в удивительном, древнем и очень красивом городе Браславе.

https://www.traditionrolex.com/8