https://www.traditionrolex.com/8
<p>Осенне-зимний сезон охоты в самом разгаре. Интересно, есть ли клиенты у белорусских турфирм, занимающихся охотничьим туризмом, и пользуется ли охота – на первый взгляд прибыльный бизнес – достаточной популярностью? Об этом мы спросили соучредителя компании «Дитриб», охотника со стажем Александра Болозева.</p>

– Александр Александрович, развивается ли охотничий туризм в Беларуси, и что мешает данному направлению стать действительно популярным?

– Турфирмы не стремятся заниматься развитием охотничьего туризма в Беларуси. Сегодня это просто невыгодно. Я продолжаю заниматься этим разве только потому, что уже много лет посвятил охоте, и у меня имеется наработанная за годы клиентская база. Люди, которые привыкли работать именно со мной и мне доверяют. Крупные туристические фирмы просто отдают клиента какому-либо охотхозяйству, которое организует тур. Охотхозяйства, со своей стороны, всегда стараются «увести» клиента от турфирмы. И вопрос не в комиссионных, которые охотопользователь выплачивает туроператору. Охота – весьма специфическое действие, и участники всегда стараются совершить его без участия третьих лиц. Охотхозяйства стремятся перетянуть клиента себе, туроператор стремится найти для клиента охотхозяйство, которое наиболее полно выполнит желание клиента в соответствии с его возможностями. И не всегда интересы охотхозяйства и туроператора совпадают.

С точки зрения государственных интересов совершенно безразлично на чьих счетах осядет заработанная валюта. Важно, чтобы это были резиденты Республики Беларусь. И мне трудно объяснить мотивы, по которым охотхозяйствам, подчиненным УД Президента РБ, не разрешают заключать договоры с белорусскими турфирмами! Я не думаю, что такие решения принимаются руководителями соответствующих охотхозяйств самостоятельно. А так как это чисто государственные хозяйства, причем самые продвинутые, то, наверное, это соответствует интересам государства в этой сфере.

– Могли бы вы сравнить организацию охоты в Беларуси и Европе?

Мне неоднократно доводилось охотиться в странах Западной Европы. И я видел, на чем основано финансовое благополучие их охотхозяйств. Европейских иностранных охотников условно можно разделить на охотников за трофеями и «стрелков». Последним, которых абсолютное большинство, интересен сам процесс охоты и, как правило, ни трофеи, ни мясо их не интересуют. Им важно, чтобы было выставлено достаточное количество зверя или птицы на выстрел. При этом вся мясная продукция, добытая на охоте, остается в распоряжении охотхозяйства, ее переработка и последующая реализация – основной источник дохода хозяйства. По сути, охотник работает на охотхозяйство и, при этом, еще ему же и платит. В таких условиях плата за организацию охоты не столь важна, и добытые животные, кроме трофейных, вообще не подлежат оплате. Сама охота является своеобразной «наживкой», на которую поведется клиент – охотник. При этом хозяйство гарантирует выставить определенное количество зверя для охотников. Естественно, все услуги, связанные с проживанием и питанием, охотник оплачивает в полной мере.

Для примера: мне довелось участвовать в загонной охоте во Франции под Страсбургом. 11 охотников за день охоты добыли 64 кабана. При этом одному охотнику такая охота (все включено) обошлась в 400 €. У меня есть знакомый во Франции, который на этом построил целый бизнес. Он сам организует охоты, скупает мясо по различным охотохозяйствам Европы, перерабатывает и потом реализует его в супермаркетах Европы. У нас этим заниматься совершенно не хотят, так как это лишняя головная боль, нужно много работать, и просто предлагают забрать добытого зверя за бешеные суммы.

Трофейные охотники в Европе – эксклюзив. И не потому, что мало желающих и дорого, а потому, что количество трофейных животных, которых разрешат добыть в охотхозяйстве, а это всегда самцы, жестко лимитируется самим охотопользователем, чтобы не допустить деградации существующей популяции.

К сожалению, совершенно иная ситуация в Беларуси. У нас доминирует принцип: много и сразу. Минимальные цены на трофеи и дичь устанавливаются Правительством. Причем, как мне кажется, за основу взяты цены, сложившиеся в наших элитных хозяйствах типа «Беловежская пуща». Это примерно тоже самое, что обязать все отели в Беларуси работать по прейскуранту гостиницы «Европа».

– Что можно предпринять для улучшения ситуации? 

В свое время я предлагал ввести сертификацию охотхозяйств. Например, по принципу гостиниц, можно было бы присваивать им соответствующую категорию. И цены, соответственно, устанавливать дифференцированно, чтобы любое хозяйство могло найти своего клиента. Пока разницы в цене охоты между мелким охотхозяйсвтом с убогой инфраструктурой, но с достаточным количеством дичи и хозяйством, скажем, в Лясковичах, где все есть для клиента, нет никакой.

Естественно, для таких хозяйств, а их большинство, найти клиента весьма проблематично. В результате я не могу привезти охотника, который готов закрыть глаза на сервис и добыть трофейного зверя за несколько меньшие деньги. Хорошо, если это животное так и останется не добытым, но, скорее всего, его отстреляют белорусские «крутые охотники», заплатив при этом хозяйству сумму в разы меньшую, чем мог бы заплатить мой клиент.

В последние годы, на мой взгляд, основная ставка делалась на российского охотника. Но основная масса российских охотников приезжает к нам, по сути, на мясозаготовку. Все мясо добытых ими диких животных вывозится. Наверное, соответствующее постановление Правительства по ценам на дичь и трофеи (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 06.04.2006  № 466 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 01.10.2013  № 865) и было ориентировано на таких охотников. По нему совершенно невозможно организовать охоту по «пакетному» принципу, как я описал на примере Франции, ибо цена за нее будет в разы выше, чем в Европе.

Вообще, мне трудно понять логику разработчиков этого постановления в отдельных его позициях. Если с трофейными животными все более-менее понятно, то почему на животных, которые не попадают в эту категорию, цены устанавливаются в зависимости от пола, возраста или весового диапазона. Последнее самое интересное. Приведу пример по ценам, сформированным на основании этого Постановления: кабан весом до 50 кг в охотхозяйствах БООРа Витебской области стоит 100 €, а кабан весом 50 – 99,9 кг – 200 €, 100 и более – 300€. Интересно бы посмотреть статистику по добыче кабанов в диапазоне 50-60 кг и 100-120 кг, учитывая при этом, что вес добытого животного в лесу определяется на глаз! Мне трудно объяснить клиенту, почему он должен платить за кабанчика весом 15 кг столько же, сколько его товарищ заплатил за добычу в 3 раза большую. Что мешает установить фиксированную цену за 1 кг добытого не трофейного животного?

Еще одна проблема заключается в том, что в нашей стране государственную политику в охоте, по сути, формируют Министерство лесного хозяйства, Управление делами президента РБ, Белорусское общество охотников и рыболовов и Минприроды. Но в части охотничьего туризма все, за исключением Минприроды, являются конкурентами по отношению друг к другу. Соответственно и решения будут приниматься в интересах наиболее влиятельного игрока на этом поле.

Я стоял у истоков развития этого направления в Беларуси, и когда-то турфирмам было действительно выгодно развивать охотничий туризм в стране. Эффективность охотничьего туризма определялась не килограммами добытого мяса, а количеством привлеченных охотников. Помнится, мы даже ставили чартер, на котором ввозили в Беларусь охотников на пернатую дичь из Италии. Сейчас все поменялось. Кому-то стало лучше, кому-то – хуже. В одном я твердо убежден – охотхозяйство само в состоянии определить, по какой цене может продать охоту, руководствуясь одним критерием – выгодой. 

Беседовала Янина Седельник

https://www.traditionrolex.com/8