https://www.traditionrolex.com/8

Ну вот. То, о чем так мечтали чиновники в начале нулевых, свершилось. Зарубежные путешествия становятся роскошью. Добились-таки своего. По прогнозам туроператоров, после вчерашнего туры подорожают процентов на 50%. И зарплата, как вы понимаете, не увеличится. Выездной туризм уже не будет  такими темпами, как раньше, способствовать «вывозу валюты за рубеж». Цель достигнута. Впрочем, и самой валюты пока что нет. Во всяком случае, в обменниках. На руках у народа валюта, безусловно, есть. Те, кто не соблазнился большими процентами и не перевел доллары и евро в рублевые вклады, хранит свои сбереженья, естественно, не в «белках». Но придерживает. То есть, после вчерашней оголтелой покупки третьего телевизора, в турфирмы народ не спешит. В турфирмах – тишина.

На появление «интересного» сообщения Нацбанка о 30-процентной комиссии  на покупку валюты операторы моментально среагировали повышением внутреннего курса: курс  НБ + 30-40%. Уже практически днем  злополучного 19 декабря новый курс выставили и разослали соответствующие письма агентам «Музенидис Трэвел», «Топ-Тур» и другие операторы.

Кстати, все отмечают, что само явление народу сообщения Национального банка было далеко от цивилизованных стандартов. Никакого пресс-релиза. Через час после новости неожиданно вырубились все ведущие порталы страны. В общем, вряд ли и хотели «как лучше», но в любом случае получилось «как всегда». Вакуум информации целиком заполнился шоковым состоянием, которое испытал белорусский бизнес, в том числе и туристический: опять двадцать пять!

Безусловно, как принято говорить в обложенной санкциями России, которая, «любезно» поделились  кризисом с «дочерней» белорусской экономикой, «папандос» для туристических фирм уже случился. Те путевки, что уже оплачены в рублях, но рубли эти еще не конвертированы в доллары, обернутся потерями – причем даже невозможно подсчитать – какими именно.

Предсказывать в этой ситуации, как всегда, дело неблагодарное. Но, если руководствоваться печальным опытом валютного кризиса 2011 года, то события, напомним, тогда развивались так. Валюта на бирже не появлялась в течение месяца. И импортеры, в том числе  турфирмы, занимающиеся выездным туризмом, искали прямого продавца. Ну, а уж покупали у него доллары и евро по курсу «как сговорятся». То есть -- по высокому. В нынешней кризисной ситуации, как комментируют туроператоры, для экспортеров, по сравнению с кризисом 2011-го, есть нюансы. Как заметила Марина Кондрашова, руководитель фирмы «Вокруг Света», которая занимается и инкамингом, и аутгоингом, «мы, в целом, не настроены пессимистично, но в 2011 году экспортеры не обязаны были продавать 50% валютной выручки государству по курсу Нацбанка, в этот раз нас обязывают это делать».

Безусловно, это обстоятельство сильно отразится на настроении турфирм, занимающихся въездным туризмом. В прошлый кризис, как помним, они как экспортеры были, можно сказать, в шоколаде. «В этот раз для нас ситуация плохая, -- комментирует Геннадий Левшин, глава туристической компании «БеларусТурСервис», специализирующейся исключительно на въездном туризме. – Необходимость продажи половины выручки по заниженному курсу, курсовые разницы, общая неопределенность, невозможность точных договоренностей с партнерами – все это уже привело к тому, что бизнес оказался в подвешенном состоянии. Ясно, что приблизительно на полтора месяца вся деятельность может остановиться, как в 2011-м. Как будто и не было этих трех-четырех лет».

На что же рассчитывают операторы и агенты в сложившейся ситуации, кроме общих белорусских лозунгов «прорвемся, не в первый раз, все равно будут ездить»? «Безусловно, есть подушка безопасности, -- говорит директор туристической компании «Мерлинтур» Константин Коледа, -- которая позволит подождать и понаблюдать, как будут развиваться события. Наш сегмент – это авиабилеты. Кому надо полететь – все равно полетит. Кроме того, билеты на нашем сайте покупают не только в Беларуси. То есть в современных условиях – чем более глобален твой бизнес, чем больше он интегрирован в мировую экономику – тем больше шансов  выжить и сохранить дело».

Любопытно, как повели себя туристы? И что прогнозируют в турфирмах относительно возможного  поведения белорусского потребителя туруслуг? Ведь, признаемся честно, после более чем эффектного 100-еврового скачка российского рубля, всю неделю ситуация разогревалась, накалялась и «черная белорусская пятница» не была  таким уж большим сюрпризом для отечественного потребителя. «У нас пока только один клиент отказался от тура, -- рассказывает руководитель туристической фирмы «Санни Трэвел» Александр Ванюков. – Конечно, хотелось бы надеяться, что все это кончится достаточно быстро. Это ведь, по сути, четвертый кризис, который мы переживаем. Первый – из-за российского дефолта – в 1998 году. Второй – мировой (2009 год). И третий – наш собственный белорусский кризис 2011 года. То есть, в последние годы появилась четкая тенденция: 2-3 года передышки, относительно спокойного развития, и потом – кризис! Но мне кажется, что все же главная проблема, которая ожидает нашу туристическую отрасль в ближайшей перспективе, -- это отсутствие у белорусских граждан покупательской способности и как следствие -- отсутствие спроса на туруслуги. В принципе, мы это уже тоже «проходили». Когда собирались вводить таможенные пошлины на автомобили, народ массового поехал за авто в Литву, и в тот год продажи туров ощутимо «просели» -- у народа просто не было денег. Сейчас ситуация может повториться. Буквально накануне кризиса белорусы опять-таки массово скупали автомобили в Москве, причем – в салонах. Очевидно, это не лучшим образом повлияет на возможности семей выделять деньги на полноценный отдых. Ну, и главное, что все подорожает, и путевки в том числе. Вряд ли можно ожидать, что в такой ситуации заграничные поездки будут в числе приоритетов».

Вот такой расклад мнений по поводу сложившейся ситуации и перспектив получился после общения с белорусскими операторами. Не будем говорить, что он однозначно пессимистичный. Скажем – реалистичный. Но для турбизнеса в частности есть и хорошая новость. Если уж сравнивать нашу текущую «проблему» с прошлым кризисом, случившимся, напомним, на волне гнетущей послевыборной обстановки и аккурат в разгар раннего бронирования, сейчас есть явный плюс. Активный туристический сезон еще далеко. Впереди – Коляды, Новый год, праздники. Деловая жизнь, продажи в это время в турфирмах и без кризиса не слишком активны. Как заметила директор компании «Анна Турс» Ксения Демьяченко, «туры по раннему бронированию пока продавать точно не будем. Будем ждать, пока не отпустят курс и ситуация не нормализуется». Что ж, будем ждать. 

https://www.traditionrolex.com/8