Белорусские туроператоры: «Нынешний кризис похож на кризис 2011-го, но есть «нюансы»

20.12.2014 - Новости

Автор: Лилия КОБЗИК


Белорусские туроператоры: «Нынешний кризис похож на кризис 2011-го, но есть «нюансы»

Ну вот. То, о чем так мечтали чиновники в начале нулевых, свершилось. Зарубежные путешествия становятся роскошью. Добились-таки своего. По прогнозам туроператоров, после вчерашнего туры подорожают процентов на 50%. И зарплата, как вы понимаете, не увеличится. Выездной туризм уже не будет  такими темпами, как раньше, способствовать «вывозу валюты за рубеж». Цель достигнута. Впрочем, и самой валюты пока что нет. Во всяком случае, в обменниках. На руках у народа валюта, безусловно, есть. Те, кто не соблазнился большими процентами и не перевел доллары и евро в рублевые вклады, хранит свои сбереженья, естественно, не в «белках». Но придерживает. То есть, после вчерашней оголтелой покупки третьего телевизора, в турфирмы народ не спешит. В турфирмах – тишина.

На появление «интересного» сообщения Нацбанка о 30-процентной комиссии  на покупку валюты операторы моментально среагировали повышением внутреннего курса: курс  НБ + 30-40%. Уже практически днем  злополучного 19 декабря новый курс выставили и разослали соответствующие письма агентам «Музенидис Трэвел», «Топ-Тур» и другие операторы.

Кстати, все отмечают, что само явление народу сообщения Национального банка было далеко от цивилизованных стандартов. Никакого пресс-релиза. Через час после новости неожиданно вырубились все ведущие порталы страны. В общем, вряд ли и хотели «как лучше», но в любом случае получилось «как всегда». Вакуум информации целиком заполнился шоковым состоянием, которое испытал белорусский бизнес, в том числе и туристический: опять двадцать пять!

Безусловно, как принято говорить в обложенной санкциями России, которая, «любезно» поделились  кризисом с «дочерней» белорусской экономикой, «папандос» для туристических фирм уже случился. Те путевки, что уже оплачены в рублях, но рубли эти еще не конвертированы в доллары, обернутся потерями – причем даже невозможно подсчитать – какими именно.

Предсказывать в этой ситуации, как всегда, дело неблагодарное. Но, если руководствоваться печальным опытом валютного кризиса 2011 года, то события, напомним, тогда развивались так. Валюта на бирже не появлялась в течение месяца. И импортеры, в том числе  турфирмы, занимающиеся выездным туризмом, искали прямого продавца. Ну, а уж покупали у него доллары и евро по курсу «как сговорятся». То есть -- по высокому. В нынешней кризисной ситуации, как комментируют туроператоры, для экспортеров, по сравнению с кризисом 2011-го, есть нюансы. Как заметила Марина Кондрашова, руководитель фирмы «Вокруг Света», которая занимается и инкамингом, и аутгоингом, «мы, в целом, не настроены пессимистично, но в 2011 году экспортеры не обязаны были продавать 50% валютной выручки государству по курсу Нацбанка, в этот раз нас обязывают это делать».

Безусловно, это обстоятельство сильно отразится на настроении турфирм, занимающихся въездным туризмом. В прошлый кризис, как помним, они как экспортеры были, можно сказать, в шоколаде. «В этот раз для нас ситуация плохая, -- комментирует Геннадий Левшин, глава туристической компании «БеларусТурСервис», специализирующейся исключительно на въездном туризме. – Необходимость продажи половины выручки по заниженному курсу, курсовые разницы, общая неопределенность, невозможность точных договоренностей с партнерами – все это уже привело к тому, что бизнес оказался в подвешенном состоянии. Ясно, что приблизительно на полтора месяца вся деятельность может остановиться, как в 2011-м. Как будто и не было этих трех-четырех лет».

На что же рассчитывают операторы и агенты в сложившейся ситуации, кроме общих белорусских лозунгов «прорвемся, не в первый раз, все равно будут ездить»? «Безусловно, есть подушка безопасности, -- говорит директор туристической компании «Мерлинтур» Константин Коледа, -- которая позволит подождать и понаблюдать, как будут развиваться события. Наш сегмент – это авиабилеты. Кому надо полететь – все равно полетит. Кроме того, билеты на нашем сайте покупают не только в Беларуси. То есть в современных условиях – чем более глобален твой бизнес, чем больше он интегрирован в мировую экономику – тем больше шансов  выжить и сохранить дело».

Любопытно, как повели себя туристы? И что прогнозируют в турфирмах относительно возможного  поведения белорусского потребителя туруслуг? Ведь, признаемся честно, после более чем эффектного 100-еврового скачка российского рубля, всю неделю ситуация разогревалась, накалялась и «черная белорусская пятница» не была  таким уж большим сюрпризом для отечественного потребителя. «У нас пока только один клиент отказался от тура, -- рассказывает руководитель туристической фирмы «Санни Трэвел» Александр Ванюков. – Конечно, хотелось бы надеяться, что все это кончится достаточно быстро. Это ведь, по сути, четвертый кризис, который мы переживаем. Первый – из-за российского дефолта – в 1998 году. Второй – мировой (2009 год). И третий – наш собственный белорусский кризис 2011 года. То есть, в последние годы появилась четкая тенденция: 2-3 года передышки, относительно спокойного развития, и потом – кризис! Но мне кажется, что все же главная проблема, которая ожидает нашу туристическую отрасль в ближайшей перспективе, -- это отсутствие у белорусских граждан покупательской способности и как следствие -- отсутствие спроса на туруслуги. В принципе, мы это уже тоже «проходили». Когда собирались вводить таможенные пошлины на автомобили, народ массового поехал за авто в Литву, и в тот год продажи туров ощутимо «просели» -- у народа просто не было денег. Сейчас ситуация может повториться. Буквально накануне кризиса белорусы опять-таки массово скупали автомобили в Москве, причем – в салонах. Очевидно, это не лучшим образом повлияет на возможности семей выделять деньги на полноценный отдых. Ну, и главное, что все подорожает, и путевки в том числе. Вряд ли можно ожидать, что в такой ситуации заграничные поездки будут в числе приоритетов».

Вот такой расклад мнений по поводу сложившейся ситуации и перспектив получился после общения с белорусскими операторами. Не будем говорить, что он однозначно пессимистичный. Скажем – реалистичный. Но для турбизнеса в частности есть и хорошая новость. Если уж сравнивать нашу текущую «проблему» с прошлым кризисом, случившимся, напомним, на волне гнетущей послевыборной обстановки и аккурат в разгар раннего бронирования, сейчас есть явный плюс. Активный туристический сезон еще далеко. Впереди – Коляды, Новый год, праздники. Деловая жизнь, продажи в это время в турфирмах и без кризиса не слишком активны. Как заметила директор компании «Анна Турс» Ксения Демьяченко, «туры по раннему бронированию пока продавать точно не будем. Будем ждать, пока не отпустят курс и ситуация не нормализуется». Что ж, будем ждать. 

Рубрики: Комментарии

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

20.12.2014 19:27
Т1
ответить

За туры, оплаченные бел. рублями, опять туристы должны отвечать (в данном случае доплачивать) ?

Если курс будет постоянно скакать, то будут постоянно доить туристов ?

 

Аватар

20.12.2014 20:09
Юзер
ответить

Закон о туризме республики Беларусь. Статья 8. Реализация туристского продукта

Стоимость туристского продукта не может быть увеличена за двадцать дней до начала путешествия.

 

Аватар

21.12.2014 20:25
Ira
ответить

Вопрос к коллегам: интернет-магазины позакрывали, т.к. они не соблюдали законодательство о торговле и защите прав потребителей, включая требование об указании интернет-магазинами цены товаров исключительно в белорусских рублях.

Во-первых, не могу найти такое требование.

Во-вторых, как это отразится на сайтах туроператоров и турагентств, на которых цены на туры публикуются в 99% случаев в валюте?
Читать полностью:  http://news.tut.by/society/428717.html

Читать полностью:  http://news.tut.by/society/428717.html

Читать полностью:  http://news.tut.by/it/428870.html
 

Аватар

21.12.2014 21:50
Анастасия
ответить

Встречный вопрос: а как отразится требование не повышать стоимость товаров и услуг? Как это согласуется с новым внутренним курсом операторов?

Аватар

21.12.2014 23:58
Шариков
ответить

Правомерно ли за тур, оплаченный в бел. рублях, требовать доплату? Речь идет об оплате тура по старому курсу и последующему скачку курса за один день. Однако в договоре пункт об изменении курса и доплате за тур есть. Хотя курс, можно сказать, официально не подымался. Или турфирма идет лесом?

 

Аватар

22.12.2014 16:15
Р
ответить

Зато билеты Белавиа по курсу Нацбанка https://www.facebook.com/biletiki/photos/a.182921331843282.44786.182908138511268/567637250038353/?type=1&theater

Аватар

22.12.2014 22:38
abc
ответить

Турфирма не имеет права пересчитать стоимость услуги после полной ее оплаты

Если комплекс услуг оплачен заказчиком полностью, то турфирма не имеет права требовать потом каких-либо доплат. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА заместитель директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Мартынов.

В то же время в отношении неоплаченной части услуг турфирма может потребовать доплату, но только в том случае, если подобное условие содержится в договоре на оказание услуги. "То есть, во-первых, должно быть четко прописано условие, при котором это доплата производится, во-вторых, турист должен подписать договор, то есть согласиться на такое условие", - объяснил замдиректора.

По его словам, несколько турфирм уже попытались сделать перерасчет стоимости уже оплаченного туристами комплекса услуг. "Однако после того, как мы разъяснили им правовые нормы, они отказались от этой идеи", - добавил Андрей Мартынов.

Он также рассказал, что белорусские турфирмы при оплате комплекса туруслуг в белорусских рублях могут применять собственные курсы пересчета по соглашению сторон. "Подлежащая оплате в рублях сумма может определяться исходя из курса соответствующей валюты, установленного соглашением сторон", - отметил Андрей Мартынов. При этом принимать оплату в иностранной валюте имеют право лишь те турфирмы, которые получили лицензию Национального банка на право совершения операций в иностранной валюте.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах