https://www.traditionrolex.com/8
<p>Мы слишком давно не были в походе – я понимаю это уже на первой стоянке. И не потому, что закатное солнце золотит верхушки сосен или запах костра кружит голову, и эти простые походные радости дарят мне удивительное чувство полноты жизни. Я понимаю это по реакции нашего младшего ребенка. Михась хочет спать, он соглашается, когда я предлагаю уложить его, сонно опускает голову мне на плечо... Но увидев палатку, наш рассудительный Мих склоняет голову набок, критически осматривает предлагаемый ему приют, сердито хмурится, отрицательно качает головой и наконец выносит свой вердикт:</p>

<p>– Мама, биби!  В том смысле, что надо быстренько садиться в машину и ехать куда глаза глядят. Еле уговорили остаться. Совсем отвык спать в палатке!</p>

<p>А вот переезды Мих переносит просто отлично. Наверное, будь его лексикон побогаче, он повторил бы вслед за Визбором, диск с песнями которого крутится у нас в машине:</p>

<p><em>Нет дороге окончанья, есть зато ее итог:</em></p>

<p><em>Дороги трудны, но хуже без дорог. </em></p>

Дороги зовут, утомляют, иногда – смешат. Есть такие указатели, которые просто нельзя не сфотографировать на память, даже если очень спешишь. А мы не очень спешим – мы же путешествуем, смотрим на мир широко открытыми глазами. Например, в одном из населенных пунктов слово «центр» перевели на английский (специально для удобства иностранных путешественников, не иначе!) как Tsentr, а платная дорога обозначена как paid road (буквально «оплаченная дорога»).

Короткий рывок от Изборска до Печор – всего 23 км. В Печорах нас магнитом притягивает к себе сердце местечка – Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Не успели мы остановиться у памятника великомученику Корнилию на площади у монастыря, как вдруг откуда ни возьмись – словно из-под земли – возникает экскурсовод. На груди бедж, на бедже указаны его фамилия, имя и отчество. Виктор Николаевич (так его зовут) предлагает нам обзорную историю по монастырю и окрестностям, стоимость его услуг – 100 российских рублей со взрослого экскурсанта.

Посовещавшись, соглашаемся. Гид приступает к своим обязанностям стремительно, словно бросается в атаку: обрушивает на нас оглушительный залп из дат, исторических событий и курьезных подробностей. Примечателен и его лексикон: мы то и дело слышим «спешу уведомить», «сей храм возведен был», а наших детей он торжественно именует «подрастающим поколением». На какой-то миг я вспоминаю неподражаемого герра Мульдгорда, инспектора шведской полиции из великолепной повести Иоанны Хмелевской «Все красное», который выражался не менее высокопарно: «тайна сия великая есть», «воистину ли на вечеря было человецех, яко песку морского?».

Местные пещеры, ставшие основой монастыря, не рукотворные, а, как здесь их издревле называют, «Богом Зданные»: они представляют собой русло подземной реки. Пещеры были открыты совершенно случайно, по легенде охотниками, которые остановились в этих живописных местах на ночлег. Срубленная ими сосна якобы случайно упало на соседнее дерево, вывернув его из земли вместе с корнями. А под корнями обнаружился подземный ход – это случилось в конце XIV века. Через столетие, в XV веке, здесь был основан монастырь. Известна даже точная дата освящения первой церкви – Пещерной: 15 августа 1473 года, этот день считается днем основания Псково-Печерской обители. Экскурсовод обращает наше внимание на один интересный грамматический нюанс: городок называется Печоры, через «о», а обитель – Псково-Печерская, через «е», это официальное, устоявшееся, давно вошедшее в обиход грамматическое противоречие. Войдя во вкус, гид начинает объяснять нам значение двух – внимание! – старославянских слов: «печора» и «межа». Честное слово, даже смешно! Ведь эти слова прекрасно себя чувствуют в современном белорусском языке, лишь слегка изменили фонетическую форму. Все-таки языкознание – чрезвычайно захватывающее занятие! Изучая родственные языки, начинаешь лучше понимать оттенки своего собственного. Возьмите, к примеру, белорусское словосочетание «дзяржаўная мяжа». Строгий конкретный термин, никакой дополнительной стилистической окраски. А попробуйте произнести те же самые слова по-русски – получится некая высокопарная «державная межа». 

Псково-Печерскому монастырю чудом удалось без потерь пережить печальную для большинства сакральных сооружений эпоху советского атеизма: в обители никогда не прерывалась молитва. Что это значит, пожалуй, не стоит объяснять: само понятие «намоленное место» для неверующего – пустой звук, а верующему и без слов все ясно.

Совершив обход крепостных стен, мы направляемся к входу в монастырь – Святым воротам и Никольской надвратной церкви. Здесь мы узнаем о судьбе того самого святого, великомученика Корнилия, памятник которому стоит у стен обители. Оказывается, игумен Корнилий был настоятелем монастыря более 40 лет, в эти годы монастырь достиг своего расцвета, и именно Корнилий приказал обнести обитель надежными стенами. Это решение, увы, оказалось для игумена роковым: мнительный Иван Грозный расценил строительство укрепленных стен как доказательство измены. В феврале 1570 года царь прибыл в Псково-Печерский монастырь. Игумен Корнилий ждал его у Святых ворот с хлебом-солью, и ослепленный гневом царь отрубил ему голову прямо на этом месте. По легенде, совершив это злодеяние, Иван Грозный тут же раскаялся и отнес тело Корнилия к Пещерной церкви. Мощеная дорога от Святых ворот к Пещерной церкви стала с тех пор называться Кровавым путем. Согласно другой версии, путь прозван кровавым потому, что по дороге катилась голова убиенного игумена.

На монастырской территории находится несколько храмов, и все они, расположенные в непосредственной близости друг от друга, построены в разных архитектурных стилях и вдобавок отличаются друг от друга цветовой гаммой. Ризница и Благовещенский храм – красного цвета. Стоящая рядышком Сретенская церковь – белоснежная. Покровская церковь – желтая, с пятью выстроенными в одну линию куполами синего цвета. По идее, все это стилевое и цветовое разнообразие должно резать глаз, но… этого почему-то не происходит. И даже наоборот: в обители ты остро ощущаешь гармонию и красоту архитектурных форм, а главное – ту радость и умиротворение, за которыми, наверное, и устремляются сюда паломники со всех уголков православного мира.

Распрощавшись с гидом и набрав святой воды в древнем колодце, мы покидаем обитель и направляемся в расположенное неподалеку кафе «Старая башня». Кафе расположено в исключительно удачном месте – буквально в 100 м от Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Думаю, недостатка в посетителях здесь не испытывают. Да и здание, в котором оно расположено, интересно само по себе: это бывшая водонапорная башня, построенная в 1903 году из уникального местного красного кирпича. Уютное местечко с вкусной едой, кроликом в клетке и прялкой на подоконнике. Дети в восторге от кролика! Но тот вряд ли доволен таким навязчивым интересом к своей скромной персоне…

Знакомство с Псковом начинается с прогулки по набережной реки Великой и внешнего осмотра Кремля. А потом мы заходим внутрь. Удивительно, что внутри большого современного города сохранился такой огромный кусок истории, настоящий портал в иные миры! Мне кажется, сюда можно приходить как в храм: собраться с мыслями, подумать о вечном, принять важное решение. Кремль – это три цвета: белый – стены, голубой – небо и зеленый – трава, на которой мы сидим, греясь на солнышке, играя с собакой и читая путеводитель. По легенде основательницей Пскова является княгиня Ольга, увидевшая на берегу реки Великой три ярких луча и предсказавшая возникновение славного града на этом самом месте. Белоснежный Троицкий собор – четвертый по счету храм на этом месте. Первый, деревянный, был построен в X веке по приказу княгини Ольги. Великолепный нынешний собор был построен в конце XVII века. Здесь хранится чудотворная Чирская икона Божьей Матери и мироточивая икона святого целителя Пантелеймона.

Закат над рекой Великой и наползающая прохлада навевают мысли о добром ужине. «Добрый ужин был бы нам, однако, нужен», – сама собой приходит в голову строчка из пушкинской «Сказки о царе Салтане»… Наверное, это неудивительно здесь, на Псковщине, где все еще витает дух поэта. И мы отправляемся на присмотренное заранее место ночевки. Обилие песка на берегу водоема делает наш привал первоклассной песочницей для малышни.  

Наутро возобновляем прогулку по Пскову. Псков – это не только церкви, которых здесь бесчисленное множество, это еще и город автора знаменитого романа «Два капитана». Писатель Вениамин Каверин родился в Пскове в 1902 году в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка. В 1912-м он поступил в местную гимназию, шесть лет в ней учился, а в 1919-м покинул родной город, переехав в Москву. Псков под разными именами выступает в качестве места действия многих его произведений. И, конечно, он описан в его самом известном романе – «Двух капитанах». Это тот самый город Энск, по которому протекают две реки: Песчинка и Тихая (на самом деле это реки Пскова и Великая). В Псковской областной библиотеке для детей и юношества открыт музей, посвященный роману, а возле библиотеки установлен памятник героям романа.

Гуляя по псковским улицам, мы совершенно неожиданно получаем приглашение на… первомайскую демонстрацию: Первомай грянет через два дня, и в листовке, которую вручает нам улыбчивый молодой человек, предлагают выступить стройными рядами за социализм и справедливость.  

В Летнем саду – памятник Пушкину. В путеводителе его называют самым необычным памятником поэту, потому что скульптор Олег Комов рядом со стоящим Пушкиным усадил его добрую старую няню Арину Родионовну. И вот тут, рядом с этим действительно трогательным памятником, я понимаю, что мне очень хочется попасть в гости к поэту, главная цель моего путешествия по Псковщине – это Пушкинские Горы. Уже сегодня мы увидим Михайловское!

https://www.traditionrolex.com/8