https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>В последнее время мы видим, что Министерство спорта и туризма предпринимает активные усилия, чтобы по возможности смягчить визовый режим и добиться большей узнаваемости Беларуси. С какими идеями проводит эту работу заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной? В чем он видит дополнительные ресурсы для более активного маркетинга нашей страны как туристической дестинации? Об этом и многом другом – наш разговор.</strong></p>

–  Михаил Петрович, на круглом столе, который состоялся в марте на воркшопе Buy Belarus, вы заявили о том, что одна из главных задач, которые стоят перед Министерством спорта и туризма, –  «разблокировать» страну, сделать ее узнаваемой. Как идет продвижение к этой цели?

–  Я имел в виду два направления работы. Первое – это либерализация визового режима для граждан стран, безопасных в миграционном плане (безопасность очень важна, об этом забывать нельзя!). Невозможно не заметить, что для облегчения визового режима уже очень много сделано. Действует безвизовое посещение Беловежской пущи, безвизовый въезд для граждан Израиля, Турции. Существует безвизовый трехдневный транзит для китайских туристов. Уже готов и ратифицирован нижней палатой парламента документ о безвизовом въезде организованных групп китайских туристов. В данный момент ведется активная работа над комплексной либерализацией визового режима, эту информацию озвучил МИД, через несколько месяцев процесс завершится, и, мы уверены, все это принесет огромную пользу государству.

Второе направление – информационное. Мы должны больше рассказывать о стране, причем пользоваться самыми разнообразными каналами информации. К сожалению, даже заседание Европейской региональной комиссии Всемирной туристической организации, которое недавно проходило в Литве и в котором я участвовал, показало, что Беларусь по-прежнему не знают. Мы сделали небольшой срез мнений, я раздал специально подготовленную анкету каждому участнику форума с вопросом: с чем у вас ассоциируется Беларусь? Удивительный ответ дал участник из Зимбабве: он высказал предположение, что Беларусь – это польский интернет-портал! Понятно, что у многих респондентов были более реальные ассоциации, большинство знает, что Беларусь –  это республика, которая входила в состав бывшего Советского Союза, но, к сожалению, дальше знания не идут. То есть на сегодняшний день нам есть что показать, но никто о нас и наших возможностях ничего не знает!

С генеральным секретарем ВТО Талебом Рифаи в Вильнюсе

–  Чтобы переломить ситуацию, упор делается на участие в выставках?

–  Не только. Есть механизмы и кроме выставок. Говоря откровенно, выставки дают сотни, ну, пускай тысячи контактов. А, например, ТВ-ролики, телевидение – это совсем другой масштаб пиара! Например, в Польше мы с коллегой договорились взаимно рекламировать на телевизионных каналах туристические возможности наших стран. Тут речь уже идет о совсем другой аудитории – миллионах людей, которые увидят, почувствуют наши возможности, заинтересуются и в конце концов приедут к нам. Тем более что мы уже видим, как активизировались поляки, мы чувствуем с их стороны рост туристического интереса к Беларуси.

По Литве – аналогичная ситуация. Мы будем продвигать Беларусь, и этот процесс уже идет, через СМИ, через социальные сети, на выставках – в общем, всеми возможными способами.

–  Денег-то маловато выделяется на маркетинг территории – всего около сотни тысяч долларов. Для сравнения – в Литве на эти цели в этом году будет потрачено около двух миллионов!

–  Да, денег немного, но, во-первых, они у нас точно есть. Во-вторых, мы над этим вопросом работаем. Тут могут быть различные варианты. В любом случае мы должны комплексно подходить к вопросам туризма, в частности, не забывать о безопасности наших туристов, клиентов туристических компаний.  Наша цель – защитить их от мошенников, максимально компенсировать людям расходы, если вдруг наступает какой-то форс-мажор. Посмотрите, в России ужесточают  требования к туроператорам. Человек, который пострадал в случае невыполнения фирмой своих обязательств, имеет финансовую защиту. У нас, к сожалению, такой защиты нет. Хотя, надо признать, что у нас и ситуация не такая критичная, как в России – слава богу, у нас случаи, когда туристы страдают от мошенников-турфирм, единичны. Тем не менее думать о защите потребителей надо. Поэтому, на мой взгляд, в наших условиях речь может идти о создании компенсационного фонда либо чего-то подобного. Как вы думаете, это будет большая проблема для туриста, если к цене путевки будет добавлено 50 центов? Это как-то отразится на общей ситуации?

–  Наверное, это не отразится, если люди будут понимать, куда эти деньги пойдут! То есть вы считаете, что в Беларуси все-таки нужно создать некий компенсационный фонд,  деньги из которого будут идти в том числе и на маркетинг Беларуси как туристической дестинации?

–  Пока это только идея, которую нужно совместно обсуждать. По моему мнению, эти деньги можно потратить на две цели. Во-первых, на развитие белорусского туризма: маркетинг, продвижение белорусского турпродукта. Во-вторых, небольшую часть, потому что у нас громких банкротств, к счастью, не бывает, выделять на компенсации пострадавшим туристам. Туристы должны быть защищены финансово! И в случае создания фонд мог бы справляться с обеими целями. И вот тогда уже речь будет идти не о ста тысячах для маркетинга и продвижения Беларуси, а совсем о других суммах. Мы должны быть реалистами и понимать, что государство дает столько, сколько может. Не будем забывать, что тем же Литве, Грузии деньги выделяют европейские структуры. У нас таких возможностей нет. Но если активно работать, и мы можем добиться значительных результатов.

–  На ваш взгляд, если страну мы продвинем, визы всем, кому надо, отменим, турпродукт подтянем (а процесс этот, слава богу, уже идет), на какой уровень развития туризма мы выйдем?

–  Я говорю слово «туризм», а всегда имею в виду слово «экономика». На сегодняшний день  вклад туризма в белорусскую экономику, в ВВП, приблизительно 0,7%. Конечно, это ничтожно мало. К тому же у нас нет точной системы учета доходов от туризма. Для этого мы и создаем вспомогательные счета, которые дадут нам ответ на вопрос: как движутся денежные потоки в белорусском туризме? Нам это необходимо знать, чтобы четко понимать, куда направлять основные усилия. Я думаю, что реально довести вклад туристической отрасли в белорусскую экономику до 7%. Страна красивая, народ гостеприимный, инфраструктура развивается!

–  Литву догоним в плане развития туризма и приема зарубежных гостей?

–  Несомненно! К концу выполнения Госпрограммы, то есть за пять ближайших лет, мы вполне можем это сделать. При условии, конечно, что в туризме будет деловая активность. Посмотрите, что у нас сейчас происходит. Количество средств размещения растет, и качество их повышается. Достаточно бурно развивается санаторно-курортный сектор. На сегодняшний день мы уже восстановили российский туристический поток, потому что в прошлые годы, как помним, был провал. Частный бизнес инвестирует в такие комплексы, как «Красный бор», «Наносы». Месяца через два откроется еще один комплекс на Витебщине –  «Плисса». Это очень серьезная туристическая инфраструктура, это уже другой уровень, это индустрия. Она современна, она адаптирована к сегодняшнему дню.

Я уверен, что мы двигаемся в правильном направлении, хотя, возможно, хотелось бы, чтобы процессы шли еще быстрее. Понятно, что речь идет о создании настоящей индустрии гостеприимства, это значит, что все должны относиться к туристу, как к личному гостю. Не должно быть так, что зашел турист поесть в кафе, а он там никому не нужен, зашел купить сувенир – никто не обращает внимания. У поляков, литовцев, латышей это уже давно не так. А у нас, к сожалению, по-прежнему много некачественного сервиса. Это надо исправлять!

–  Михаил Петрович, как вы считаете, у вас лично сложились отношения с белорусскими практиками турбизнеса?

–  На сегодняшний день я вижу положительную динамику в этом направлении. Тут положительную роль играет и моя страничка на Фейсбуке, и мои субботы-воскресенья, которые я посвящаю общению здесь в кабинете, в неформальной обстановке. Это мое нерабочее время, поэтому можно со мной списаться на Фейсбуке и договориться о встрече. Мне это интересно. Ко мне приходят такие люди, как Галина Потаева, Филипп Гулый, Игорь Чернозипунников, Алексей Стрельченко – то есть те, кто реально занимается белорусским туризмом. Дверь в мой кабинет всегда открыта! Я готов общаться, выслушивать пожелания, проблемы – давайте вместе решать вопросы, которые стоят перед белорусским туризмом!

Беседовала Лилия КОБЗИК

https://www.traditionrolex.com/8