https://www.traditionrolex.com/8
Именно эта картина была моим личным фаворитом в «оскарной» гонке

«ОПЕРАЦИЯ АРГО»

Argo, США, 2012, 120 мин., PG. Реж. Бен Аффлек («Прощай, детка, прощай», «Город воров»); в рол.: Бен Аффлек (Тони Мендес), Брайан Кренстон (Джек О’Доннелл), Алан Аркин (Сигел), Джон Гудмен (Джон Чемберс), Кайл Чендлер (Хэмилтон Джордан), Виктор Гарбер (Кен Тейлор), Тейт Донован (Боб Андерс), Майкл Паркс (Джек Кёрби), Клеа Дювалл (Кора Лиджек)

Жанр. Политический ретро-триллер, сюжет которого основан на реальных событиях.

Первоисточник. Сценарий Криса Террио основан на автобиографической книге Антонио Дж.Мендеса «Мастер перевоплощения» и статье Джошуа Бирмена «Побег из Тегерана». Правда, как это нередко бывает со знаменитыми фильмами, возникли и скандальные версии литературного первоисточника. И прежде всего, речь о сценарии иранца Навида Шейбани, который треть века назад передал в самолете улетающему из его страны Мендесу. Причем, творческое решение было … комедийным. Но в любом случае тема плагиата, боюсь, еще будет долго муссироваться.

Мифы и реалии. Очень часто в публичных дискуссиях, особенно в России используется безапелляционный довод о том, что США всегда используют силу для спасения своих граждан, да и для достижения государственных интересов. И если что-нибудь случается с россиянами за рубежом, тут же заявляют: «Вот американцы бы не терпели, а послали бы отряд морской пехоты, да и раздолбали бы всех подряд». И это при том, что в борьбе за главный «Оскар» сталкиваются сразу два фильма, опровергающих этот тезис и утверждающих, что и самой сильной державе мира приходится проявлять гибкость и сдержанность. Так что есть довод утверждать: кровожадность Штатов в общественном мнении жителей многих стран существенно преувеличена.

4

Политика. Она, безусловно, сказывается на восприятии представляемой картины. Так, «оскарный» лауреат, режиссер В.Меньшов («Москва слезам не верит») заявил, что победа «Арго» – политическая, а не художественная, ибо этот фильм – лишь «крепкий середнячок». А, по мнению российского исламского деятеля Гейдара Джемаля, данное кино – «часть политической компании против Ирана. И то, что его представляла на церемонии Мишель Обама, естественно, акцентирует позицию Белого дома. Понимаете, президент Ирана Ахмадинежад был в числе тех студентов, которые захватывали посольство. И, поэтому, участие первой леди Соединенных Штатов в представлении этого фильма приобретает совершенно другое измерение, объемный характер. Это как бы полемика на президентском уровне. Потому, этот фильм является частью компании дезинформации и искажения облика исламской республики Иран». Мое личное мнение заведомо не будет экспертным, однако с точки зрения обывателя могу заявить, что «Арго» не вызвал у меня ненависти к Ирану, скорее, сочувствие. Как свидетельствует история, от подобной исторической ловушки не гарантирован ни один народ, а страдают от нее в основном местные жители, а не заезжие дипломаты. Хотя шума из-за них намного больше. Стоит также отметить, что авторы «Арго» предприняли ряд мер, чтобы не обидеть союзников США – Канаду, Великобританию и Новую Зеландию, бывших в фокусе экранной истории. Хотя без ряда резких упреков все равно не обошлось.

1

Фабула. 4 ноября 1979 года революционные исламисты, недовольные политикой США, истово штурмуют посольство этой страны в Тегеране. Сразу становится понятным, что силой охраны эту массу людей не остановить, поэтому дипломатам только и остается поспешить с уничтожением секретных документов. Толпа движется, словно волна цунами, сметая все на своем пути и только шестерым сотрудникам удается улизнуть, чтобы спрятаться в доме канадского посла. Разумеется, они не знают, что здесь им придется провести месяцы, каждый день, опасаясь разоблачения и казни. Между тем, юные иранцы восстанавливают порезанные в полоски документы и когда-нибудь сложат и список работников посольства, и портреты скрывающихся особ. В ЦРУ понимают, что нужно спешно вытаскивать соотечественников. Поначалу надежда связывается с их велопробегом до турецкой границы, но этот план решительно не нравится специалисту по эвакуации Тони Мендесу, неоднократно бывавшему в суровых передрягах. Свою деятельность он сравнивает с … абортами. До них лучше дело не доводить, но если уж дошло, то вернее обращаться к специалистам. Мендес берется за схему спасения, связанную с якобы съемками фантастического фильма на иранской натуре. А его название "Арго" связано с греческой мифологией. Такое имя носил корабль, на котором аргонавты плыли за золотым руном.

Кино про кино. Так уж сложилось, что я люблю этот своеобразный поджанр, хотя в данном случае кинопроизводство – фарс, фикция, но ведь нужно было все сделать таким образом, чтобы у самых образованных из стражей исламской революции не вызывать никаких сомнений. Так что «мутят» проект истинные профи, продюсеры съевшие собаку на настоящих фильмах. Тут стоит отметить, что прекрасным актерам, исполнявшим эти роли, в отличие от коллег дозволено лицедействовать на всю катушку. Тем более, что в их общении масса сатиры на голливудские нравы. Так что все получилось и органично, и привлекательно. Да и фильм в целом от этой линии выглядит более разнообразным и захватывающим. Что же касается того, как несчастные дипломаты изображают киношников, то, на мой взгляд, Мендес, судя по фильму, подошел к этому недостаточно серьезно. И повезло, что среди многочисленных контролеров не было специалистов в этом деле. В остальном же, мой зрительский глаз ничего не резало. 

2

Чувство меры. Именно «Операция «Арго» была моим личным фаворитом в «оскарной» гонке, поэтому, собственно, и спешу представить этот фильм. При этом, в отличие от многих киноведов, меня не смущало, что уже более 20 лет главный приз Киноакадемии не доставался за фильм, который параллельно не был бы номинирован еще и за лучшую режиссуру (аналогичная ситуация была в 1990 году с «Шофером миссис Дэйзи», а до этого в 1929 и 1932 годах). Дело в том, что по ходу просмотра «Арго», даже зная чем все закончится, я почувствовал, что всерьез переживаю за персонажей. И волнения мои относятся к истории и ее участникам, а не к режиссерским (и лицедейским) изыскам. Так что снимаю шляпу перед Беном Аффлеком, который во имя поставленной цели, фактически «убил» в себе режиссера и актера. А ведь он отнюдь не мэтр, не Клинт Иствуд или Вуди Аллен, которые уже могут позволить себе быть любыми в своих проектах. Особенно остро «жертва» Бена чувствуется в финальных сценах, когда особенно легко было расслабиться и дать волю эмоциям и патриотическому пафосу (как это было, например, в «Армагеддоне»). Но даже тут не ушло чувство меры. Отчего вспомнилась сцена обмена шпионами из советского классического фильма «Мертвый сезон».

3  

Прочая информация. Говорят, что иранский режиссёр Атоалла Салманяна намерен создать патриотический фильм «Генеральный штаб», как ответ на «Арго». Знатоки темы соревнуются в обнаружении разного ряда смысловых ляпов в картине, которая претендует на документальность в подходе. Среди них и не та ливрея Боинга, и разрушенный вид знака HOLLYWOOD, который, еще в 1978 году был отреставрирован, и многое другое. Съёмки проводились в Лос-Анджелесе, Вашингтоне и Стамбуле.

Регалии и сборы. Премии «Оскар»: фильм, сценарий и монтаж. Номинации: Аркин, звук, монтаж звука и музыка А.Деспла. Кстати, свой предыдущий «Оскар» Бен Аффлек получил в 1998 году, как сценарист ленты «Умница Уилл Хантинг». Его знаменитый соратник по продюсированию «Операции «Арго» -- Джордж Клуни также получил вторую в карьере статуэтку. «Argo» повторяет «достижение» «Gigi» (1958 г.) среди фильмов-победителей с наиболее коротким названием. Британские премии BAFTA: фильм, режиссура и монтаж. Номинации: сценарий, актер Аффлек, Аркин и музыка. Премии «Золотой глобус»: фильм и режиссура. Номинации: сценарий, Аркин и музыка. Французская премия «Сезар» за «инофильм». Множество других регалий. Текущие сборы в США $133,3 млн., а в остальном мире $85,2 млн. Сборы в России $1,7 млн. Бюджет $44,5 млн. Рейтинг IMDb – 8/151460 голосов.  Стоит отметить, что рейтинг российского «Кинопоиска» лишь на одну десятую ниже. Причем женская оценка на 0,3 балла выше мужской.

https://www.traditionrolex.com/8