https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>В начале 2000-х годов в деревню Старые Василишки в Щучинском районе начали массово приезжать туристы из разных стран. Они хотели увидеть место, где вырос один из самых ярких рок-музыкантов Восточной Европы XX века Чеслав Немен. Его сравнивали с наиболее знаковыми личностями в истории польской музыки, да и слава о нем разошлась далеко за границы Польши. Сегодня в небольшой музей в Василишках съезжаются поклонники музыканта со всего мира, но, как ни странно, для многих белорусов это имя остается неизвестным.</strong></p>

Чеслав Немен родился в 1939 году, его отец был костельным органистом в Старых Василишках. Мальчик с детства пел в хоре, поступил в музыкально-педагогическое училище в Гродно, правда, неудачно, оттуда его отчислили за профнепригодность. Когда Чеславу было 19 лет, вся семья переехала в Польшу, там же и началась карьера музыканта.

Сначала он исполнял латиноамериканские песни, но потом стал сочинять сам. Вскоре Марлен Дитрих перепела на немецком языке одну из его композиций, и Немена пригласили выступать в парижскую «Олимпию» и записать пластинку. В 1967 году Чеслав исполнил «Dziwny jest ten swiat» – песню, которую признали гимном целого поколения, его альбом стал первым в истории Польши «золотым». Немен резко изменил формат своего творчества, превратился в музыканта со своей собственной философией, совместил рок и классическую поэзию.

Он был достаточно известен при жизни, но настоящее признание пришло к нему после его смерти в 2004 году. Феномен Немена заключается в том, что он смешал в творчестве разные культуры Востока и Запада, музыку старую и новую, светскую и религиозную, популярную и классическую. О нем говорят, что он создавал музыку на 20 лет вперед, поэтому музыканта не оценили сразу в полной мере. Зато сейчас его поклонники готовы ехать в умирающую деревеньку Старые Василишки, где насчитывается около 30 жителей, чтобы лучше понять смысл его творчества.

На волне интереса к музыканту, родившемуся в Беларуси, в 2010 году в Старых Василишках был открыт клуб-музей Немена. С тех пор его возглавляет Владимир Сенюта, который, ежедневно встречая поклонников Чеслава, пытается понять феномен музыканта и сам все больше проникается философией его музыки. Мы поговорили с Владимиром о том, чем интересен музей, и почему в Беларуси мало знают о такой знаковой личности.

– Расскажите, пожалуйста, про историю музея. Это именно тот дом, где Чеслав провел свою юность?

 – Дом, в котором расположен музей, построил Якуб Выджицкий, это дед Чеслава, и, кстати, Выджицкий  – настоящая фамилия музыканта. Псевдоним Немен появился от названия реки Неман, которая протекает недалеко от его родных мест. Якуб строил этот дом на два конца для своих сыновей Виктора и Антона в 1917-1918 годах. В 1939-м здесь у Антона родился сын Чеслав.

В 1958 году семья переехала в Польшу, дом продали другим людям, а после и вовсе обустроили под магазин. Он вскоре закрылся, и около 10 лет здание стояло пустым. Его уже собирались снести, но в 2004 году, после смерти Немена, сюда пошел просто вал туристов, в первую очередь, конечно, из Польши. Всех интересовало, где вырос такой великий музыкант. Дом при этом так и стоял закрытым и заросшим травой.  Я тогда работал в сельсовете и иногда встречал эти группы туристов. Как-то поляки мне сказали, что просто не постигли весь смысл творчества Чеслава при его жизни и только сейчас осознали, кого потеряли, а в Василишки же приехали для покаяния за то непонимание, которое проявили.

 1 августа 2010 года мы открыли клуб-музей, посвященный Немену. Клубом его назвали, чтобы избежать некоторых бюрократических процедур, так как для музея нужны экспонаты, а у нас было только большое желание открыть его в память о музыканте.

–  Сейчас сюда приезжает много туристов?

–  Наш маленький музей стал всемирно известным. В 2014 году здесь было около 3000 туристов, в прошлом – 4 тысячи. С каждым годом людей становится все больше. 50%  – это, конечно, поляки. Другая половина – люди со всего мира. Много туристов из стран Советского Союза, причем не только из Москвы и Петербурга, но и из далеких городов: Екатеринбург, Калининград, Байконур, Кишинев. Приезжают туристы из Голландии, Франции, Израиля, Америки, Италии, в прошлом году даже была женщина из Камеруна.

– Как поклонники Немена  из таких далеких стран узнают о музее в Василишках?

– Поклонники детально изучают его биографию, и наша деревенька прославилась благодаря громкому имени Немена. У музея есть страничка в интернете, о нас часто пишут поляки. В районе ежегодно проходят праздники в честь музыканта, студенты приезжают сюда писать рефераты, один художник из Воложинского района даже стал писать картины, посвященные Немену.

– Какие экспонаты есть в музее?

– В музее воссоздана обстановка, при которой здесь жила семья Выджицких. В Василишках еще остались люди, которые помнят музыканта. Например, с нами делилась воспоминаниями и помогала при открытии музея женщина, которая близко дружила с сестрой Чеслава.

У нас можно послушать его музыку, посмотреть польские и белорусские фильмы о нем. В музее собраны воспоминания людей о музыканте, множество фотографий из его жизни. И, конечно, мы рассказываем интересные истории, которые произошли здесь с Чеславом. Например, о его любви к Марии Клаузуник, чьи родители не разрешали выйти замуж за будущего рок-музыканта. За день до отъезда в Польшу Немен привез домой к Марии секретаря сельсовета, и они тайно расписались.

– Почему, на ваш взгляд, музыканта, чье творчество высоко оценили по всему миру, так мало знают в Беларуси, где он родился?

– Его первое выступление в Беларуси прошло в 1972 году в Гродно. И в те времена его концерты в Беларуси и России проходили при полупустых залах. Тогда ведь здесь любили такую лирическую музыку, чтобы душу радовала, чтобы песни во время застолья можно было затянуть. А Чеслав Немен уже победил во многих конкурсах, выступал в парижской «Олимпии», даже пел на открытии Олимпиады в Мюнхене и приехал сюда с новым стилем, с рок-музыкой, которая, безусловно, сильно отличается от лирической, несет социальную нагрузку в придачу. Андрей Макаревич говорит, что на Западе Немен произвел эффект бомбы, но если бы он начал карьеру не в Польше, а в Беларуси или России, то его бы просто не пустили с такой музыкой и не приняли.

Даже в западных странах кто-то смог его оценить, а кто-то нет. Некоторые восхищались им, а некоторые не понимали, и последних было много. В конце концов у него ведь случился кризис в творчестве. И в том числе этот стресс привел к раку, от которого он умер. Но, как сказано в одном фильме, на место любого короля приходит замена, а Чеслав умер, и его направление уже столько лет пустует. Никто его не заменит, в этом и заключается его феномен.

– Что еще, помимо музея Немена, туристы могут посмотреть, приехав в ваши места?

– У нас много всего интересного. Недалеко от Василишек есть хорошо сохранившаяся усадьба Ивановских. Она знаменита благодаря Вацлаву Ивановскому. 25 марта в Беларуси отмечали день рождения Белорусской Народной Республики, а Вацлав входил в правительство БНР. В свое время он также организовал Белорусскую социалистическую громаду, вместе с Элоизой Пашкевич (Тётка) открыл издательство, где они выпускали газету. Кстати, здесь, в Щучинском районе, также находится могила Тётки.

Недавно я с удивлением узнал, что с нашими местами связана мать Ивана Грозного. Магнат Василий Глинский был старостой Василишковского повета, хоть и жил в Вильне. Определенно, он не раз бывал здесь с дочерью. В Щучинской школе также учился Игнат Домейко, наша белорусская знаменитость. У нас родился Войцех Мухляда, он, как и Немен, уехал в Польшу и там организовал хореографический ансамбль, прославился.

Вообще Василишки – это место, связанное с чудесами. Это ведь удивительно, что в деревне, где сейчас живет 30 человек, находится такой большой и шикарный костел. Даже поляки, которых не удивишь храмами, восхищаются нашей святыней, архитектурой здания, интерьерами. Этот костел появился благодаря восстанию 1863-1864 годов, но почему так произошло, мы расскажем тем, кто к нам приедет.

Похоже на чудо, что в маленькой деревне Василишки до войны был целый духовой оркестр, где играл также и отец Немена. Сейчас такого оркестра, к сожалению, нет во всем Щучинском районе. Еще в Василишках, которые находятся в 2 км от Старых Василишек, есть бассейн.

– В небольшой деревне есть собственный бассейн?

– А что же вы думали? У нас мать Ивана Грозного бывала и столько великих людей родилось. Места у нас необычные, вот и бассейн есть. Так что ждем гостей, чтобы подробнее рассказать о чудесах Василишек и о Чеславе Немене.

https://www.traditionrolex.com/8