https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Белорусский фотограф Владислав Соколовский в августе отправился в долгое путешествие по России. При встрече он первым делом сказал, что в некоторые из увиденных мест вернется при первой же возможности. Чем так покорила белоруса не слишком экзотичная для нас Россия? Рассказ от первого лица. </strong></p>

Блогеры из Ульяновска на машинах «УАЗ-Патриот» организовали автопробег по России на три недели, и я случайно попал к ним в команду как фотограф.

Маршрут у нас получился длинный, примерно на шесть с половиной тысяч км. Старт экспедиции был дан в Ульяновске, а далее через Йошкар-Олу, Великий Устюг, Архангельск, Кенозерский национальный парк и др. места мы должны были добраться до Соловецких островов.

За время поездки мне довелось увидеть много городов, какие-то из них были более интересными, какие-то менее. Но Кенозерье и Соловки это места, где, на мой взгляд, есть смысл побывать каждому.

Кенозерский национальный парк

Справка. Кенозерский парк – природный и историко-культурный комплекс, расположенный в юго-западной части Архангельской области. Считается, что это одна из территорий России, где культурное и природное наследие сохранилось наиболее полно и многогранно.

Основное в Кенозерье – это природа и деревянные церкви, которые попадаются повсюду. Это места, не тронутые цивилизацией. Туда приезжают художники, чтобы писать картины, и туристы, чтобы отдыхать на лоне природы.

Инфраструктура парка сосредоточена в нескольких деревеньках. Основная из них, деревня Вершинино, выросла именно благодаря туристам. Там есть магазины, хоть и небольшие, и места ночлега. Мы жили в самых спартанских условиях, в обычном деревенском доме без удобств. Но то, что находится в пределах парка, стоит того, чтобы сменить все блага цивилизации, которые были у нас до этого.

В основном парк состоит из больших озер. У нас, конечно, тоже озер немало. Но там они другие и выглядят немного иначе. На озерах много островов. Туда могут отвезти, например, на день-два-три с ночевкой. Там уже никаких гостевых домов не найти, так что только палатки. В Кенозерье предлагают очень много экскурсий. И все они связаны в основном с поездками на теплоходах по озерам.

В парк приезжают ради таких экскурсий по озерам и просто погулять по окрестностям. Там нет особых ограничений в плане передвижения, в некоторые места, конечно, не заедешь, но в целом можно передвигаться на машине. Некоторые приезжают банально ради рыбалки.

Мы были в Кенозерском парке в августе, и нам очень повезло с погодой и  с отсутствием комаров. Я купил с собой пять бутылочек средства от комаров и все привез обратно. Практически и не пользовался средствами.Но вообще комары – это беда этих мест. В мае-июне их очень-очень много. Люди ходят в панамках с сеточками на лице. 

Кстати, в Кенозерском парке снимался фильм «Белые ночи почтальона  Алексея Тряпицына». Главный герой – не придуманное лицо, а реальный персонаж. Мы с ним встретились, было очень интересно.

Соловецкие острова

Справка. Соловецкие острова – архипелаг в Белом море, состоящий из 6 крупных и 100 малых островов.

Я раньше думал, что Соловки где-то очень далеко. Реально из Минска где-то 1300 км дороги, причем вполне нормальной. Трасса на Мурманск даже шикарная, я бы сказал. Дорога не широкая, но абсолютно новая и пустая, так как населенные пункты находятся далеко в стороне от дороги и их мало.

Наш маршрут из Кенозерья был достаточно запутанный. Мы поехали через город Медвежьегорск, там проходит знаменитый Беломорско-Балтийский канал. Дальше был поселок Чупа. Функцию охраны порядка там взяли на себя местные жители. Кстати, в Чупе останавливается поезд МинскМурманск, а недалеко уже и выход в Белое море. Мы еще побывали на биологической станции. Там их три или четыре; одна из них была построена где-то в 1950-х, и жизнь там как будто остановилась. Поездка на Беломорскую биологическую станцию была очень интересной и по сути заслуживает отдельного рассказа.


 После мы поехали в Рабочеостровск, последний наш пункт на Большой земле.Что творится в Рабочеостровске – не передать словами. Туристов там не просто много, а очень много, причем не только из России. Нам попалось на глаза несколько автобусов с финнами, украинцами. Притом паломников из Украины было очень-очень много.

В Рабочеостровске  пришлось задержаться на полтора дня по причине сильного шторма. Суда на Соловки не выходили уже пару дней, и людей там накопилось множество. Кстати, полезно знать, что в таких ситуациях первыми на корабли попадают организованные группы и те, кто регистрировался заранее. Те одиночные пассажиры, кто покупал билеты, предположим, накануне, отплывают последними.

Машины мы оставили на стоянке в Рабочеостровске и отправились на Большой Соловецкий остров. Хоть нашему судну уже разрешили выходить в море, мы все равно попали в шторм, и достаточно сильный. Судно поменьше прямо перед нами развернулось и пошло обратно, но наша команда решила идти. Обычно плавание до острова занимает около двух часов. Где-то на середине пути волна стала действительно очень большой. Было почти невозможно находиться в каюте, снаружи дул сильный ветер. Как только ударила первая сильная волна, вода пошла и по краям палубы. Сильно залило багаж. Были люди, которым стало плохо, все-таки некоторые не очень хорошо переносят такие вещи. Но в итоге мы благополучно добрались.

На архипелаге достаточно много островов, но общее название для всех – Соловки. Мы прибыли на самый большой из них, он так и называется  Большой Соловецкий остров. Туда обычно все и попадают первоначально, так как там несколько портов, и есть аэропорт, куда прилетают самолеты из Архангельска. Время полета около получаса, и многие этим пользуются, чтобы миновать море.

На острове очень много туристов, так как многие едут посмотреть Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской  монастырь, а он, конечно, очень внушительный. Некоторые едут не просто как туристы, а как трудники. Мы встретили парня, который уже не в первый раз оставался на несколько дней работать в монастыре. Его обеспечивают жильем и едой, а он работает целыми днями.

Основное на Соловках, на мой взгляд, – природа. Море там непривычное, в момент отлива на километры тянутся каменистые берега, много лесов, болот. Вода во время отлива на Белом море в зависимости от места пребывания уходит метров на 300400 от берега (например, в Онеге). А прибывает она очень быстро.
Попадались нам и «экзотические» животные: однажды в начале отлива мы решили подремать на берегу с рюкзаками под головами. И тут недалеко из воды вынырнул тюлень.

И отдельный разговор – это северные закаты и рассветы. В Рабочеостровске был очень красивый закат с радугой, в наш первый же вечер на Соловках был просто безумно красивый вечер... А в Медвежьегорске, например, видели очень необычный закат после грозы: сначала появилась радуга на фоне темно-фиолетового неба, а потом пришли сине-зеленые тучи. Именно с заметным бирюзовым оттенком. Сам бы не поверил, что такое бывает.


Я бы во второй раз поехал на Соловки в середине августа или в сентябре. Комары комарами, но деревья начинают желтеть. А со второй половины августа есть большая вероятность застать полярное сияние. Зимой тоже можно добраться, но, наверное, это достаточно жестоко, снегом все заносит очень сильно.

Инфраструктура на острове хорошая. Есть где остановиться и поесть. Мы жили в туристическом комплексе, кажется, проживание на одного стоило около 20 долларов. Но в магазинах многие вещи дороже, чем на Большой земле. Монастырский пирожок стоил 100 рублей, на тот момент порядка 2$. На островах много  разнообразных экскурсий. В основном там все передвигаются на велосипедах, иногда попадаются квадроциклы. Для велосипедистов разработаны разные маршруты.

Мы были на острове три дня, и мне показалось, что этого мало, потому что на Соловках есть что посмотреть.

Этот автопробег организовывали в основном для того, чтобы показать, что и в России есть интересные места. И это правда. То, что мы видели, мне очень понравилось.

https://www.traditionrolex.com/8