https://www.traditionrolex.com/8
<p>Полтора года прошло с момента отельного бума в Минске. В настоящее время несколько мировых брендов объявило о скором открытии гостиниц в столице. Неужели чемпионат мира по хоккею оправдал ожидания инвесторов?<br />
<span id="bufferBlock" style="height:1px;overflow:hidden;position:absolute;width:1px;margin: 5px 0 0 -1px;line-height:0;opacity: 0;">Читать полностью:  <a href="http://news.tut.by/economics/470958.html">http://news.tut.by/economics/470958.html</a></span><br />
 </p>

О ситуации на рынке мы побеседовали с директором департамента консалтинга и оценки Colliers International в Беларуси Денисом Четвериковым.

— Как повлиял на отельный рынок прошлогодний хоккейный форум? Произошел ли всплеск интереса к Минску?

— На ЧМ-2014 возлагались большие надежды в плане загрузки отелей. Более того, некоторые девелоперы верили в то, что чемпионат вдохнет новую жизнь в туристическую жизнь Минска, повысив загрузку отелей не только на период проведения ЧМ и даже не только в течение 2014 года, но на несколько лет после его проведения. Однако этого не случилось. Как ни парадоксально, но по итогам 2014 года средняя загрузка не только не выросла, но и в среднем по рынку упала. По признанию ряда отельеров, в мае средняя загрузка была действительно выше обычной, однако во многом зависела от сегмента: ажиотажа на 4−5* не было. Впрочем, есть мнение, что масштабные мероприятия в принципе необязательно повышают среднюю загрузку, так как устоявшаяся бизнес-активность часто нарушается. Получив гостей от крупных мероприятий, отели потом недосчитываются гостей из своей целевой аудитории. Тут показателен опыт Киева и чемпионата Европы по футболу-2012 — вопреки ожиданиям средняя загрузка в год проведения чемпионата в киевских отелях была ниже загрузки до чемпионата.

После ЧМ-2014 всплеска внимания и туристической активности в Минске не наблюдалось. В совокупности с увеличившимся предложением это негативно сказалось на загрузке отелей. Отельеры переоценили положительное значение хоккейного форума для оперирования и загрузки своих отелей. В то же время для рынка в целом влияние ЧМ-2014 велико — рынок перешел в новое качественное состояние. Теперь, несмотря на то, что качественных брендовых отелей пока немного, предложение вполне достаточно для зарубежного туриста. Теперь уже не скажешь, что туризм не развивается по причине отсутствия отелей как части туристической инфраструктуры.

— Говорят, что большая часть поселенцев в минских гостиницах — это россияне. Это действительно так? Кризис в России не отразился на минских отелях?

— Структура гостей претерпела некоторые изменения: количество россиян в ней снизилось. По крайней мере по стране отмечают снижение потока российских туристов на 10%. В минских отелях в среднем по году количество российских туристов также будет меньше, однако они пока еще преобладают (к слову, доля туристов из России в 2014 году составляла 57% от общего числа иностранных гостей).

В конце прошлого года кризис в РФ сильнее всего отразился на деятельности минских отелей. Например, забронированные на декабрь 2014-го — январь 2015 года номера во многих случаях оказались невостребованными, а не готовым к такому повороту событий отелям пришлось возвращать деньги и стоять полупустыми, что редко случалось на Новый год. За 2015 год ситуация несколько стабилизировалась, хотя и можно говорить о некотором снижении количества российских туристов.

— В скором времени должен распахнуть двери бюджетный Hampton by Hilton. Почти готов к открытию премиальный Marriott. На следующий год намечен запуск DoubleTree by Hilton. На разной стадии строительства находится еще несколько проектов. Мировым отельным брендам интересен Минск? Или это отголоски ЧМ-2014?

— Первый бренд Crowne Plaza появился в 2008 году. Вплоть до 2014 года это был единственный брендовый отель в Минске. В прошлом году открылся Renaissance. Такая слабая динамика открытия брендовых отелей может натолкнуть на вывод, что полупустой минский рынок отелей был не интересен зарубежным профессионалам. Однако это не совсем так. С конца нулевых различные сети проявляли интерес к белорусской столице. Но по ряду причин брендовые отели стали появляться только теперь. Среди основных причин: отсутствие компетентных девелоперов, способных построить качественный дорогостоящий (и не всегда доходный) объект, а также договориться с представителями сетей (зачастую переговоры с сетями затягиваются на долгие месяцы, тут есть свои правила и традиции). Ну и традиционно — некоторая осторожность по отношению к Беларуси, которая не являлась решающим фактором, но в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами заставляла принимать решения в пользу отказа от вхождения в страну.

На 2015−2016 годы заявлено 12 проектов отелей (вероятность реализации которых оценивается выше 50%), что увеличит предложение номерного фонда классифицированных отелей еще на 47%.

Остается вопрос: сможет ли город привлечь достаточно туристов для обеспечения отелей достаточной загрузкой. Все-таки отели, по крайней мере минские, — это по большей части сопутствующая инфраструктура, а не магнит притяжения. Опыт показывает, что развитие туризма не идет у нас семимильными шагами. Это означает дальнейшее усугубление положения не самых лучших отелей, снижение загрузки и средних дневных тарифов. Также возможно перепрофилирование отелей: от реконструкции и использования под другие назначения целиком до частичного альтернативного использования (под офисы и проч.).

Востребованными могут оказаться современные отели с хорошим соотношением цена/качество, новые форматы отелей (не только бизнес-отели), отели в правильных местах, управляемые популярными международными брендами… При этом надо признать, что размер рынка сильно ограничен спросом и вариантов для развития новых проектов в Минске очень немного. При этом в отдельных категориях количество отелей сегодня более чем избыточно — таким отелям, особенно не самым современным, стоит задуматься о серьезных организационно-технических изменениях, желательно с использованием прогрессивного мирового опыта, а не делать выручку на основании разнарядок, заставляющих государственные делегации и проч. размещаться в соответствующих отелях. Таким образом, собственникам действующих отелей можно порекомендовать серьезные реформы, а девелоперам новых — лишний раз задуматься над тем, нужен ли именно такой отель в данном месте.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— На что Беларуси следует сделать упор — на событийный туризм, проведение конференций, казино? Или же белорусская природа и историческое наследие тоже могут быть интересны иностранным туристам в отсутствие гор и моря?

— Большинство европейских городов не имеет ни моря, ни гор, однако при этом привлекают хорошие потоки туристов — есть разные категории путешественников. Взять для сравнения, к примеру, один из ближайших городов—соседей Минска: в 2014 году в Вильнюсе в отелях остановилось 928,4 тыс. гостей, в то время как в Минске в год проведения чемпионата мира по хоккею остановилось 504,9 тыс. гостей — в 1,8 раза меньше. Это при том, что потенциал у Минска выше: население Вильнюса 540 тыс. человек против почти 2 млн жителей в Минске.

Однако в отличие от Минска и Беларуси другие города и страны активно стараются привлечь путешественников. Нельзя говорить о том, что в Беларуси (и в Минске) нечего показать. Места есть, другое дело, что нет налаженного механизма привлечения гостей: много лет идет обсуждение необходимости создания бренда страны, стратегии развития туристической отрасли, расчетов прибыли, которую может принести туризм, и так далее. Однако на практике никакие кардинальные шаги не были предприняты в этом направлении.

Есть ожидания, что Минск сможет увеличить потоки туристов хотя бы за счет того, что люди путешествуют с каждым годом все больше. Деловой туризм, проведение корпоративных мероприятий — перспективный сегмент для Минска, что позволяет использовать центральное расположение города и независимую политическую позицию по ряду вопросов. Однако следует отметить, что этот вид туризма также ограничен неразвитостью инфраструктуры. Достаточно сказать, что в Минске нет крупных хорошо оснащенных выставочных центров.

Ориентация на представление белорусской столицы как игорного города кажется нецелесообразной, все-таки Минск — не Лас-Вегас и даже не Атлантик-Сити. Такое представление скорее портит репутацию города как туристического направления, чем помогает развитию туристической отрасли в более глобальном масштабе. Тем более сейчас игорный туризм стал менее востребованным. Так как казино в Минске ориентировались на определенную аудиторию гостей из России, то кризисные явления сильно сказались на их работе: уменьшилось и количество игроков, и их траты.

С точки зрения уменьшения рисков, целесообразно диверсифицировать гостей города по типам и по странам прибытия — в том числе выходить за пределы тех сегментов, которые интересны в основном россиянам.

— Как вы оцениваете уровень цен, насколько они адекватны для нашего неразвитого туристического рынка? Могут ли отельеры снизить цены и повысить заполняемость?

— Если бы ряд небрендовых отелей с их уровнем качества располагались в другом городе, в том же Вильнюсе, конечно, такой уровень цен, который они запрашивают в Минске, был бы неадекватен. После чемпионата, когда на рынке обострилась сбытовая конкуренция, отели среди прочего стали конкурировать по цене, в результате за полтора года уровень цен в среднем снизился на 20% (в евро номинале), что приблизило уровень цен в Минске к уровню большинства европейских городов. Кроме того, внутри самого рынка цены распределены относительно адекватно, появилась большая гибкость ценообразования.

Конечно, цены на ряд отелей остались по-прежнему завышены — в сравнении с тем же Вильнюсом, однако на рынке отели все-таки конкурируют друг с другом и в меньшей мере конкурируют с другими городами. В данной ситуации отдельные отели могут снизить цены, чтобы повысить заполняемость за счет конкурентов. В то же время понижение цены не всегда приводит к повышению загрузки либо к росту прибыли.

Фото с сайта turrus.com

Говоря о том, что Минск может путем административных мер снизить общий уровень цен на средства размещения, чтобы привлечь большие потоки туристов, также следует помнить, что турист оценивает стоимость поездки в совокупности (к примеру, перелет + проживание + дополнительные факторы, как необходимость получать визу, в соотношении с теми туристическими магнитами, которые его привлекают). Таким образом, географическое положение и отсутствие необходимости получать визу остаются очень привлекательными факторами для россиян, в то время как те же факторы остаются наиболее непривлекательными для туристов из стран вне СНГ. Поможет ли общее снижение цен росту потоков туристов в Минск при прочих равных условиях — большой вопрос.

TUT.by
Читать полностью:  http://news.tut.by/economics/470958.html

https://www.traditionrolex.com/8