https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Любители гомельской истории создали точные 3D-модели костёла Успения Божей Матери, который был разрушен большевиками до Великой отечественной войны, и пожарного депо с каланчой, которое снесли в 1960-х гг.</strong></p>

Кроме моделей, поражающих своей подробностью и реалистичностью, краеведы продемонстрировали горожанам небольшой видеофильм о Базарной площади, снятый по рассказам гомельских старожилов. Презентация проекта состоялась 1 декабря в фойе института «Гомельгражданпроекта». Приятное удивление вызвал тот факт, что подобное мероприятие собрало столько желающих, что в зале было не протолкнуться. Небольшой исторический экскурс: костел Успения Божей матери был построен по проекту английского архитектора Джона Кларка в 1818 году (освятили его на 4 года позже) по заказу Николая Петровича Румянцева в стиле классицизма. За основу гомельского храма был взят римский Пантеон. В 1938 году большевики закрыли костел, а спустя два года его взорвали. Городская легенда утверждает, что дом, который построили из костельного кирпича, первым пострадал от немецкой бомбежки.

Пожарное депо было построено в 1913 году в стиле модерн по проекту гомельского архитектора Станислава Шабуневского. 26 ноября 1943 года именно здесь было водружено советское знамя в знак освобождения Гомеля от немецких войск. В 1960-е годы пожарное депо вместе с целым фронтом исторической застройки проспекта Ленина снесли для строительства комплекса Главпочтамта. Мероприятие посетили гомельские старожилы — Евгений Акимович Ткач, который живет в Гомеле с 1946 года, и коренная гомельчанка Валентина Изотовна Радченко.

Они приняли участие в съемках видеофильма, а их рассказы помогли краеведам в восстановлении зданий в 3D. Кстати, внушительная часть старинных снимков в фильме — из архива Евгения Ткача.

Евгений Ткач Проект был создан инициаторами и участниками группы «Пошукі старога Гомеля» Сергеем Ляпиным и Марией Булавинской. Презентация проекта организовывалась совместно с институтом Гомельгражданпроект. Непосредственно моделированием занимались студенты-архитекторы из БелГУТа — Роман Рощенко и Дмитрий Башмак.

Роман рассказал о работе по восстановлению. Роман Рощенко — создатель визуализаций костела и депо — Нашей задачей было не просто воссоздать объем в целом, но точно восстановить все детали, и в этом была главная сложность. Когда мы с общего собрали объем здания, то возникло много вопросов и по башне, и по иным деталям. Пришлось много консультироваться с Евгением Романовичем Маликовым, пришлось самому искать какие-то аналоги. Я считаю, что мы выдали очень хороший результат, воссоздав здания полностью. Нам было важно соблюсти все размеры — создать не просто картинки, но чтобы модели несли исторический смысл.

Мы пообщались с одним из инициаторов воссоздания утраченных строений, гомельским архитектором Сергеем Ляпиным: — Этой выставкой мы подвели некий итог нашей деятельности группы ВКонтакте «Пошукі старога Гомеля». На основе нашей группы аархитекторы, историки и другие активисты суммировали информацию, что позволило нам провести работу над некоторыми объектами. В первую очередь — это воссоздание внешнего облика каланчи и костела, а также провести некие исследования по более мелким объектам: малые архитектурные формы, парковые павильоны, элементы благоустройства. Проанализировав исторические материалы, в первую очередь, фотографии, мы смогли их графически восстановить на своих местах и подвести некую минимальную аналитику.

Мы поняли, что эстетика исторических объектов, как правило, выигрывает по качеству у эстетики современной. Такой вывод напрашивается по результатам работы. К сожалению, мы смогли захватить только одну сторону Базарной площади. Ведь там еще находилась часовня в память об Александре II, торговые ряды, которые тоже стоит подвергнуть анализу. Ряды — объект интересный, эстетичный, с четырьмя декорированными входами-«брамами». Но туда мы просто не дотянулись пока. Естественно, нам хотелось бы примерить подобную «браму» в сквере Туровского, может быть по масштабу она могла бы там встать, смогла бы оформить входную часть, например. Сергей Ляпин и Мария Булавинская Также на площади когда-то начиналось строительство в 41-м году драмтеатра, находившегося с противоположной стороны от театра современного.

Там тоже были очень интересные эстетические наработки, до которых мы просто не успели дотянуться. — Если вдруг так сложится, что костел и пожарное депо будут восстановлены на своих исторических местах, какие плюсы и минусы обретет город? — Однозначно сказать нельзя, поскольку все-таки наша презентация это не ответ на вопрос, а постановка вопроса, который нужно задать общественности и специалистам профессионалам. Каким образом возможно восстановление? Если депо становится на свое место проблемно (она находилась на участке перед зданием Белтелекома, ее восстановление может создать эстетический диссонанс между 12-этажным зданием и каланчой), то костел делает площадь сомасштабной человеку, более эстетичной, организует новое пространство.

Но, безусловно, эти вопросы нужно обсуждать. — А как горожанин ты бы хотел восстановления этих зданий? — Я бы, конечно, хотел новую эстетичную главную площадь без турникетов-ограждений, парковки, площадь с мощением, благоустройством. Площадь, по которой интересно гулять, назначать встречи. Не так давно активисты группы «Пошукі старога Гомеля» восстановили фасад одного из деревянных зданий и сняли мотивационный ролик, ратующий за сохранение внешнего облика старинных домов.

gomel.today

https://www.traditionrolex.com/8