https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Один из руководителей белорусской инкаминговой компании рассуждает о том, по каким причинам китайские туристы сегодня приезжают в Беларусь и как, слепо следуя за Россией, мы наивно рассчитываем получить туристский поток из Поднебесной. Поскольку эксперт не заинтересован в афишировании своей позиции, имени его мы не называем.</strong></p>

– Китайцы начали ездить в Беларусь приблизительно с 2005 года. Это была серьезная китайская публика – банкиры, финансисты. Они приезжали для согласования выдачи кредитов, которые Беларусь у них просила, в общем, это были исключительно деловые визиты. Денег в то время у китайцев было очень много, и они искали возможности реализации совместных проектов по всему миру – в том числе и в Беларуси. 

В те времена на какие-то туристические прибытия даже намеков не было. Бизнесмены, финансисты просто отрабатывали свои проекты. Потом начали приезжать строители, которые воплощали планы в жизнь – ТЭЦ 5, железные дороги и так далее: китайцы участвовали практически во всех наших крупных проектах.

До определенного времени туризм в Беларуси китайцам был совершенно не интересен. При этом они довольно активно изучали туристические возможности Европы. Ситуация изменилась года два назад, начиная с 2014-го – в этот год у нас проходил ЧМ по хоккею. Страна прозвучала, и китайцы потихоньку начали к нам ехать. По сути это были те люди, которые первыми просачиваются в новые страны – такие любопытные чудаки, открывающие необычные направления. Подобная публика есть во всех странах – им интересно повидать то, что никто не видел. Причем в самом начале к нам ехали весьма обеспеченные люди – в основном руководители, начальники, военные. Сейчас среди туристов уже есть и пенсионеры. Но существует одно обстоятельство, которое совершенно не учитывается, когда пытаются взять этот вектор под контроль. Если говорить о больших группах, организованных потоках туристов, то китайцы доверяют свою жизнь и свой отдых только своим. То есть они стараются устраивать поездки через диаспору, которая проживает в стране много времени. Такая же ситуация, кстати, с индусами, итальянцами, израильтянами. Все они имеют особенность приезжать, пользуясь услугами своей диаспоры как принимающей стороны. Китайцы обращаются в туристические организации только, если возникает много каких-то формальностей – то есть в крайнем случае. Поэтому официального потока туристов из Китая в Беларусь мы не видим, хотя на самом деле группы приезжают.

Кстати, у нас интересная, многолетняя история совместного документооборота с Китаем. Когда много лет назад мы начали заниматься китайской темой, то нашли постановление, кажется, от 1994 года, о безвизовых поездках в Беларусь для китайцев, обладающих бизнес-паспортами. Как несложно догадаться, в Китае такие паспорта имеют обеспеченные и достойные люди. Поэтому в реальности для тех фирм, которые все эти годы так или иначе занимались приемом туристов из Китая, никаких визовых проблем не было. Потому что в основном-то и ехали бизнесмены да военные. Они приезжали к нам без всяких проблем. Мы принимали их, селили, организовывали экскурсии. В основном это были индивидуалы, но иногда приезжали и небольшие группки – например, 510 генералов. Группы побольше прибывали в Минск собственными чартерными рейсами, приезжали на неделю, ходили по магазинам, скупали янтарь, играли в казино. В любом случае они организовывали эти поездки через свою диаспору. У них есть места за городом, несколько усадеб, загородных гостиниц, которые принимают их буквально «пачками». Бывают и сотни в месяц. Но про это никто, по сути, не знает, потому что все это делается тихо, без афиширования – через диаспору.

Я хочу сказать, что просто так вот «сесть» на китайский «поток», если можно это так назвать, и завтра получить большие группы – практически невозможно. Мы можем  назначить хоть 100 легальных операторов, которые будут работать с «организованными группами» китайских туристов, количество туристов из Поднебесной это не увеличит! Тема крайне сложная, тонкая, в ней надо разбираться.

А в нашей стране, позволю себе заметить, никогда не было опыта «развития какого-либо туристского потока». Все, что было, – все само по себе появлялось и так же, по не понятным нам причинам, исчезало. В какой-то момент к нам поехали итальянцы, потом – так же неожиданно! – турки. Мы их не ждали, не звали, ничего не делали, чтобы заполучить эти потоки. И вдруг, в один прекрасный момент, они поехали к нам сами. Два-три года эти потоки нарастали, потом – бац! – и их не стало! От нас это никак не зависело. Мы этими процессами не управляли. И сейчас то же самое с китайцами...

Любопытный факт. Мы попытались проанализировать опыт России в приеме китайских туристов. Потому что полно информации о том, что в Россию  едут огромные потоки китайцев. Цифры оказались настолько противоречивы, что анализ просто невозможен. По одной информации, 80% потока – это группы. Другие источники свидетельствует, что 80% китайского потока в Россию – это на самом деле индивидуалы. Вот и пойми, что там происходит на самом деле!

В данном случае группы – это организованные потоки, оформленные через турфирмы, которые за них отвечают и их контролируют. Индивидуалы – это по сути тоже группы, но прибывающие через диаспору благодаря личным контактам.

Любопытные вещи рассказывают, как именно китайцы осматривают достопримечательности в Москве, Питере. Вышли из автобуса, отметились — и тут же назад. Им важно просто отметиться: «я тут был». Китай сегодня живет понтами. Мало кто знает, что сегодня в Беларуси существует огромное количество всевозможных белорусско-китайских обществ дружбы. Сюда приезжает большое количество китайских художников, музыкантов. Они получают здесь дипломы об участии в каких-то конкурсах, фестивалях. Для китайца это очень важно – диплом европейской страны.

В настоящий момент в России существует огромное количество ассимилированных российско-китайских структур. Когда проявился спрос на Россию, эти  структуры просто «сели» на поток. Сейчас, насколько я понимаю, наш курс – как-то присоединиться к этому потоку, сделать Беларусь частью российских программ, включить нашу страну в комбинированные маршруты.

Но, во-первых, скорее всего для этого нужно работать не с Китаем, а в первую очередь с Россией. Они уже очень сильно вложились в эти потоки, вряд ли мы сможем финансировать подобную раскрутку. Одна из российских компаний в год принимает 60 тыс. китайцев. Это поток. Как они рассказывают, у них есть несколько собственных представительств в Китае: в Пекине, в Шанхае и других городах. Так вот, пекинское представительство отправляет в Москву, Питер, условно говоря,  5 человек в год, а Шанхай – 20 тысяч! И они не понимают почему! Настолько непредсказуем китайский рынок!

Во-вторых, как это ни печально, но для китайцев мы как страна, как отдельная туристическая дестинация – мелочь! Более того, Россия для них – столица, Беларусь – село. В столице побывать обязательно, а на селе – нет.

Согласимся, трудно встроиться в комбинированную программу с Россией, когда тебя воспринимают как часть России и к тому же – не очень интересную с точки зрения туризма. Поэтому, возможно, имело бы смысл работать не над комбинированными программами с Россией, а над транзитными потоками китайских туристов в Европу. И общаться по поводу совместных программ именно с европейскими операторами, которые работают с китайскими потоками. Для них интересна белорусская фишка именно как новое предложение на китайском рынке. Операторами в таком случае будут европейцы, у них огромные ресурсы, свои представительства в Китае. Если мы сможем предложить польским, немецким компаниям хорошие ценовые условия, для них это будет интересно. Но опять-таки, просто так эти туристы не появятся, нужна огромная работа и, кстати, немалые деньги, вложенные в раскрутку.

Думаю, компании, которые занимаются въездом и которые подали в Департамент по туризму заявки на включение в список операторов, которым будет позволено работать с организованными группами китайских туристов, на самом деле сегодня задумываются: а так ли уж нужна эта безвизовая возможность приема организованных групп?!

Во-первых, компания, которая получит такую льготу, обязана будет вести базу данных по каждому клиенту. Это значит, что одновременно ты попадаешь в поле зрения контролирующих органов, которые будут следить за тем, как ты ведешь эту базу и главное – кто вообще у тебя там в этой базе! Это значит, что оператор автоматически получит головную боль. Во-вторых, большие группы у нас бывают раз в год. В основном-то семьи – 3-4 человека. Так, может, лучше оформлять по чуть-чуть эти визы и горя не знать?!

Вообще надо сказать, что китайцы очень законопослушные, для них важно, чтобы все было четко, аккуратно. Те, кто действительно может позволить себе поехать за границу, готовы перестраховаться и лучше открыть визу. Поэтому на самом деле отмена виз в Беларусь для них не имеет особого значения. Это не такой уж подарок, как нам кажется. Для них был бы подарок, если бы мы могли предложить им здесь что-то такое супер-пупер! Придумали бы какие-то программы, фишки – то, чего они никогда не видели. Но мы ведь ни для кого ничего не придумали! Что мы сделали, для того чтобы привлечь тех же поляков, французов, итальянцев?! У нас просто нет опыта привлечения туристов! И мы его, кажется, не собираемся приобретать!

Если говорить в целом о наших привлекательных моментах для китайских туристов, то, безусловно, это наша природа. Тут я имею в виду, конечно, не наши ландшафты, леса, реки и озера, а… воздух. У них же по сути, если можно так сказать, чернобыльская зона на весь Китай. Сегодня Чернобыль не так страшен, как городская жизнь в Китае.

Следующий фактор (по отзывам тех китайцев, которые давно здесь живут) – качество жизни. На сегодняшний день наше качество жизни они воспринимают в целом как европейское. Им нравится наш менталитет, спокойствие, наш неагрессивный народ, и, самое главное, – китайцев у нас воспринимают лояльно. Так происходит далеко не во всех странах. Интересно, что китайцы сами не хотят, чтобы сюда приезжало много соплеменников. Сегодняшняя китайская диаспора в Беларуси не заинтересована в том, чтобы китайцев в Минске стало много. Действительно, в отличие от арабов, таджиков они не стремятся привезти сюда всю семью. Китайская молодежь обзаводится в Минске семьей, детьми, ассимилируется, но родственников сюда не везет. И свою атмосферу не создает. На сегодняшний день в Минске всего два китайских ресторана! А китайцев тысячи. Им нравится наш уклад, наша атмосфера. Плюс – они находят здесь такие возможности для бизнеса, которые мы себе даже не представляем.

Самое печальное, что происходит с нашим туризмом, и это показывают все эти инициативы, касающиеся отмены визового режима, – все затеи приходят к нам исключительно из России. Собственную политику мы не ведем! Сначала Россия с турками, китайцами визовые режимы упрощала, отменяла. Вслед за россиянами – мы. Но никто не анализировал и не анализирует нашу ситуацию. Мы не видим ни своих интересов, ни своего реального положения в округе. Нам кажется, если в России есть какой-то результат, то у нас он появится автоматически. Такая логика не работает в сегодняшней ситуации.

Простой пример. В сентябре будет год, как действует трехдневный безвизовый транзит для китайских туристов в Беларусь. Нет результата! Кто проанализировал, почему не наладился этот туристский поток? Трехдневный транзит был проллобирован авиакомпанией  «Эйр Чайна», которой интересен пассажиропоток, а не туристы! «Эйр Чайна» своих целей достигла. Но туристский поток – это не ее задача. Китайцы про нас и про наши транзитные возможности как не знали, так и не знают.

Когда мы охаем, что вот в Россию китайцы едут «пачками», так автоматически заедут и к нам, надо понимать главное: для того чтобы в Россию ехали китайские туристы, работают тысячи людей, профессионалов в туризме – они стараются добыть эти деньги, привлечь клиента. А кто и как у нас работает на привлечение китайского потока? Напрасно мы думаем, что можно указанием сверху открыть туристский поток. Наладить бизнес директивными методами невозможно!

Во-первых, нужен тонкий, детальный анализ ситуации, чтобы понять, куда направлять усилия и деньги. Во-вторых, нужны люди и фирмы, которые будут представлять интересы Беларуси в Китае.

Нам необходимы четкая система продвижения и осознание продукта! Иначе мы не сможем мотивировать поток. Китай – страна огромная. А на сегодняшний день мы даже из Италии не можем получить внятного потока – хотя она рядом и небольшая. Вообще нам бы для начала поэкспериментировать над какой-нибудь маленькой страной – как целенаправленно получить оттуда поток!

А без анализа и плана вряд ли мы чего-то добьемся. Любая фирма, когда выходит на рынок, прежде всего этот рынок анализирует – каковы потенциальная аудитория, конкуренты, цены. А мы, как всегда, просто хотим денег. И дело даже не в визах. Просто мы опоздали – как всегда!

Наша проблема не в визах, а в том – зачем к нам, собственно, ехать. Туристские предпочтения изменились. Если 1520 лет назад работал эффект новизны, туристы считали, что можно ехать в страну просто ради любопытства, то сейчас человек не поедет, если он четко не представляет себе, что он получит  за свои деньги – какие именно впечатления и эмоции. Мир поменялся. А мы – нет!

https://www.traditionrolex.com/8