Имидж Беларуси обсуждали на форуме в Минске: после бурных дебатов так и не решили – есть он или нет

05.12.2014 - Новости

Автор: Надежда СУСЛОВА


Имидж Беларуси обсуждали на форуме в Минске: после бурных дебатов так и не решили – есть он или нет

4 декабря в гостинице «Беларусь» стартовал V Международный форум «Имидж Республики Беларусь: создаем и реализуем проекты».

Он собрал именно тех, кому на самом деле интересно, каким должно быть «лицо» отечества.  Открывая мероприятие, его главный организатор и вдохновитель директор центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов отметил, что главной задачей и целью форума является «инициировать и выработать новые проекты по развитию инвестиций, туризма, городов и регионов страны». «К сожалению, – сказал он, – многие у нас в стране шарахаются от самого слова «имидж», считая, что оно относится к сфере политики».

«Зачем нам бренд, если у нас есть герб?»

На этот любопытный вопрос, прозвучавший из зала и показавший степень осведомленности большинства граждан страны, пытались вначале ответить выступавшие в секции «Стратегия». Некоторые ответы содержатся в таких серьезных документах, как «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года», о которой рассказала заместитель директора НИИ экономики НАН Беларуси Людмила Боровик. В частности, в нем важное место занимает позиционирование страны. Стратегической целью государства объявляются высокие жизненные стандарты, что само по себе также может являться брендом, если, конечно, слова не будут расходиться с делом. Рост доходов, развитие туризма, и в том числе агроэкотуризма, сохранение природы и биоразнообразия – все эти правильные посылы вполне могут сформировать положительный имидж страны.

Наталья Никандрова, возглавляющая Национальное агентство по инвестициям, подчеркнула, что отсутствие бренда и неблагоприятный имидж страны отрицательно воздействуют на инвестиционную политику. Она привела пример США: когда в 1913 году там появился бренд, то доходы населения увеличились на 2,2 млрд долларов, образовалось 53 000 новых рабочих мест и пр. У нас еще никто не подсчитал упущенные выгоды. По мнению специалиста, бренд тесно увязывается с туризмом и наличием инфраструктуры: «Инвесторы, приезжая в страну, оценивают состояние дорог, отели, места развлечений и пр.»  Обсуждение наличия-отсутствия бренда страны было продолжено на пресс-конференции. Выяснилось, что у нас фактически нет такой организации или учреждения, которые бы плотно занимались разработкой бренда, собирали и анализировали предложения, а также имели бы возможность финансирования удачных проектов. «Бренд – это не картинка, это переменная величина и должна меняться в зависимости от обстоятельств, на него необходимо потратить приличные средства», – резюмировали участники дискуссии.

Стратегия: страна не должна развивать ВСЕ

О том, что регионы Беларуси развиваются непропорционально, и о проблемах так называемых депрессивных районов шла речь на круглом столе «Стратегия развития Беларуси». Наиболее ярким здесь стало выступление координатора проекта международной технической помощи ЕС Питера Корсби. Он отметил, что сам приехал из депрессивного района Дании – маленького острова в Балтийском море. Там проживает всего 40 000 жителей. Однако в связи с прекрасным сообщением – каждый день с острова 8 раз летает самолет до Копенгагена – жители не считают себя ущемленными. Он назвал самыми главными задачами регионов – создание собственных стратегий устойчивого развития, которых в большинстве городов Беларуси нет. Стратегия определяет приоритеты развития, основные направления, она должна быть доступной и читабельной. Вместе с тем, по словам господина Корсби, в Беларуси сложности начинаются с создания рабочей группы для написания этого документа: «Они просто не собираются! Не хотят собираться в принципе!» Разумеется, большую роль в стратегии играет туризм. Главной проблемой здесь является отсутствие бренда и информации о стране: «Мы не знаем о вас, о том, какая вы прекрасная страна! Когда я в Дании говорю, что работаю в Минске, мои собеседники удивляются  – они не знают, где это!» Кроме того, нужно внимательно анализировать обстановку в данном конкретном регионе: «Если этот район загрязнен, то о каком туризме может идти речь?!»

Туризм как инструмент для формирования имиджа

На секции «Туризм», партнером которой стал ведущий туристический оператор по въездному туризму «Виаполь», обсуждались вопросы о приоритетных странах по привлечению туристов, основных направлениях развития туристических продуктов, создании значимых туристических событий для страны. Открыло секцию выступление Евгения Веденского (БелТПП), который познакомил участников форума с  возможностями международной выставки EXPO–2015 в Милане, на которой будет представлена наша страна. Впервые Беларусь приняла участие в подобной выставке в Шанхае в 2010 году. Тогда белорусский павильон посетило за полгода 5 млн человек. Выставка в Милане пройдет с 1 мая по 31 октября 2015 года под лозунгом «Накормим планету. Энергия для жизни», в ней примут участие 120 государств. Проект павильона Беларуси, где доминантой станет колесо водяной мельницы, уже утвержден. В планах – организация специальных туров на эту выставку, как групповых, так и индивидуальных. Вполне вероятно, что в этом гастрономическом празднике примут участие и представители сельского туризма Беларуси.

О преимуществе сателлитных счетов для туризма Беларуси рассказал Владимир Разуванов (институт туризма БГУФК). К теме подключился руководитель Департамента по туризму Вадим Кармазин, который подчеркнул, что ни в одной стране мира не считают организованных туристов, а считают посетителей. Поэтому и Беларуси нужно «плясать» от понятий «посетитель» или «путешественник». И тогда цифра сразу станет реальной и приблизится к мировым стандартам, потому что, скорее всего, будет ориентироваться на данные погранкомитета, а это около 45 млн посетителей. В будущем году будет создана рабочая группа по разработке сателлитных счетов, и к 1 апреля эта группа должна будет выдать первые результаты. «Мы совершенно по-другому посмотрим на отечественный туризм», – заверил Вадим Кармазин. Правда, переход на сателлитные счета случится не так скоро: «В Венгрии их вводили в течение 4 лет, а Россия уже 8 лет занимается этим вопросом, и пока безрезультатно!»

Интересные цифры привела в своем выступлении директор компании «Виаполь» Галина Потаева, сравнив соотношение количества прибывающих в страну туристов на тысячу местных жителей: «Если в Литве приходится на тысячу жителей 830 туристов, в Польше – 400, то в Беларуси эта цифра составляет около 14!» Она назвала Беларусь «не той страной, где мог бы развиваться самостоятельный въездной туризм»: «Мы получаем положительные отзывы только тогда, когда все организуем – встречу, экскурсии, питание… Представьте себе, что к нам приехал индивидуальный турист самостоятельно, он даже не сможет добраться до Мира или Несвижа, до Дудуток!» Галина Потаева напомнила о «золотом сечении» туризма, идеальном для всех стран, когда «работает» формула 4:2:1, где 4 туриста – местные жители, 2 – гости страны и 1 – выехавший за пределы страны. Пока этот принцип в Беларуси не работает. Для того чтобы поток въездного туризма увеличивался, необходимо принять ряд мер, в том числе разработать и утвердить действенную национальную программу, в которой определить, на что лучше потратить бюджетные средства. Туристическим компаниям необходимо определить,  какие страны являются для них приоритетными в смысле приема: «Для нас такой страной является Россия». Среди проблем Галина Потаева назвала отсутствие приличных отелей в регионах, дорогие завтраки в столичных отелях, невозможность покормить в городе туристов рано утром и пр. Она отметила, что проблему виз обсуждать не стоит – так уж сложилось, и похвалила консульские учреждения за границей,  всегда готовые открыть туристам визы, в том числе и групповые за 10 евро.

Виктор Коровай («Мастерская впечатлений») призвал не проводить 700 и более фестивалей в год, а сделать десяток, но ярких и запоминающихся, с «высоким уровнем креатива». Среди его предложений «Фестиваль ста кинотеатров», «Янки-фест» (учитывая, что многие писатели и общественные деятели страны носили и носят это имя), «Фестиваль северных страусов» и пр. Присутствующие обсудили и такую тему, как обязательность мероприятий, наличие определенной даты, чтобы запланировать привлечение туристов. По мнению Валентина Цехмейстера, директора РСТО, для любого туриста главное – это доступность и безопасность, а уж потом – сервис, отели, питание, цены и пр. Для того чтобы туристы оставались довольны, нужно создать несколько образцовых маршрутов. Впрочем, по его словам, «возможно, когда к нам ринутся толпы туристов, мы пожалеем о наших тишине и спокойствии!»

На форуме вниманию участников было представлено несколько новых проектов, связанных с брендом страны, имиджем и туризмом. В частности, интерес вызвала недавно созданная ассоциация фестивалей Беларуси.

…Если подытожить все, что обсуждалось на форуме, можно сделать вывод: ни брендом страны, ни ее имиджем никто всерьез не занимается. По большому счету никого этот вопрос не  интересует. Финансы не выделяются, поэтому все остается на уровне разговоров и благих пожеланий. А благими пожеланиями, сами знаете, куда вымощена дорога…

5 декабря работа форума продолжилась: прошел мастер-класс «Маркетинг (брендинг) городов и регионов». А 6 декабря все желающие смогут посетить ферму «ДАК», где выращиваются козы.

 

Рубрики: В Беларуси В Фокусе

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

05.12.2014 17:53
к вопросу о козах...
ответить

Развеселила до неприличия и даже моченедержания заключительная фраза из этого глубокомысленного отчета, в котором сошлось столько Настоящих Умов! А именно такая фраза: "А 6 декабря все желающие смогут посетить ферму «ДАК», где выращиваются козы". Во-во, именно туда! Поскольку там выращиваются козы, то, само собой, есть там - не могут не быть! - и козлы. И даже задорно подумалось: а не тот ли козел, которого все боятся назвать по имени, но из-за которого нет у страны ни имиджа, ни бренда, ни туристов, как у соседей, ни виз, ни той продуктивной работы, которой - про определению - и не может быть там, где все сделано по-козлиному!

Аватар

06.12.2014 10:23
Гость
ответить

Говорить об имидже Беларуси при нынешнем политическом режиме, это все равно, что говорить о веревке в доме повешенного.

06.12.2014 14:50
susnadia
ответить

Довожу до сведения тех, у кого "моченедержание" от смеха. Только что вернулась с козиной фермы! Впечатления самые ПОЗИТИВНЫЕ!!! КОЗЕЛ был - пожилой такой, весь в рогах. Зовут АРХИП. Остальные все - девочки, девушки и пр. в козлином варианте! Если бы только ТАКИЕ милые и трогательные животные пребывали в стране, то все бы было ХОРОШО. И не нужно оскорблять этих очаровашек сравнением с тем, кого нельзя называть...Им обидно!

 

Аватар

06.12.2014 22:22
Nadezhda65
ответить

Браво Надежде! Полностью поддерживаю. Эти благородные животные приносят только пользу. В то время как всякие свины и козлы в образе человеческом ТАК испоганили отличную страну, что уже никакие акантиновы не отмоют. Кстати, подскажите ему уже какую-нибудь другую идею -задолбал со своим  сыром  и событийным туризмом.

 

 

07.12.2014 11:24
Ирина
ответить

Полностью согласна с Виктором Короваем - событий много не нужно, а вот уровень проведения поднимать необходимо. Именно так - качественной работой каждого на своем месте - формируется благоприятный имидж страны. 

Аватар

08.12.2014 14:15
виктория.
ответить

Я так думаю, дорогие мои, что кого-то как-то обозвать это проще паренной репы. А вот предложить что-то реально интересное мало кто может. Утопать в злости и ненависти нету смысла. И чтобы поднять качество и уровень проведения событийного туризма нужно время. Мы с вами этим занимаемся, мы знаем как это сделать, а тех кого мы привлекаем в свои партнеры могут много не знать и не понимать, а иногда и не желать этого мероприятия. Когда делается методом проб и ошибок, тогда и получается правильный результат. И самое главное понять и принять. Ведь бывают ситуации, что  никому это не надо . Вот такое равнодушие и пугает, И думаешь, у людей что? жизнь закончилась.

Аватар

08.12.2014 17:56
Кашперовский
ответить

Виктория, приходите ко мне на сеансы. Я вас научу излагать, и тогда вы классно сделате "понять и принять". Пока как-то слабовато...

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах