https://www.traditionrolex.com/8
<p>Впервые оформляясь за рубеж, еще при СССР, был удивлен графой анкеты про родственников, побывавших на оккупированной территории. Заполняя в нее данные близких мне людей, я лишний раз заинтересовался, каково это было пережить?</p>

«В ТУМАНЕ»

In the Fog, Россия–Германия–Нидерланды–Латвия –Беларусь, 2012, 127 мин., PG-13. Реж.-сцен. Сергей Лозница («Счастье мое»); в рол.: Владимир Свирский (Сущеня), Владислав Абашин (Буров), Сергей Колесов (Войтик), Игорь Хрипунов (Мироха), Кирилл Петров (Коробан), Надежда Маркина (мать Бурова), Влад Иванов (Гроссмейер), Юлия Пересильд (Анеля), полицаи: Сергей Русскин, Тимофей Трибунцев , Борис Каморзин, Михаил Евланов

Жанр. Военно-приключенческая драма.

Первоисточник. Знаменитый белорусский писатель Василь Быков (19.6.1924–2.6.2003) прожил большую и насыщенную событиями жизнь. Он был и едва не расстрелян как немецкий шпион, и героически сражался на фронте (удостоившись офицерского звания и «похоронки», получив несколько ранений), и стал успешным советским писателем, и подвергался гонениям за «неформатное» творчество, и получил массу советских регалий (в том числе Ленинскую премию и звание Героя Социалистического труда), и участвовал в политической жизни СССР, и был в жесткой оппозиции уже властям независимой Беларуси… Но в истории прежде всего останется ярким представителем «лейтенантской прозы», показавшей войну в ее непарадной, глубинной правде. Отсюда не удивительно, что творчество Быкова активно экранизировалось («Альпийская баллада», «Восхождение», «Знак беды», «Волчья стая»…). Писателю киноадаптации (а также балет и опера) его творений в основном не нравились, и сложно сказать, как бы он оценил «В тумане». Стоит отметить, что одноименная повесть была опубликована в 1988 году, в тот период, когда многие критики были разочарованы тем, что Быков фактически повторялся, творя в рамках апробированных сюжетных схем. Кстати, в 1992 году в «В тумане» уже экранизировалась, правда для ТВ.

Формат. Представляемая лента точно не создавалась для массовой аудитории. Впрочем, и к артхаусу ее не отнесешь. Повышенное же внимание вызвано именами Быкова и Сергея Лозницы. Ведь этот уроженец белорусских Баранович, в прошлом украинский математик-кибернетик (и переводчик с японского), выпускник российского ВГИКа, с начала века проживающий в Германии, обрел на редкость высокую репутацию в мире кино (в т. ч. и как выразитель гражданской позиции, особенно связанной с лентой «Майдан»). Причем в основном документальными картинами («Блокада», «Артель»), собравшими богатый урожай регалий. «В тумане» – лишь второй игровой фильм Лозницы, но этого хватило, чтобы несколько стран захотели принять участие в его создании, а Каннский фестиваль – заранее включить в конкурсную программу. И надежды оправдались, хотя, на мой взгляд, статусу этого МКФ присуще нечто более вызывающее. Более того, данная постановка Лозницы напомнила качественную работу усталого классика.

Обстоятельства. Иногда размышляю: вот живем мы погруженными в личные судьбы, а потом приходит война, и мы обязаны стать героями, патриотами, если понадобится, то и мучениками. У советских людей не было права сдаться в плен, чтобы спасти собственную жизнь или избежать пыток. И дело не только в том, что сталинский режим был жестоким. Обвинение в предательстве превращало человека в изгоя даже для близкого круга. Вот и герой фильма «В тумане» – достойный путевой обходчик и примерный семьянин Сущеня – горько недоумевает, почему его лишь на основании подозрений возненавидели соседи? После того как фашисты его не расстреляли, как остальных заложников, а, сильно избив, отпустили, ничего не объяснив. И кому можно что-либо доказать? Да и что это изменит?

Война и немцы. Впервые оформляясь за рубеж, еще при СССР, помнится, был удивлен графой анкеты про родственников на оккупированной территории (т.е. они заведомо подозрительные личности?). Заполняя в нее данные близких мне людей, я лишний раз заинтересовался, каково это было пережить? Тем более что оккупация длилась годами, и при ней приходилось не только выживать, но и просто жить. Поэтому, наряду с трагическими воспоминаниями, были и попросту бытовые, а также разного рода наблюдения за невиданными доселе особями – немцами. Самое интересное, что «В тумане» они почти незаметны, отчего «стороннему зрителю» может показаться, что в разгаре гражданская война…

Бобики. Так называются в повести Быкова сотрудники полиции вспомогательных подразделений, созданных немецкими фашистами из военнопленных и местных коллаборационистов. Именно с ними чаще всего приходится сталкиваться Сущене. Показаны эти люди без снисхождения, а сыграны, даже в эпизодах, колоритными и весьма известными актерами (и в целом актерский состав «эпизодников» впечатляет).  Поэтому смотреть на них, пожалуй, интереснее, чем на героических партизан, прибывших казнить предателя. Им предписано расправиться с Сущеней как минимум на всякий случай, хотя неловкость момента сказывается. Тем более что Бурову приходится быть палачом по отношению к человеку, которого знает всю свою жизнь.

Идеология. Постсоветское культурное пространство ныне переживает возбуждение, связанное с клерикалистскими тенденциями. В связи с чем, в частности, в зависимости от убеждений авторов, в одних фильмах во всем находят религиозный подтекст и повод для его визуализации, а в-других не концентрируются на нем, даже если со стороны таковое кажется выигрышным моментом. Вот и просматривая «В тумане», я вдруг невольно подумал, что попади это произведение в другие режиссерские руки (особенно учитывая хрестоматийную духовность Сущени), кадр запросто мог прирасти иконами, молитвами, цитатами… Однако очень уместно без всего этого обходится, да и по-быковски это. Нет в фильме и прочей идейной ангажированности.  На экране просто жизнь человеческая, которую надо пройти, думая о себе и своих близких, а не о высоких материях.

Жернова судьбы. Как мне показалось, среди героев ленты  не во всем доминирует логика, направленная на поиск способа выжить самому и (или) спасти близких. Причем начиная с ключевого посыла о том, что Сущеня вынужден умереть, ибо другого выхода нет. Однако ведь очевидно, что его погибель, произошедшая неведомо где, тоже может вызвать репрессии по отношению к семье. Иное дело, если бы Сущеню застрелили дома и все это видели, однако он просит не травмировать сынишку и, взяв лопату, чтобы выкопать себе могилу, сначала отходит в сторону, а потом просит найти местечко посуше, чем у речки. Сущеня ведь действительно не знает, что стал «живцом», на которого полицаи ловят партизан. Вот и получается, что пока он роет землю, один из исполнителей казни засыпает на посту, упуская преследователей, и все решительно меняется. На какое-то время Сущеня и партизаны становятся единым подразделением…

Восприятие и регалии. На МКФ в Канне «В тумане» отмечен специальным призом ФИПРЕССИ, однако, несмотря на значимость награды, в России к этому фильму отнеслись сдержанно. Например, топ-критик А. Плахов заметил, что в нем «нет ничего особенно шокирующего, а также антипатриотичного», а в целом картина выдержана в жанре «экзистенциальной драмы на партизанском материале». Отмечалось также, что фильм напоминает советский, в чем и заключена … революционность подхода. Гран-при на МКФ им. А.Тарковского «Зеркало» (РФ) и на фестивале «Лiстапад» (Минск). Премии МКФ в Ереване, Одессе и Торуни. 30-летний белорусский актер В. Свирский («Днепровский рубеж») удостоен премии «Белый слон» (РФ), номинации на премию «Ника» как открытие года и наград на фестивалях «Киношок» (СНГ) и восточноевропейского кино в Котбусе. Номинации на «Нику»: съемки и звук.

Производство. Белорусские лес и деревню воспроизвели в Латвии, на что были веские объективные причины. Съемки заняли всего 28 дней. Повезло с погодой, которая соответствовала рабочему графику, включая и зимние морозные сцены. В съемочной группе говорили на девяти языках. Бюджет 2 млн евро. Рейтинг IMDb – 6,7/1497 ответивших. Аналогична оценка и российского «Кинопоиска».

https://www.traditionrolex.com/8