Как выжить в авиакатастрофе: советы, правила, реальные истории

26.07.2014 - Новости

Как выжить в авиакатастрофе: советы, правила, реальные истории

Уходящий месяц уже окрестили "черным июлем" пассажирской авиации. За одну неделю летнего месяца в разных частях мира произошли три крупные авиакатастрофы, в результате которых погибли более 450 человек. Пожалуй, даже те, кто не боится летать, испытали в последние дни нервную дрожь, поднимаясь на борт самолета. А самые впечатлительные, возможно, и вовсе решили отложить авиапутешествие, рассказывает БЕЛТА.

Между тем, на сегодня самолет относится к самым безопасным видам транспорта. По подсчетам экспертов, шанс погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 к 11 млн, тогда как, например, в автокатастрофе - 1 к 5 тыс. Так что, если верить статистике, для человека гораздо безопаснее летать, чем водить машину или же спускаться в метро на эскалаторе.

И все же, собираясь воспользоваться воздушным транспортом, будет не лишним узнать об элементарных правилах безопасности, а также услышать советы счастливчиков, которым удалось выжить в самых страшных авиакатастрофах.

Профессор университета в Гринвиче Эд Галеа, который уцелел в авиакатастрофе, унесшей жизни 55 пассажиров, проанализировал более 2 тыс. авиационных происшествий по всему миру, пытаясь выяснить, можно ли подготовиться к чрезвычайной ситуации в небе. Оказалось, что можно. Практически все люди, которым удалось спастись в таких сложных условиях, поступали одинаково и выполняли всего несколько правил, которые и позволили им выжить.

Выдержать момент удара о землю

Момент удара о землю является одним из самых опасных во время крушения. Специалисты советуют придать телу правильное положение. Лучше всего опустить голову на колени, что позволит избежать сильного удара головой о близлежащие предметы. При этом тело будет надежно зафиксировано, позвоночник защищен от ударов снизу. Хорошо, если у пассажира есть небольшая подушка или куртка, которой можно прикрыть голову.

Психологический шок и правило 90 секунд

Согласно одному из исследований, 10-15% пассажиров, попавших в авиакатастрофу, остаются спокойны, они действуют быстро и эффективно. Еще 15% впадают в панику и начинают истерить. Но большинство впадает в апатию - эти люди остаются сидеть на своих местах. Помните, если после падения самолета вы сможете покинуть салон в течение 90 секунд, шансы спастись значительно увеличиваются. Поэтому стоит попытаться справиться с эмоциями, а также помочь людям, которые находятся рядом с вами.

Провести правильную эвакуацию

Еще одна опасная ситуация связана с эвакуацией из самолета после падения. В состоянии паники пассажиры не могут расстегнуть ремень безопасности. В момент опасности люди инстинктивно пытаются нажать на кнопку как с автомобильными ремнями. Но авиационный ремень расстегивается по-другому: надо потянуть за специальную скобу. Поэтому еще перед взлетом стоит потренироваться, как расстегнуть ремень.

Кроме того в условиях пожара, когда из-за дыма не видно аварийного выхода, люди не могут выбраться наружу. Попробуйте перед вылетом посчитать количество рядов сидений до ближайшего выхода, тогда в случае ЧП вы сможете добраться на ощупь. В случае заполнения самолета дымом, нагнитесь пониже, но не ложитесь на пол, потому что ест риск быть затоптанным другими пассажирами.

Что делать после эвакуации

Покинув самолет, следует отбежать от места крушения как минимум на 200 м, желательно против ветра, чтобы избежать дыма и огня. После аварии достаточно велик риск взрыва топлива. Поэтому стоит попробовать найти укрытие и ожидать прибытия спасателей. Если же судно упало в воду, нужно отплыть от него как можно дальше.

Интересно, что в курс подготовки российских бортпроводников обязательно входит противоакулий трениг. Оказавшись в воде после падения самолета, стюардесса должна собрать плавающих пассажиров в некое подобие ромашки. Лежа не спине, люди должны держать друг друга за локти и молотить по воде ногами, отпугивая хищниц. На практике этого еще не пробовал никто, но теоретически акула должна испугаться.

Важный выбор - самолета, места и времени полета

Есть мнение, что чем больше самолет, тем он безопаснее. Эксперты рекомендуют пользоваться большими четырехдвигательными лайнерами.

На снимках авиакатастроф часто видно, как из обломков торчит хвост самолета, в некоторых случаях даже неповрежденный. Именно хвост позже всего касается земли во время падения, поэтому пассажир, сидящий сзади, имеет наибольший шанс остаться в живых. Кроме того, большинство из тех, кому удалось спастись, сидели в пределах 5-7 рядов от выхода. Больше шансов также у тех, кто сидит с края, а не у окна, так как выбраться ему будет легче.

Неплохо и учитывать время, отправляясь в путешествие. По статистике, самыми аварийными месяцами являются декабрь (плохая погода) и август (большое количество рейсов, диспетчеры не успевают выполнять все требования авиационной безопасности).

Удобная одежда

Эвакуироваться из самолета гораздо легче в удобной обуви, нежели на каблуках. Длинные рукава и штаны могут защитить от осколков и ожогов. Лучше всего, если ткань вашей одежды будет достаточно плотной. Если самолет упал в воду, снимите обувь и лишнюю одежду. Плыть без одежды легче. Также при падении в воду не надувайте спасательный жилет, пока не выберетесь из самолета. Иначе в случае заполнения самолета водой вы окажетесь в ловушке.

Кому удалось обмануть смерть

В 1972 году на борту самолета DC-9 югославских авиалиний JAT взорвалась бомба. Обломки лайнера упали с высоты более 10 км. Сложно представить, что в такой ситуации кто-то смог бы выжить. Но чудо произошло. Стюардесса Весна Вулович осталась жива. Медики пришли к выводу, что женщина потеряла сознание, и это уберегло ее от сердечного приступа. Вулович в результате катастрофы потеряла память - она не смогла вспомнить ни самого взрыва, ни того, что было за час до крушения. И все же, еще никто не переживал аварию самолета, летевшего так высоко.

В 2009 году у побережья Коморских островов разбился самолет А310, который летел из Йемена в Морони. Из 153 пассажиров выжила лишь 12-летняя француженка Бахия Бакари. Во время столкновения самолета с водой, девочку выбросило наружу. Несмотря на боль от сломанной ключицы и неумение плавать, Бахия смогла добраться до обломка самолета и крепко за него схватиться. Затем девочка выбралась на крупный обломок и усилием воли подавила желание уснуть. Через 13 часов после крушения, Бахию обнаружил экипаж частного корабля.

В 1981 году самолет Ан-24, который летел из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, на высоте более 5 км столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. Единственная выжившая Лариса Савицкая в момент катастрофы спала в своем кресле в хвостовой части самолета. После разлома фюзеляжа Ларису выбросило в проход. Женщина не растерялась, добралась до ближайшего кресла и вжалась в него. Часть корпуса самолета спланировала на березовую рощу, которая смягчила удар. Лариса получила ряд серьезных травм, но могла самостоятельно передвигаться. В ожидании спасателей она соорудила себе временное убежище из обломков самолета. Женщина согревалась чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановыми пакетами. Через два дня ее обнаружили спасатели.

Стоит еще раз напомнить, что самолет сегодня относится к самым безопасным видам транспорта. Тем не менее, правила безопасности необходимо знать. Но самое главное - это не паниковать при возникновении нештатной ситуации, потому что паника блокирует адекватное поведение. Не случайно в Великобритании недавно появились курсы, где всех желающих учат, как выжить в авиакатастрофе.

Рубрики: Авиа Безопасность

Страны: Великобритания


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах