Караванеры могут подрубить сук, на котором сидят владельцы агроусадеб

05.06.2014 - Новости

Караванеры могут подрубить сук, на котором сидят владельцы агроусадеб

Пока сельские усадьбы замедлили свое развитие, любители автомобильного туризма могут отобрать у них часть прибыли. Минспорта пытается развивать в Беларуси оба направления, но то, что хорошо караванеру, не всегда устраивает владельцев сельских подворий. И наоборот, сообщает interfax.by.

Клиенты есть, развития нет?

Последние года три только и слышно о бешеной популярности объектов сельского туризма у белорусов и иностранцев. Однако рост численности объектов в последнее время замедлился. Приелся свежий воздух, не устраивает сервис или просто рынок уже насытился?

Как сообщил директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Вадим Кармазин в ходе международного форума «Сельский туризм: возможности, проблемы, перспективы», за последние месяцы количество агроусадеб в стране увеличилось незначительно.

– За 2013 год число объектов возросло по сравнению с 2012 годом всего на 6 %, – отмечает специалист. – На начало нынешнего года в Беларуси зарегистрирована 1881 агроусадьба.
 

По мнению Вадима Кармазина, потенциал у сельского туризма в стране есть, но используется он не в полной мере. На сегодняшний день больше всего подобных объектов в Минской области – 482. На второй позиции – Витебщина: здесь отдыхающих готовы разместить в 449 агроусадьбах. Далее следуют Гродненская область (246 объектов), Гомельская (289), Брестская (253) и Могилевская (162).

Средняя продолжительность отдыха в объектах сельского туризма составляет 4,5 дня. А чаще всего объекты агроэкотуризма посещают, помимо белорусов, россияне, украинцы, поляки и литовцы.

Пока агроусадьбы на пике популярности: число туристов, воспользовавшихся в 2013 году их услугами, увеличилось по сравнению с 2012-м на 22,1 %. Но, по словам Вадима Кармазина, это связано в первую очередь с тем, что с 2011 года реализуется норма президентского указа № 372 о возможности предоставления отдыхающим в агроусадьбах до 10 комнат.

Многие объекты дают рекламу, чаще всего посредством сети интернет. Многие имеют свои сайты, странички в социальных сетях. Современные технологии позволяют клиентам, к примеру, осуществлять онлайн-бронирование того или иного домика или комнаты в агротуристическом комплексе. Но когда-нибудь и этот ресурс исчерпает себя. И вот тогда агроусадьбам придется столкнуться с конкурентами, пришедшими, как говорится, откуда не ждали.

Караванеры объединяются и активизируются

Конкуренты эти даже не приходят, а приезжают. Речь идет о караванерах – автомобильных туристах, путешествующих с проживанием в автодомах или автоприцепах. Караванинг – один из самых популярных видов автомобильного туризма для жителей Европы и США, где хорошо развита система кемпингов. В Беларуси его долгое время собирались развивать, но лишь несколько месяцев назад были сделаны первые реальные шаги в этом направлении.

В частности, в январе 2014 года в Минском районе «прописался» первый в Беларуси центр караванинга. Как заявил руководитель центра Caravan Life Максим Дробышевский, эта структура призвана содействовать развитию и популяризации данного вида отдыха. Проект со своим сайтом, интернет-магазином и форумом объединяет автотуристов, общественные и коммерческие организации, влияющие на развитие караванинга в целом, независимо от их географического местоположения.

В прошлом году был дан старт проекту под названием «Караван-тур «Глобус Беларуси» – путешествию по городам и историческим местам Беларуси. В году нынешнем открытие сезона прошло в Могилевской области, недалеко от города Быхов, на территории одной из агроусадеб. Но ведь агроусадьба для таких мероприятий как раз не обязательна, ибо и дом на колесах есть, и все припасы с собой. А за постой в объекте сельского туризма нужно платить. Иногда – весьма солидные суммы. Не каждому владельцу автодома такое по нраву.

Между тем, по словам Вадима Кармазина, на территории Беларуси уже зарегистрировано около 500 автодомов, действует около 7 стоянок для караванеров, создается еще 15. По мнению директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма РБ, к концу 2014-го число таких площадок может увеличиться до 30.

Для сравнения: за рубежом зарегистрировано около 4 миллионов караванеров. В Департаменте по туризму хотят, чтобы автотуристы не проезжали мимо Беларуси. Если так случится, то кемпинг со специальной стоянкой вполне может заменить агроусадьбу.

К слову, в настоящее время в Беларуси разрабатывается методическое пособие по организации караванинга. В нем будет описана технология организации площадок для караванеров, начиная от их размеров и заканчивая требованиями к обеспечению пожарной безопасности. Владельцам будущих площадок дадут рекомендациями к высоте ограждений. Так что вполне вероятно, что настанет тот день, когда один бизнес вступит в прямой конфликт с бизнесом «смежников». Тем более что производство автодомов налажено и в Беларуси, есть все шансы, что со временем подобный отдых станет намного более популярным, нежели сейчас.

Агроусадьбам надо проснуться

Рекомендации владельцам агроусадеб по поводу оживления бизнеса и привлечения новой клиентуры дала во время открытия сезона председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. По ее словам, нужно переходить от статуса «домик в деревне» к статусу специализированного объекта с уникальным предложением и разноплановым сервисом.

Эксперт напомнила, что опыт специализации усадеб уже есть в некоторых европейских странах, например в Литве, Италии. В Беларуси также можно определиться с приоритетными направлениями для каждого конкретного объекта: например, это может быть экологический туризм, ремесленная деятельность, семейный отдых и др. Хорошая перспектива у объединения агроусадеб в региональные туристические кластеры – такие, например, как кластер «Валожынскiя гасцiнцы» с развитой местной туристической инфраструктурой.

Что касается самого БОО «Отдых в деревне», то оно в сотрудничестве с республиканскими и областными общественными советами по развитию агроэкотуризма намерено продолжить категоризацию и сертификацию усадеб. Портал www.interfax.by напоминает, что уровень сервиса в сельском туризме в Беларуси обозначается петушками (это что-то вроде «звезд» у отелей). Высшая категория – четыре петушка. Но такая сертификация агроусадеб является добровольной, и далеко не все объекты сельского туризма готовы ее пройти. Ждут, когда петух клюнет, причем явно не «сертификационный»?..

Александр Нестеров
 

Рубрики: Активный Отдых Сельский Туризм

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах