https://www.traditionrolex.com/8
<p>Руководитель инициативы «Событийная Беларусь» Анатолий Акантинов проанализировал итоги масштабной кампании по развитию фестивалей и других туристических праздников в Беларуси.</p>

В 2013–2014 году общественным объединением «Гильдия маркетологов» была реализована инициатива  «Событийная Беларусь». Инициатива проходила в рамках проекта USAID «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемого ПРООН. Выполнение инициативы осуществлялось при поддержке консалтинговой компании ЧУП «Центр стратегического развития «Маркетинговые системы».

Основной целью инициативы стало содействие развитию и организации событий (фестивалей, праздников) Брестской и Гродненской областей.  В рамках реализации инициативы «Событийная Беларусь» в 2013–2014 гг. были проведены: секция «Событийный туризм» в рамках четвертого форума «Имидж Республики Беларусь: выгоды и пути достижения», маркетинговое исследование о событийном потенциале Республики Беларусь и об опыте проведения событий в Литве, Латвии, Польше, Украине, России, написано и издано методическо-справочное пособие по организации и проведению фестивалей, праздников оpen-air  «Событийная Беларусь: алгоритм создания события», проведено пять обучающих семинаров (в городах  Кобрин, Пинск, Волковыск, Лида, Ошмяны). На семинарах прошли обучение 110 человек – представители агроэкотуризма, туроператоры, специалисты отделов образования, спорта и туризма райисполкомов, также отделов идеологической работы, культуры и по делам молодежи, представители промышленных предприятий и инфраструктурных организаций.   Во время обучения были инициировано более 30 новых событийных проектов, проведен открытый конкурс на создание лучшего  проекта события. На конкурс было подано 11 событийных проектов,  шести лучшим была оказана информационная поддержка. В рамках инициативы прошла выставка фестивалей на Втором «Сырном фестивале под Минском» в июне, создан сайт по отражению фестивалей в Беларуси – eventbelarus.by, проведена информационная кампания (созданы и распространены афиши и флаеры, проведены выступления, репортажи по радио, в прессе) в Минске и городах Брестской и Гродненской  областей по продвижению конкурсных событий.

В целом инициатива «Событийная Беларусь» позволила повысить популярность фестивального  движения в Беларуси, тем самым увеличив туристический поток, уровень проводимых праздников и фестивалей, привлечь внимание к их организации общественность, предприятия, местные органы управления. Благодаря инициативе заложен фундамент на последующие периоды в виде полученных знаний организаторами событий, ежегодное проведение фестивалей, создание сайта, посвященного проводимым событиям, активизация местного населения.

По итогам инициативы «Событийная Беларусь» 17 сентября 2014 года в Минске был проведен круглый стол и семинар-дискуссия «Опыт организации событий в Республике Беларусь». На круглом столе выступили организаторы событий, режиссер фестивалей, представители исполкома, туристических операторов, представитель грантовых структур.

Во время общения и дискуссии были высказаны проблемы и тенденции организации и проведения событий.

Многие организаторы отмечали проблему недостаточного понимания между организаторами событий и исполкомами. Например, в сценарий фестивалей вмешиваются отделы культуры исполкомов, милиция требует оплату  охраны общественного порядка, хотя на мероприятиях, проводимых исполкомом, такая оплата не осуществляется, отсутствует мотивации и понимание некоторых сотрудников исполкомов.

Однако некоторые события получили впечатляющую поддержку от местных исполкомов. Например, в Сморгони, Зельве, Шарковщине, Кобрине органы власти увидели в событиях важное стратегическое значение для развития региона.

Заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи поселка Зельва Юрий Куликов считает, что чиновников бояться не нужно и найти у них поддержку возможно. При полной поддержке местных властей проходит фестиваль «Анненский кирмаш» в поселке Зельва. «В этом году, – говорит он, – у нас даже получилось создать фонд «Анненский кирмаш» с целью привлечения средств спонсоров». В качестве совета он рекомендовал присутствующим на встрече организаторам фестивалей стараться быть убедительными и понятными. Очень важно уметь налаживать контакты с властью, чиновник несет за проводимое мероприятие огромную ответственность, и ему нужно знать, что стоит за тем или иным событием. Наберитесь терпения, ищите подходы, и все получится. Для вовлечения населения в подготовку к празднику в Зельве проводятся конкурсы балконов, костюмов, шляп, сценариев праздника, сочинений в школе.

С точки зрения привлечения исполкомов к такой работе можно организовать конкурс среди исполкомов на лучшее мероприятие года.

Многие мероприятия проходят по стандартному сценарию  «Дожинок» при координации местных отделов культуры. Режиссер фестивалей Виктор Коровай рекомендует найти свою «фишку». Как это сделать? Ее надо придумать самому либо позаимствовать, то есть взять идею и адаптировать под свое событие. И в последнем нет ничего плохого. Вот, например, что у нас есть такого, чего нет в другой стране? Отвечу сразу: это не природа и даже не люди, как многие из вас считают, а наша история. Вот это и нужно умело использовать. Наши соседи, литовцы и поляки, очень в этом деле преуспели». Надо организовывать бренд-конкурсы, флешмобы, делать атмосферу более интерактивной, приглашать друг к другу уникальные коллективы, использовать национальные и местные игры. Основное – это блестящая идея, безупречная программа, прекрасная команда, хорошая кампания по продвижению и каждый год новая «фишка».

Многие организаторы событий не достаточно используют информационные, организационные и спонсорские возможности. Сергей Кулягин, организатор фестиваля «Бард-рыбалка», говорит: «Для успешного проведения мероприятий надо умело работатьс журналистами, пусть они подробно пишут о фестивале, рассказывают о новостях в подготовке, настраивают людей на участие в празднике. Чтобы программа фестиваля не приедалась, каждый год надо вводить в программу новые элементы. При работе со спонсорами – государственными и частными  предприятиями и компаниями – надо понимать, чем им интересны и выгодны могут быть социальные проекты. Поэтому предложения об участии в празднике надо готовить умело, предлагая именно то, что нужно спонсору».

Ольга Хабибуллина, представитель «Офиса европейской экспертизы и коммуникации», рекомендует использовать больше гранты, которыми активно пользуются Украина, Прибалтика. Она рекомендовала обратить внимание на Вышеградский фонд (VisegradFund), Международный фонд содействия культуры, Европейский фонд культуры, Программу ЕК «Эразмус+».

Одной из сложных задач является сотрудничество с туристическими операторами по привлечению туристов на мероприятия. Виталина Журавская, директор компании «ЭкспертТур» (Гродно), говорит: «Для того чтобы собрать людей и организовать тур, турфирме надо подготовить хороший туристический продукт. А для этого сотрудникам турфирмы надо знать, когда проходит событие, какая программа у мероприятия, какая инфраструктура на месте (стоянки, гостиницы, питание). Эта информация необходима, чтобы знать, какой целевой аудитории предлагать данный тур. Притом она должна быть в турфирме как минимум за 2 месяца до самого события, а то и раньше». «К сожалению, туристическим компаниям не всегда выгодно возить туристов – слишком дорогой продукт получается с учетом цен на наши гостиницы, да и уровень событий не всегда такой, чтобы можно было привлечь туриста», – говорят ее коллеги.

Фестивальное движение в Беларуси только набирает свои обороты. Существует множество проблем, недопониманий, разногласий. Это стадия роста. На этом этапе важно быстрее взрослеть и помогать фестивалям стать на ноги – путем профессионализма, поддержки властей  и  предприятий. Ведь въездной туризм начинается с внутреннего, а события являются важным стратегическим инструментом активности на местах, воспитания сознания жителей страны, привлечения внимания к стране, развивающим не только туризм, но и экспорт и инвестиции.

https://www.traditionrolex.com/8