Кто же раскочегарит загнанный в тупик ретропоезд?

10.11.2013 - Новости

Кто же раскочегарит загнанный в тупик ретропоезд?

Год назад в Гродненском районе только и разговоров было, что о ретропоезде, который вот-вот начнет курсировать по маршруту Гродно – Поречье. Первый рейс состоялся в декабре 2012 года и был приурочен к 150-летию Белорусской железной дороги. Паровоз марки «ЭР» с ретровагоном помпезно прибыл на станцию Поречье для импровизированного театрального шоу по первой в Беларуси железнодорожной ветке. После этого состав вновь отбыл в Гродно и надолго застрял на запасном пути. За целый год так и не было сделано ни одного рейса.

«Перспектива» попыталась узнать, где сейчас находится стилизованный состав и будет ли возобновлен уникальный маршрут.

Перевели стрелки

Как оказалось, сам паровоз сейчас стоит в депо в Волковыске. Выяснить у главного инженера, сдвинут ли его с мертвой точки, не удалось. Впрочем, как и в Барановичском отделении Белорусской железной дороги, в состав которой входят и гродненские железнодорожные линии. Заместитель начальника отделения сослался на головное управление в Минске. Там, мол, должны решать судьбу таких проектов. В службе локомотивного хозяйства БЖД подтвердили лишь факт обновления паровоза. Начальник топливно-технического отдела локомотивной службы управления БЖД Геннадий Романчук рассказал, что для этой цели из запаса расконсервировали паровоз, который был выпущен еще в 50-х годах, и привели его в рабочее состояние. Напомним, что весь ремонт осуществлялся в локомотивном депо в Кричеве Могилевской области.

Музейный вариант

Ретропоезд был лишь частью общей задумки создания туристического маршрута, который свяжет областной центр и Поречье. Историко-культурный центр БЖД должен был появиться в Гродно на улице Буденного. По маршруту движения поезда планировалось обустройство остановочных пунктов (это выполнено частично, оборудованы навесы). В Поречье предполагалось обустроить музейный комплекс, т.е. оформить все здания, которые прилегают к вокзалу, в стиле XIX-XX веков, от станции и водокачки до фонарных столбов и колокола на платформе. Разместить здесь планировалось и амфитеатр для оркестра, а также детскую площадку, сувенирные магазины. В пакгаузе должна была заработать корчма. Особая нагрузка ложилась на сам вокзал. В подвальных помещениях планировалась музейная экспозиция, посвященная истории станции Поречье, в том числе и событиям восстания 1863 года, поскольку именно здесь размещались повстанческие отряды и разворачивались боевые действия под руководством Кастуся Калиновского.

Кроме музея на втором этаже вокзала предполагалось разместить гостиницу. Для этого проведена определенная работа. Несколько семей, которые проживали здесь, получили другое жилье. Обустроены ли гостиничные номера? Начальник Гродненского железнодорожного вокзала Александр Соколовский сообщил, что пока всё остается по-прежнему. Верхний этаж пустует, не появился и музей. Изменился лишь фасад здания, он обновился, благоустроена территория вокруг станции, а на пьедестале установлена мини-модель паровоза образца 1862 года.

Затратный проект?

По мнению специалистов железнодорожного транспорта, проект этот для ведомства затратный. Ведь придется содержать не только сам паровоз, но и вагоны, которые необходимо либо специально изготовить, либо стилизовать под старину. Пока в арсенале ретропоезда один вагон, который является музейным экспонатом, поэтому рассчитывать на его длительную эксплуатацию вряд ли приходится. Сейчас старинный вагон находится в Гродненском локомотивном депо и нигде не задействован. Планировалось, что вагоны поступят с Минского и Гомельского вагоноремонтных заводов. Они будут первого, второго и третьего класса. А вот их «начинка» – вполне современной (телевизоры, кондиционеры). В отделе идеологии управления БЖД сообщили, что к данному проекту может подключиться любой инвестор и довести это дело до конца.

Долгое время шли разговоры о создании данного маршрута совместно с литовской стороной. Когда-то железнодорожная станция Поречье была самая оживленная на линии Санкт-Петербург – Варшава. Отсюда шли поезда на Друскининкай и Вильнюс. Однако после распада СССР ветка стала тупиковой, с литовской стороны пути разобрали почти до самой границы. Например, в Друскининкае на бывших путях установили кемпинг. Впрочем, сейчас идея движения ретропоезда нравится и самим литовцам. Прибытие такого состава в Друскининкай наверняка удивит тамошних туристов. Найдется немало желающих и у нас прокатиться хотя бы раз на диковинном поезде. Опять же будут формироваться туристические группы. Тем более такие прогулки не являются сезонными, как, например, на Августовском канале.

Пока никаких предложений по реализации этого проекта не поступало, сообщили в отделе идеологии управления БЖД. Остается надеяться, что уникальный ретропоезд все же войдет в масштабный проект «Гродно – город-музей». Это тем более актуально, так как в 2014 году Гродно станет культурной столицей республики. Самое время оживить и данный туристический маршрут, подобного которому нет нигде в Беларуси.

НАША СПРАВКА

Паровоз «ЭР» – лучший паровоз дореволюционной сборки и один из самых надежных в мире. Он выпускался с 1912 года по 1957-й. По количеству выпущенных локомотивов (около 11 тыс.) и по общей продолжительности выпуска паровоз «ЭР» является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.

Прибытие ретро-паровоза в Поречье (видео).

Рубрики: Проблемы


Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах