https://www.traditionrolex.com/8
<p>«Передай своей сестре, что я в нее влюбился!» – «Девочки, поздравляю: в кого-то из вас влюбились», – послушно передала Таня и многозначительно посмотрела на нас. Заинтригованные, мы переглянулись: кто бы это мог быть? Обед в национальной кафешке в районе Ясмин, куда мы выбрались впятером после прогулки по побережью Хаммамета, прошел в заговорщицко-возбужденной атмосфере.</p>

Если природа наделила вас светлыми глазами и кожей, а косметическая промышленность – белокурыми кудрями, то вы приехали в Тунис по адресу. Славянская красота здесь в почете. А если, вдобавок ко всему, у вас приятной округлости формы – примите поздравления: в этой арабской стране вы будете в «тренде». Приготовьтесь услышать шквал комплиментов: «мезьяна толфа», что по-тунисски означает «красивая женщина», адаптированные на европейский лад «бьютифул», «веры найс» и уж совсем понятные даже неанглоязычным «сэкси», «супер», «вау», постоянные возгласы и полные искреннего восхищения взгляды – и начавшая было чахнуть в наших широтах из-за плотной видовой конкуренции и чрезмерной мужской избирательности женская душа реанимируется и воспаряет ввысь, звенящая и торжествующая!.. В Тунис стоит ехать хотя бы потому, что здесь, как нигде, у славянской женщины растет самооценка и уверенность в собственной внешней привлекательности.

«Инхабэк»

Рассказать о том, насколько вы прекрасны, тунисские мужчины могут на нескольких языках – арабском, французском, английском и немного на русском, который они в последнее время, в силу притока туристок из СНГ, активно штудируют. Причем арабский в Тунисе особенный: перемешан с французским, испанским, берберским, плюс местные наречия. Представители стран бывшего французского господства – Алжира, Марокко, Ливии – его хорошо понимают, а вот арабы из Египта – нет.

Не удивляйтесь, если, сопроводив вас парочкой эффектных и лестных слов, местные попросят сфотографироваться вместе на память. Славянки для тунисцев пока такая же экзотика, как для нас верблюды на побережье.

Впрочем, любовный пыл и ретивость тунисских мужчин по отношению к русскоязычным женщинам обусловлены двумя причинами: исторической и экономической. Русских в Тунисе любят и уважают с тех пор, как они впервые появились здесь в 1920 году. Военные корабли с интеллигенцией на борту – в основном журналистами, преподавателями, врачами, отказавшимися признавать власть большевиков на родине, – причалили в порту Бизерта. Всего тогда прибыло свыше 6000 русских эмигрантов. Значительно позже, после обретения Тунисом независимости, часть из них переехала во Францию. В настоящее время русскоязычная диаспора насчитывает 2000 человек, которые дислоцируются преимущественно в столице Туниса.

Экономическая же подоплека кроется в меркантильности тунисских барышень. При знакомстве они в первую очередь смотрят на социальную атрибутику кавалера: какое у него образование, профессия, насколько высок доход, успешна ли карьера, есть ли собственное жилье (желательно дом) и автомобиль. Не ускользнет из поля зрения даже то, как одет воздыхатель и какие часы носит. И если к определенному возрасту парень не обзавелся набором материальных благ, из списка потенциальных женихов он вычеркивается. А нет обещания жениться – нет и relationships (серьезных отношений). Гражданские же браки в Тунисе не приняты: ислам не позволяет.

Но даже если первичную «фильтрацию» претендент на руку и сердце прошел, дальше ему предстоит еще более суровый отбор – родителями девушки. А чтобы заполучить их расположение, надо здорово постараться! К тому же на плечи жениха лягут основные расходы по организации свадьбы. Ценники же на свадебные торжества в Тунисе еще те! Одно только подвенечное платье для невесты стоит никак не меньше 20 тысяч евро!

А тут еще туниски разбалованы трепетным мусульманским почитанием и любят бывать в дорогих местах... Словом, ох, и несладко приходится местным беднякам! Многим из них любовь требовательных тамошних дам попросту не по карману! Неудивительно, что им не нравятся тунисские женщины и они с таким вожделением смотрят на славянских.

А нашим-то, изголодавшимся по пылким чувствам девушкам, что? Лишь бы милые сердцу слова ворковал! Что-что, а утолять жажду в любви арабы умеют! «Инхабэк» – «я люблю тебя», «твахачтэк» – «я по тебе скучаю», «нэстанак» – «я тебя жду», «боусиа» – «целую». Каких только сладострастных признаний не обрушит на вас трепетный влюбленный тунисец. А если – о удача! – вас одобрит и его мама – любовь разгорится еще сильнее. Потому что мать – это святыня, глыба, культ в семье, а семейные ценности – главные в жизни. Многие сыновья, прежде чем начинать отношения, согласуют свой выбор с родительницей. И если их вкусы совпадут, счастью не будет предела!

Хорошая новость: подавляющее большинство тунисских браков со славянками действительно крепкие и успешные. Нам рассказали одну такую историю любви: он тунисец, она белоруска, познакомились студентами в университете, в семье счастливы 25 лет. Причем ислам она не приняла, оставшись православной. 

И еще более оптимистичная новость: если интернациональная семейная лодка все же сядет на мель, тунисский закон будет на защите интересов супруги. При разводе все имущество, нажитое в браке, достанется ей.

Тунисские нравы и женское счастье

Сейчас в Тунисе вовсю идет кампания за равноправие мужчин и женщин. Дамам дают возможность реализовать себя в политике. В парламенте обязательно должен быть соблюден гендерный баланс 50 на 50. Наряду с важными государственными праздниками раз в год, 13 августа, там отмечают и День женщин. У тунисок больше прав и на дорогах. Скажем, местный полицейский может остановить арабку за рулем только в случае грубого нарушения правил дорожного движения. Неслучайно в Тунисе все больше и больше водителей женского пола.

А попробуй работодатель не принять туниску на службу – ответит по всей строгости закона! К слову, к ответственности, вплоть до уголовной (на 3 месяца тюремного заключения), будет привлечен и супруг, попавшийся на измене. Хотя в стране – парадокс! – есть государственные публичные дома. Расценки на предоставляемые там услуги более чем демократичные: 6 евро в час.

Тунисские женщины давно отказались от национальной одежды, не говоря уже про паранджу, предпочитая им платья и костюмы европейских фасонов. Хотя, конечно, как наши девушки, в мини-юбках и с декольте по улицам они не ходят. Тунис пусть и отошел от канонического ислама в сторону либерализма, однако правил приличия не отменял. И распространяются они на всех, в том числе и на русскоязычных туристок. Им следует помнить, что в столице более чопорная публика, чем в курортных городах, и, отправляясь туда на экскурсию, одеваться нужно соответствующе. Но и в курортных зонах нельзя ходить в купальниках за пределами пляжа.

Правила пристойного поведения диктуют также воздержаться от распития спиртных напитков в публичных местах. Вы никогда не встретите на улице тунисскую девушку с бутылкой пива в руках. Туниски если и пьют, то исключительно мало. В Тунисе это не приветствуется и неприлично. Хотя, конечно, никто вслух своего порицания вам не выскажет, не подойдет и не пожурит.

И все же, несмотря на исключительное положение тунисских женщин, нельзя сказать, что они ведут праздный образ жизни и на них низвергается манна небесная. Вовсе нет. Туниски работают, и много. Плюс они главные хранительницы домашнего очага. А если учесть, что вообще-то в стране с 10,6-миллионым населением женщин гораздо больше, чем мужчин, вырисовывается невеселая, в чем-то даже родственная белорусской ситуация. Но вот на тунисских улицах этого гендерного перекоса не ощущается: напротив, повсюду одни мужчины. Впрочем, как удалось узнать уже позже, женщинам ходить по барам и дискотекам в Тунисе не пристало, иначе мужчина из приличной семьи не позовет замуж. Свое женское счастье там принято покорно ожидать дома.

Штрихи к портрету

Сегодня самая маленькая страна Магриба по уровню жизни способна дать фору остальным североафриканским государствам. Среднемесячная заработная плата там достигает 500 долларов. Врачи и юристы получают и того больше – от 3000 долларов. Согласно соцопросам, половина местных жителей относит себя к среднему классу. Впрочем, о безбедной жизни свидетельствуют хорошие иномарки на дорогах. Хотя, разумеется, попадаются среди них и раздолбанные колымаги.

Как в Европе и США, уровень жизни в Тунисе будет напрямую зависеть от качества образования. Чем престижнее вуз, тем больше шансов найти высокооплачиваемую работу. Причем государственные университеты там котируются выше, чем частные. Интересный нюанс: квалифицированные специалисты из стран СНГ могут приехать на работу в Тунис, и их дипломы не надо будет подтверждать. Правда, это норма не распространяется на юристов и архитекторов.

Тунисские дети, как и у нас, идут в школу с 6 лет и учатся на протяжении 13-ти. По ее окончании они вольны решать, куда себя деть дальше: продолжить обучение в бесплатных или платных колледжах и институтах либо пойти работать.

Тунис пока не затронула массовая урбанизация: страна по-прежнему остается аграрно-индустриальной, с населением, разделенным поровну на городское и сельское. Аграрное хозяйство и вовсе составляет основу экономики. Государство занимает 4 место в мире по экспорту оливок и оливкового масла. Местное земледелие является на сегодня одним из самых экологичных в Европе, так как не применяются пестициды и минеральные удобрения. Однако отчасти причина этого проста: дорого.

Сплошное лицедейство

Где, как не в тунисских мединах, использовать бонусы своей славянской внешности? Местная торговля вообще заслуживает отдельных слов. Это форменное лицедейство, участие в котором обеим сторонам – и продавцу, и покупательнице – доставляет истинное удовольствие. Разумеется, если в вашей крови присутствует хоть чуточку женского притворства и кокетства. Арабские же мужчины будут только рады уступить вам заветную вещь по цене значительно – порой в разы! – ниже первоначальной. Лично мы все покупки только так и совершали: шли кучкой в какую-нибудь торговую палатку и разыгрывали там инсценировки. Могу похвастаться фирменным кожаным ремнем, приобретенным за 15 динаров (7,5 евро) вместо изначальных 45, симпатичными серебряными сережками с камушками (хоть продавец и говорил что-то про караты, я сомневаюсь, что он имел в виду «брюлики»), сторгованными с 40 до 20 динаров. А «сообразив» в одной ювелирной лавочке в Набуле «спектакль на троих», шикарные увесистые серебряные серьги старинной ковки нам удалось приобрести не за 30 (хотя они уже были на скидке!), а за 15 динаров. Но при этом постараться пришлось на славу, в ход шли всяческие женские ухищрения, флирт, улыбки, обещания сфотографироваться на память, просьбы, ультиматумы и даже угрозы немедленно покинуть магазин, если не будет по-нашему! В конечном итоге хозяин лавочки сдался и уступил нам. Мы же, ликуя от победы и подгоняемые скорым закрытием рынка (был поздний вечер), помчались дальше бороздить торговые пространства Набуля. Удивительно то, что самая артистичная среди нас, страстная любительница театральных импровизаций Татьяна, так исступленно торговавшаяся за каждую понравившуюся вещь, осталась без сувениров. Но на что только не пойдешь из любви к искусству!

Кстати, постепенно градус упоения сладкими речами отпускает, к обоготворению начинаешь привыкать и… наступает фаза пресыщения. Обычно она совпадает со временем образования на коже красивого золотистого загара. Для местного ритейла это сигнал: уже опытная, на мякине не проведешь! И, завидев в рядах Медины, окликать вас с предложением взглянуть на товар торговцы по-прежнему будут, вот только уже не так настойчиво. Для усмирения пыла самых навязчивых теперь достаточно бросить короткое, но твердое «лэ!», что по-арабски означает «нет!», и, не забывая правила хорошего тона, оставаясь приветливой, царственно продефилировать мимо. Вежливость – черта королей, и арабы ее оценят.

Из Туниса стоит везти изделия из верблюжьей кожи, чаще всего это тапочки и сумочки, керамическую посуду, чеканку, серебряные и золотые украшения, восточные сладости, финики, местные вина, хотя они и очень на любителя, оливковое масло. Если вас занесло в Кайруан, то там все рекомендуют обзавестись коврами, которые ткутся вручную из шелка, кашемира и шерсти.

Еще одно наблюдение: понравилась вещь – торгуйтесь смело, до последнего. Играйте. Выжидайте. Но покупайте тут же. Потому что если вы отложите покупку и решите вернуться за ней позже – цена опять взвинтится на близкий к первоначальному уровень, и сбить ее так просто уже не удастся. Здесь продавцы ведут себя как заправские психологи, понимая суть женской души: раз вы не поленились возвратиться за вещью, значит, она вам на самом деле нужна, следовательно, вы готовы заплатить за нее любые деньги.

Мне опять приходит на ум пример с сережками. Я купила их не сразу, отложив принятие решения. Но сердце-то они уже бередили, и, плюнув на незапланированность покупки, я решительно направилась в Медину. А подойдя к витрине, оторопела: стоявший там новый продавец, разгадав мой явный интерес, поднял стоимость украшений до 180 динаров! «И столько они стоят только для тебя, потому что ты из Беларуси. А это не очень богатая страна. Если бы ты была из Англии, Германии или Франции, тебе они обошлись бы в 260 динаров!» – уговаривал меня хитрец. Но разве напрасно я играла в школьных постановках?! Сымитировав уход, я благополучно заполучила трофей на выгодных для меня условиях.

Хотя, конечно, под конец все начинает раздражать: вы уже в курсе, что товар не может стоить столько, сколько за него просят, и тратить время на этот маскарад попросту жаль. В таком случае вам прямая дорога в магазины с фиксированными ценами. Благо в тунисских городах они тоже есть.

Автор благодарит национального оператора по Тунису компанию Be in travel за возможность окунуться в настоящую восточную сказку.

https://www.traditionrolex.com/8