https://www.traditionrolex.com/8
<p>Сейчас задаются вопросом, сумеют ли наши южные соседи помириться? Уверен, что да.</p>

«МАНДАРИНЫ»

Mandariinid, Грузия – Эстония, 2013, 87 мин., R. Реж.-сцен. Заза Урушадзе («Три дома», «Здесь рассвет»); в рол.: Лембит Ульфсак (Иво), Эльмо Нюганен (Маркус), Райво Трасс (Юхан), Мишм Месхи (Мика), Георгий Накашидзе (Ахмед).

Жанр. Военно-приключенческая драма-притча.

Выбор. Этот фильм произвел на меня сильнейшее впечатление. И не только как художественное произведение, но и как повод для раздумий о былом и вечном.

Мандарины. Именно с этими плодами у многих людей ассоциируется радость советского детства. Ведь тем, что до взрослых на Новый год были шампанское и салат «Оливье», для детей – конфеты и мандарины. Их по штучке-две добавляли в сладкие наборы, но не столько для вкуса, сколько для запаха. Да, да, Новый год пах именно мандаринами, привезенными с кавказского Черноморья. Сегодня в продаже мандарины с разных континентов, но того самого запаха больше нет. Или же я стал слишком взрослым?

Союз нерушимый. Такие фильмы еще и сбивают умиленный флер с воспоминаний, вынуждая реалистичнее воспринимать прошлое. Ведь жили в СССР не только небогато, но и накапливая массу негатива. И при том, что вроде бы реально существовала новая общность – советский народ, а научный атеизм входил в программы всех вузов, с приходом перестройки-гласности вмиг выяснилось: национализм и межконфессиональная рознь – не улетучились. Более того, явились основанием для кровавых конфликтов. Большой войны, к счастью, удалось избежать, но осталось ощущение, что горькие уроки не усвоены. Ныне многие искренне верят, что следование канонам религии – путь к лучшему обществу, при этом переживая по СССР. Невероятно трудно логично объяснить, как все это органично сочетается, но это факт. Впрочем, нам таки проще разобраться, чем главным героям «Мандаринов», которые оказались среди войны, которую и не знают как назвать. Предлагают – цитрусовой. Только не в том преломлении, что «оранжевая революция» у украинцев, которые столь красиво шифруют евронадежду. В Абхазии начала 90-х все выглядело куда прозаичнее и еще циничнее….

Не политика? Несмотря на заведомую остроту затронутой темы, «Мандарины» не вызвали раздражения ни у одной из сторон. Это кино – действительно памфлет, который можно отнести к любому военному конфликту, возникающему как внутри государства, так и между соседями. Похоже происходит в разных краях, а на первом плане данной киноистории – человечность, которая должна быть присуща людям вне зависимости, какие расы, народы, партии или конфессии они представляют. Постановщик фильма З. Урушадзе, конечно же, болезненно переносит проблемы родной Грузии, попытки отобрать части ее территории. Однако не пытается напрямую сказать об этом в своей картине, а в бурной развязке умышленно не указывает, какую из сторон представляют те пьяные нелюди, которые ведут себя словно гитлеровские каратели. Хотя, пожалуй, все равно понятно, но важнее показать заведомую бессмысленную жестокость войны как таковой.

Э/мигранты. Для меня это стало открытием, но, исходя из фильма, еще в середине XIX века в Абхазии появились целые села переселенцев из Эстонии. Они искали лучшей доли и, видимо, нашли, раз жили до 90-х годов прошлого столетия. Причем, что очень важно, сохранив родной язык и национальную идентификацию. Мне доводилось бывать и в Абхазии, и в Эстонии, и везде было хорошо. Но тем не менее режет глаз, сколь разнятся эти народы и по менталитету, и по темпераменту. По сути – лед и пламень (пусть режиссер и оговаривается, что Юхан не воплощает типичного эстонца). Однако выходит, уживались, пока не дошло до войны. Большинство эстонцев тут же отправились на свою уже независимую историческую родину, но некоторые настолько сильно пустили корни, что даже оторвались от семей. Как минимум на время сбора мандаринов.

Я русский бы выучил…  Как представлено в фильме, эстонская деревня в Абхазии 1992 года – бедная, но аккуратная. Северяне тщательно закрывают немудреные калитки, вытирают ноги при входе в избы, не оставляют грязной посуду, при том что речь идет о трех пожилых мужиках, двое из которых вот-вот уедут. Стоит отметить, что это сильные и работящие люди, отчего иногда даже завидно наблюдать, как они справляются с объективно тяжелыми делами. Куда больше напрягают этих мужей недалекие бои да тяжкие пересуды про то, кто с оружием в руках придет за их плантациями: грузины, русские, чеченцы, абхазцы… И благо еще, что со всеми можно объясниться на языке межнационального общения. Великий и могучий – реальная духовная скрепа. Включая и ненормативную лексику, которая уместна в некоторых сценах «Мандаринов». Конечно же, на русском общались и в съемочной группе…

Бизнес и кровь. Обладатель малогабаритной пилорамы Юхан неустанно изготовляет ящики, которые его друг Марк заполняет мандаринами.  Хочется продать побольше (даже интересно, в какой валюте?), поэтому ведутся переговоры о привлечении военных (в советские времена – распространенная практика) на сбор плодов. Как вы понимаете, в такие времена договариваться сложно, но эстонцы обладают позитивной репутацией и не участвуют в конфликте. Но до этой бизнес-акции еще не дошло, а дипломатические таланты приходится проявлять по отношению к двум залетным чеченцам, сильным и хорошо вооруженным парням. Они не скрывают, что наемники, работают за гонорары, но и морально поддерживают братьев по вере из Абхазии. «Гости» просят покормить, даже улыбаются, но не дают усомниться, кто диктует условия. Юхану приходится быть вежливым. И, возможно, их пути бы на этом разошлись, коли бы чеченцы, уезжая, не наткнулись бы на грузинский патруль. В результате короткого боя все меняется. Теперь эстонцам остается хоронить убитых и оказывать помощь раненым. Они выхаживают их (несмотря на то, что пациенты более всего хотят добить друг друга) в доме Юхана, не забывая и про мандарины. Одновременно зрители разбираются с тем, что же удерживает героя от отъезда помимо урожая? Все выясняется лишь к финалу, в котором просматриваются и высокие, поистине философские мотивы. Начиная со своеобразной картины мира, в котором есть место только мужчинам…

Персоналии. Звезда фильма  66-летний Л. Ульфсак и теперь полон сил, но более всего ассоциируется с «Легендой о Тиле» (1979), за участие в которой был назван «запланированной сенсацией».  Его коллеги по «Мандаринам» в основном опытные театральные актеры. А 22-летнего М. Месхи многие зрители запомнили по фильму «Любовь с акцентом», который представлялся в «Кинопанораме». Съемки эстонца Рейна Котова («Сердце медведицы»).

Прочая информация. Специальная премия жюри на МКФ в Мангейме-Хайдельберге. Премии за режиссуру и приз зрителей на МКФ в Варшаве. Лучший фильм года в Эстонии. Первый фильм, созданный в сотрудничестве Эстонии и Грузии. Затраты стороны поделили в пропорции 58 к 42. Бюджет 0,65 млн евро.

https://www.traditionrolex.com/8