https://www.traditionrolex.com/8
<p>Можно предположить, что со временем многие водители захотят притормозить на 100-м (от Бреста) километре скоростной магистрали, чтобы ознакомиться с уникальным объектом, аналогов которому в стране нет. Во всяком случае на это надеются создатели культурно-этнографического комплекса «Наш родны кут Сабалі», сообщает <a href="http://www.vb.by/society/people/derevnia.html"><u><strong>"Вечерний Брест".</strong></u></a></p>

Буквально в считанных метрах от дорожного полотна уже проведены масштабные земляные работы и началось возведение традиционных крестьянских изб. «Основная цель комплекса, - рассказывает Антон Жук - директор ООО «Бусловка», которое выступает заказчиком объекта, - напомнить всем полешукам об их корнях. Показать, что им есть чем гордиться. Ведь каждый населенный пункт на Полесье - настоящее открытие для путешественника. Проблема в том, что мало кто из белорусов этим интересуется».

Почему? Ответ на этот вопрос, по мнению авторов проекта, надо искать в дефиците времени, информации и неразвитой инфраструктуре. Восполнить «пробел» решено по-серьезному: и площадь не маленькая - 340 га, и задумки на ней будут воплощены во множестве.

Дедовская изба - на вырост

«Сердце» объекта уже начинает биться. Березовское ООО «Вариант», которое до сего времени изготавливало преимущественно дорогие деревянные срубы для состоятельных клиентов, поставило сюда свои уникальные изделия. Это максимально точное воспроизведение традиционных построек, в которых жили полешуки. Соблюсти историческую достоверность помогли экспедиции по Западному Полесью и рекомендации ученых Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы при Национальной академии наук Беларуси. Вот она - типичная полешуцкая деревня: линейная (погонная) застройка, стены изб - из брусьев, тростниковая крыша, дощатая зашивка («шалёўка») фронтона-щита, небольшие окна...

Срубы из клееного бруса сюда привезли из соседней Березы, тростник, которым они накрыты, украинского «происхождения». Причина проста: там существуют отработанные технологии заготовки. Следующий этап работы - устройство фронтонов, чем во время нашего посещения стройплощадки и были заняты рабочие фирмы «Вариант». Погода в этот день, кстати, была промозглая, сырость пробирала до костей. Ощущая себя здесь «не последними» людьми, мужики решили высказаться по поводу не совсем обычного заказа. «За работой не холодно, - прокомментировал один из них. - Тем более что работа интересная: мы многому учимся сами. «Согревает» также мысль, что со временем мы сможем приехать сюда и отдохнуть всей семьей». - «А не дорого станет? Комплекс ведь в итоге получится "крутой"?» - «Можно просто походить по нашей полесской деревне, познакомиться с ремеслами, чтобы лучше узнать свою историю».

Да, похоже, и строители уже «прониклись» тематикой. Они считают, что наши предки-полешуки свои дома строили «по уму». Все элементы постройки имели веками отточенную целесообразность. К примеру, кажущиеся излишне маленькими окна - это способ удержать в доме тепло. Кроме избы традиционная крестьянская усадьба включала и другие постройки: сени, две каморы, истопку. Хозяйственная часть - дрывотня, поветь, гумно. Так жили зажиточные крестьяне. И, честно говоря, ловишь себя на мысли, что и сам бы не отказался пожить в таком экологичном доме: как сказал один белорус, «сувымерным чалавечай асобе». Конечно, пока свежие дерево и тростник придают комплексу некое подобие театральности. Но время сделает свое дело: постройки неизбежно потемнеют и станут более узнаваемыми.

Белорусская Венеция

По замыслу создателей, этнодеревня будет жить обычной жизнью. Подворья могут смотреться попроще и побогаче. И каждое - со своей тематикой традиционных ремесел и промыслов. Овладеть ими нашим предкам помогал не только присущий им талант, но и жизненная необходимость. Буквально все, от бороны и миски до рушника, скатерти и свитки приходилось изготавливать самим. И делалось это профессионально, практически без изъянов!

Все это можно будет не только увидеть воочию, но и попрактиковаться в старинных ремеслах. А поддержит колорит белорусская кухня. Туристов здесь собираются удивлять (нетрудно догадаться) приготовленными в традиционной печи домашней «пальцем пханой» колбасой, блюдами в горшочках и медовухой. Впрочем, до этого еще далековато...

Хотя вся «черновая» (и, пожалуй, самая трудоемкая) работа близится к завершению. Здесь ведь раньше, по утверждению местных жителей, были сплошь болота и окраина Кобринской пущи. А в советские время рельеф местности сильно поменялся - в первую очередь, под воздействием мелиорации. На месте бывших болот образовалось искусственное озеро, где брали песок для строительства «олимпийки». Теперь его «оживили»: прочистили и укрепили берега, а песок из этого и других водоемов сгодился в качестве дешевого стройматериала. К слову, здесь будет такая белорусская Венеция в миниатюре: целая система искусственных озер различной (но не прямоугольной) конфигурации и каналов на 300 гектарах. Говорят, одно из них с высоты полета напоминает... сердце.

Легендам - жить!

В пользу удачного выбора места говорит богатый исторический контекст. Деревня Соболи, давшая название объекту, - это не только малая родина бизнесмена и создателя комплекса Юрия Чижа. Ее издавна питало корнями расположенное на территории комплекса раннесредневековое городище (остатки леса и курган). Вокруг этого места до сих пор бытует много легенд и суеверий. Работавшие здесь археологи и местные краеведы обнаружили интересные находки, в том числе готские фибулы, римские монеты и остатки древнего очага с элементами глиняного изразца с узорами. Все это дает основание ученым предположить, что вокруг старинного городища могло быть поселение X-XII вв.

По информации Антона Жука, городище при возведении комплекса останется нетронутым. Что до остального (левад для лошадей, каретного двора, мраморного мяса и рыбы собственного производства), то практика строительства может внести определенные коррективы. Что до первейшей приметы времени - автозаправки, то ее строительство уже близко к завершению.

Вопрос «на засыпку»

Культурно-этнографический комплекс «Наш родны кут Сабалi» позиционируется как музей-скансен (этнографический музей под открытым небом). В строгом смысле слова задуманное к реализации вряд ли таковым является. Образцом такого объекта можно считать первый в мире музей-скансен в Стокгольме, созданный еще в 1891 году. Его основные экспонаты - перенесенные (но не построенные) архитектурные сооружения. Но, возможно, «лодку» можно назвать и так, главное, чтобы она «поплыла» в нужном направлении.

Антонина Хокимова

https://www.traditionrolex.com/8