В нынешнем году погода с упрямством, достойным лучшего применения, повторила прошлогодний эксперимент, поэтому публика, обувшая резиновые сапоги, очень выиграла. Но таких предусмотрительных оказалось не так уж много, а остальным пришлось-таки помесить грязюку, возникшую не только из-за дождя, но и из-за того, что по «сырной площади» проехались груженые фуры.
Из-за дождя не заладилась торговля и у ремесленников, которые привезли свои товары, – их то и дело приходилось накрывать клеенкой.
Зато сыра хватило на этот раз всем. Во-первых, приехал десяток крупных производителей этого лакомства. Во-вторых, захватили с собой приличное количество разнообразных сыров.
Публика, которая, на мой взгляд, приехала не столько развлекаться, сколько попробовать всяких сырных изысков, своей цели достигла. И на самом деле, было из-за чего жертвовать собой: ведь минчане не видят на прилавках и сотой доли продукции региональных молочных комбинатов. Как смущенно ответила на вопрос: «Насколько удовлетворяется спрос на сыры жителей столицы?» представительница Пружанского молочного комбината: «Мы 98 % продукции отправляем на экспорт, в основном в Россию, а также реализуем свои сыры в собственном районе»…
Так что декларация «Мы хотели бы приобщить белорусов к искусству потребления сыра» остается пока только громкими словами. Статистика утверждает, что до сырного гурманства нам еще шагать и шагать, ведь в год белорусы потребляют только 4 кг сыра на душу (вернее, желудок) населения. А в Голландии или во Франции эта цифра существенно выше – 20 и более кг. Эта же статистика уверяет, что белорусы всем видам сыров предпочитают…российский, наверное, по привычке.
Впрочем, на пресс-конференции, куда основная масса журналистов чуть не опоздала из-за бестолковой организации, прозвучали две хорошие новости: ежегодно в Минске будет проходить международный сырный форум (начало уже положено), а главное – в столице планируется открытие «Сырного магазина».
Но, если честно, поголовное гурманство белорусам все же не грозит – сыр нынче стоит столько, что многим слоям населения остается только облизываться.
Фестиваль выявил, на мой взгляд, несколько тенденций. Во-первых, жителям столицы скучно, и они охотно отзываются на любые интересные предложения, касающиеся отдыха и развлечений. Поэтому народу приехало довольно много.
Во-вторых, отчетливо просматривается тенденция потреблять: около каждой палатки, где устраивались дегустации, стояли толпы, народ толкался, стараясь урвать бесплатного сырку побольше и как-то компенсировать стоимость входного билета (80 тысяч – это не хухры-мухры, а если на семью?!).
Очереди образовывались и к торговым точкам, опять же – где можно найти в Минске такие изыски, как «Визеланд» с черемшой, или «Рокфорти» (Молодечно), или «Беловежский» (Брест) и пр.?
Можно было сфотографироваться с буренками различных мастей...
Разумеется, после хлеба хотелось и зрелищ. Например, гостей встречал такой вот «Сырный дозор».
Каждого проверяли на совместимость с сыром. Можно было взвеситься до посещения фестиваля и после...
Дети могли поучаствовать в различных играх...
Можно было заполнить анкету и выиграть такой вот жизнеутверждающий зонтик...
А из газеты «Брест-Литовские ведомости» можно было узнать о новых достижениях в области сыроварения и познакомиться с рецептами «сырных» блюд...
Одним из самых выдающихся назвала бы кулинарное шоу в исполнении самого известного повара Беларуси Александра Чикилевского. На глазах у публики он изготовил «сырное» тесто, а затем пожарил «сырный хворост». Пахло блюдо изумительно, но попробовать – увы! – не довелось.
На основной сцене каждое предприятие представляло себя. Но, к сожалению, остановить публику, рвущуюся за сыром, и привлечь ее внимание практически не удавалось.
И еще одно наблюдение. На мой взгляд, правильно сделали туристические компании, которые направили в Строчицы группы. Они получили познавательную экскурсию по музею, а сам фестиваль стал для них приятным дополнением.
Правильное решение приняли и некоторые туристические компании, которые не только приехали сами, как директор турфирмы «Трэвел» Лариса Хмельницкая, но и представили свои предложения, как компания «ЦентрКурорт».
...Разумеется, любой фестиваль, каким бы он ни был, для публики все-таки разнообразие в череде унылых будней. Но это еще и повод к размышлению и анализу для организаторов, которые должны взять на вооружение все положительное и сделать «работу над ошибками», чтобы впредь их не повторять.