Писатель и краевед Анатолий Бутевич: «Бренду Минска – свое время»

12.01.2014 - Новости

Писатель и краевед Анатолий Бутевич: «Бренду Минска – свое время»

– Увлекаться краеведением начал еще в школе, – рассказывает Анатолий Иванович. – Окончил восьмилетку в деревне Великая Липа в Несвижском районе, в бывшем панском дворце рода Обуховичей, а потом Сновскую среднюю школу, которая до сих пор славится своей краеведческой направленностью. Учитель литературы Иван Иосифович Калоша и учитель черчения Петр Иванович Позняк были самыми заядлыми краеведами. Каждое лето на велосипедах, закинув рюкзак за плечи, мы ездили по окрестностям, собирали сведения об истории деревень, легенды, предания, различные вещи, представлявшие историческую ценность. Многие из этих находок потом вошли в экспозицию школьного краеведческого музея. В те годы мы впервые увидели кладбище времен Первой мировой войны, в том числе немецкие захоронения. Они были ухоженными. Местные жители убирали могилы независимо от того, кто там был похоронен. Еще запомнился Мирский замок. Он тогда был не таким, каким знаем его сегодня. После войны в «покоях» замка долгое время жили люди, прямо возле стен выращивали помидоры, огурцы, картошку.

Было у меня и свое личное занятие. Поскольку хотел стать журналистом, то писал в районную газету заметки. Сначала о том, что произошло в колхозе или в школе, а с класса восьмого-девятого стал затрагивать исторические темы. Естественно, упор тогда был прежде всего на революционную историю. Те публикации мне дороги. Это тот первичный краеведческий капитал, который впоследствии оставалось только приумножать.

– Английский романист XIX века Энтони Троллоп писал книги строго по расписанию: два с половиной часа каждое утро перед уходом на работу. Если заканчивал одну книгу, а время до выхода из дома еще оставалось, то он брал чистый лист бумаги и начинал писать следующую. Какой принцип работы у Анатолия Бутевича?

– Никогда ничего не писал по принуждению. Высиживать произведение не в моем характере. Если начал работу, то обязан закончить ее в один присест. Это не значит, что за один-два дня. Может и полгода пройти, и год. Но я не должен отрываться от текста. Назвал бы это настроением, при котором хочется выплеснуть на бумагу те замыслы и идеи, что созрели внутри. Если по каким-то причинам прерываю процесс, то работа так и остается в чернильнице. До сих пор лежат минимум пять произведений, которые начаты, но не дописаны. Чтобы на них настроиться, мне надо снова погрузиться в тему или, как говорят артисты, войти в образ. Хотя, если говорить о расписании, пишу, как правило, вечером. Я сова по образу жизни.

– Можете назвать книгу, работа над которой шла быстрее всего?

– Мне трудно сравнивать. Это же не спринтерская гонка, где самому быстрому дают золотую медаль. Чтобы работать, нужно настроение. И поэтому для издательств я, наверное, плохой автор, потому что нередко вылетаю из планов, не сдав книгу в срок.

– Вы сверяете исторические факты с интернетом или полагаетесь исключительно на архивные данные?

– Скажу честно, к интернету отношусь с осторожностью. Хотя понимаю, что оттуда можно выудить многое. Может, мое внутреннее сопротивление не оправдано, но оно есть. Что-то в интернете почитать, посмотреть – это всегда пожалуйста. Но стопроцентно доверять представленной в свободном доступе информации я не могу. Да и историки в последнее время стали активно «переосмысливать» многие факты без достаточной доказательной базы. Так, до недавних пор считалось, что дата основания Несвижа – 1223 год. Она называлась во многих исторических трудах известных зарубежных исследователей. Был князь Юрий Несвижский, который участвовал в битве на Калке, и его прозвище давало основания полагать, что родом он был как раз из Несвижа. Но потом вдруг возникла новая дата – 1446 год, когда Несвиж появляется в летописях в связи с передачей поселения от одного князя другому. Сторонники этой версии утверждают, будто того самого Юрия звали вовсе не Несвижским, а Несвичским, и никаких других доказательств существования в XIII веке поселения на месте современного Несвижа не существует. Но неужели столько исследователей до этого, анализируя факты, так крупно ошибались? Поэтому я не полагаюсь на какой-то один источник. Много читаю исторических трудов польских, русских, украинских, литовских авторов, сопоставляю различные точки зрения и ищу истину где-то посередине. Беда белорусов в том, что мы, пожалуй, никогда не знали свою историю достоверно. В советское время никакой речи о Великом княжестве Литовском, королях, князьях и шляхтичах в учебниках не было. Конечно, за 20 с лишним лет суверенитета ситуация поменялась, но все равно хватает пробелов. Когда я писал книги из серии «Сем цудаў Беларусі», «Каралева не здраджвала каралю», «Таямніцы Мірскага замка», «Таямніцы Нясвіжскага замка», познавал историю заново, самостоятельно открывал ее для себя. Убежден: молодежь сегодня должна знать не только сухие даты и факты, но и интересные легенды, предания, которые существуют едва ли не вокруг каждого события и каждого поселения. Это оживит и очеловечит историю, сделает ее более привлекательной. Иногда в шутку говорю, что если бы в Беларуси жил и работал даже не Дюма-отец или Дюма-сын, а хотя бы Дюма-внук, то он мог бы создать внушительную серию исторических произведений об одном только Мире. Много ли людей знают, что Мир в свое время был столицей «на все Великое княжество Литовское»? Нет, не государственной, а цыганской. И здесь жил цыганский барон. А сколько историй связано с белорусскими замками? У нас их было около 120! К сожалению, большая часть до наших дней не сохранилась, но если взять те 38, что включены в государственную программу «Замки Беларуси», то легенд и преданий о них хватит не на один десяток книг.

– Много копий сломано в ходе дебатов о бренде Минска…

– На данном этапе, на мой взгляд, это не самая актуальная тема. Я бы не старался во что бы то ни стало ее педалировать. Вспомните, как в свое время возле Дома физкультуры вскрыли следы старого Минского замчища. Тогда не хватило ни денег, ни идей, чтобы сделать находку доступной для зрителей. Слава богу, хватило разума. Засыпали до лучших времен. Не надо торопиться и в других случаях. Нет единодушия, каким должен быть бренд Минска, есть сомнения – оставьте его в покое. Рано или поздно придут другие и сделают как надо. А вот о сохранении деревянного зодчества в Минске следовало бы подумать незамедлительно. Не может быть почти 1000-летний город исключительно в стекле и бетоне. Надо оставить нашим потомкам и деревянные домики, которые, к счастью, еще сохранились. Надо собрать их в одном месте и создать своеобразный этнографический квартал с действующими мастерскими народных мастеров,  пунктами питания с традиционной для белорусов кухней. Уверен, этот проект может стать и экономически выгодным. Не будет отбоя от туристов, найдут свой интерес и взрослые, и дети. Хотел бы остановиться и на туристической составляющей любого бренда. Мы не всегда умеем использовать те факты истории, которые лежат на поверхности. Предложите иностранцу поехать просто в Новогрудок. Думаю, он отнесется к этой идее без особого энтузиазма. А предложите ему посетить первую столицу ВКЛ, уверен, реакция будет иной. Или взять Могилев, где была последняя ставка российского царя Николая II. Или Гродно, который можно назвать королевским городом, потому что там до сих пор существуют два замка, которые были резиденцией польских королей и в которых проводились сеймы Речи Посполитой. Убежден: после того как приведут в надлежащий вид замок в Гольшанах, он станет одним из самых привлекательных для туристов, несмотря на то что от замка остались лишь развалины. Но именно в гольшанских руинах есть своя прелесть и романтика, которых не имеют другие замки. Поэтому надо смотреть на нашу историю открытыми глазами, чувствовать ее пульс, и она ответит взаимностью.

Справка

Анатолий Бутевич окончил филфак БГУ. Был редактором БелТА, заместителем редактора газеты «Чырвоная змена», директором издательства «Мастацкая літаратура». С 1992 по 1994 год – министр информации Беларуси, с 1994 по 1996 год – министр культуры и печати. Автор исторических и детских книг. Возглавляет общественную наблюдательную комиссию при Министерстве культуры по охране историко-культурного наследия, а также занимает должность заместителя председателя Республиканского общественного совета по делам культуры и искусства при Совете Министров.

Фото Сергея Пожоги

Рубрики: Калейдоскоп

Страны: Беларусь


Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах