https://www.traditionrolex.com/8
<p>На живописном берегу реки Аникшты в обрамлении старинного пейзажного парка расположен дворец, издали приковывающий взгляд путешественника.</p>

В лучах заходящего солнца светится жемчужина эпохи неоклассицизма, архитектурный памятник XIX в., завораживающий своей лаконичной элегантностью.

Около полутора веков поместьем владели представители литовско-польской знати Венцлавовичи, оставившие наиболее яркий след в его истории.

Дворец был построен в 1853 г. и до сих пор является украшением Аникщяйского края, входит в Список объектов культурного наследия Литвы и достопримечательностей ЮНЕСКО.

Английский парк, в котором сохранилось свыше 30 видов деревьев и кустарников, вместе со своими скульптурами создает неповторимый романтический пейзаж. Словно на машине времени ты отмотал пару столетий назад!

Здесь возникает непреодолимое желание одеться в старинный наряд – и окунуться в эпоху изящных дам и их галантных кавалеров.

Немного истории

Поместье Бурбишкис и расположенная рядом деревня упоминались уже во времена Великого княжества Литовского, в XVII в. В 1690 г. в списке вильнюсских воеводских дворов отмечено, что Бурбишкисом Укмергского уезда управляет казначей Пинска Троян Непокойчицкий.

А в 1752 г. в летописи поместья появляется фамилия Венцлавовичей: представитель вооруженных сил ВКЛ Станислав Венцлавович  заказывает у известного архитектора Павла Гижицкого проект небольшого дворца. Сын Станислава Ян Венцлавович упоминается как первый владелец родового поместья Венцлавовичей.

После Яна поместьем управляет его сын Ивон, во время хозяйствования которого, приблизительно в 1784 г., был претворен в жизнь проект Гижицкого, заказанный дедом Ивона, Станиславом.

В 1853 г. внук Яна, Онуфрий Венцлавович, перестроил дворец поместья в дворцовый ансамбль в стиле позднего классицизма, а вокруг дворца на площади 5 га заложил парк.

В 1932 г. поместье Бурбишкис было продано вернувшемуся из США земельному собственнику Пятрасу Кряученису, который на следующий год перепродал его иезуитскому священнику Пранцишкусу Забеле.

В северо-восточной половине дворца был построен костел и основан приход, а западная часть отведена под начальную школу.

В 1947 г. советская власть решила, что соседство церкви отрицательно влияет на воспитание советских школьников: помещения прихода были национализированы. Дворец Бурбишкского поместья стал школой, дом управляющего (официна) – мастерской хозяйственных ремесел, хлев со скотным двором – свинарником, амбар – складом, другие здания – зерносушилками, хранилищами картофеля и т. д. После восстановления независимости Литвы в 1990 г. постройки поместья были возвращены курии Паневежской епархии.

Но церковь не смогла содержать поместье, поэтому оно было продано частным инвесторам. Европейский союз выделил средства на реставрацию – и поместье Бурбишкис приобрело вторую жизнь.

В ходе оборудования внутренних помещений здания и обновления его внешней атмосферы мастера старались сохранить как можно больше аутентичности. И им это удалось!

Новые хозяева

Рассказывает Рута Малинаускене:

«Мы работаем второй сезон. А до этого три года занимались документами и – параллельно – реставрацией. У нас проходят концерты, семинары, конференции (до 300 участников), выставки, частные мероприятия, работают гостиница и ресторан.

Когда приобрели поместье, то само здание вызывало жалость и даже тихий ужас: здесь размещалась школа, а в этом – теперь шикарном! – обеденном зале был спортзал, в котором прыгали и играли в баскетбол. Но в чем-то нам и повезло. Например, паркет, на котором мы сегодня с вами стоим, оригинальный. По верху уникальные полы были просто-напросто закрыты линолеумом. Дверные косяки, потолки и мраморные полки около каминов выкрашены белой масляной краской (число слоев кое-где достигало девяти!). Наверное, чтобы не было так красиво…

Мы бережно восстановили оригинальный проект 1853 года: открыли полихромию, аутентичную роспись потолков и стен,

восстановили обои, оригинальные двери из коричневого ясеня, декорированные камины. Отдельное украшение интерьера – облицованные белыми глазурованными плитами действующие аутентичные печи XIX в. Аналогичные печи можно видеть в Президентском дворце в Вильнюсе.

В сигарной комнате, где сегодня можно продегустировать настоящую кубинскую продукцию под кубинские музыкальные мотивы, когда-то размещалась учительская. Наши гости смеются: «Никогда бы не подумали, что будем курить в учительской!»

Мы гордимся, что старинная система отопления поместья – горячим воздухом по трубам – сегодня действует!

И все наши камины действующие

Правда, из мебели ничего не сохранилось, пришлось все приобретать, соблюдая временные рамки.

Ходят легенды о привидении – ну какой же замок без привидения! – в образе последней хозяйки Софии, но лично я его ни разу не видела. Хотите — верьте, хотите – нет, но у нас живет кошка по имени София, которая родилась три года назад, 4 июля, в 160-ю годовщину постройки дворца, и иногда мне кажется, что в нее вселилась душа Софии…

Одну классную комнату решили сохранить. У всех она вызывает различные воспоминания, никого не оставляя равнодушным.

Китайская чайная комната. В центре зала находится стол на 12 человек.

Обои по колористике связаны с полихромией на потолке. Фрагменты обоев, найденные нами, были двух цветов: синего и оранжевого. Это свидетельствует о том, что их переклеивали и что хозяин был новатором, человеком светским и достаточно «модным».

Обои из этого зала, «Эльдорадо», сюжет «Четыре континента», мы восстановили по фотографии.

Нашли старый снимок, послали запрос на фабрику во Франции – а она еще действует! – и нам изготовили копию. Такие же обои, только с американским сюжетом, имеются и в Белом доме в Америке.

Каждая комната отеля уникальна. В основном здании оборудовано тринадцать комнат различного стиля и размера, а в расположенном поблизости доме управляющего (официне) – еще четыре комнаты. 

Обзорная башенка над крышей дворца

В повести известного литовского писателя Антанаса Жукаускаса-Венуолиса «Рак» (1925 г.) подробно описана история знатного рода Пут-Путарляцкисов и период управления поместьем Путришкес в XIX–XX вв. Место действия в повести на самом деле соответствует реальному историческому поместью Бурбишкис, а история героев напоминает историю рода Венцлавовичей.

Когда экскурсии проводит мой отец, историк, он  может говорить часами, и обычно мы всегда пытаемся его «ускорить», чтобы не выбиваться из графика. Поэтому он любит вечерние группы, заключительные. Здесь его уже никто торопить не посмеет!

А сама я очень люблю кухню – я там медитирую. Люблю печь пироги, готовить маленькие печеньица для детей…

Мы хотим, конечно же, чтобы управление поместьем стало для нас основным бизнесом, но пока не это главное. Мне муж иногда говорит: «Представляешь, сколько бы у тебя могло быть красивых вещей, если бы…» – а я ему в ответ: «Все самые красивые вещи, которые мне нужны, уже находятся здесь, в усадьбе!». Иногда так получается, что в наш выходной, который остается у меня на личное время и пространство, я пускаю сюда туристов, поддавшись на их уговоры. Все расскажу, напою чаем, угощу пирогом и… стушуюсь при вопросе об оплате: «Да ладно, ничего не надо»! Совсем не умею себя «продавать». А это ведь и мои труды, и прямые затраты, и свободное время. Потому-то у нас, в усадьбе Бурбишкис, и появился управляющий Ромас Дудела: он умеет считать деньги и следит за деталями».  

…Мы расстаемся, хотя совершенно не хочется покидать этот романтический уголок, оазис спокойствия и природного равновесия. На прощание обнимаемся с Рутой, как будто знакомы давным-давно. Так случается, когда уже с первой минуты общения ты ощущаешь, что твой собеседник – человек искренний, не фальшивит и исповедует ту же философию, что и ты.

Трепетное отношение к истории, сохранение ее антуража, возвращение месту, некогда бывшему очагом культуры, его изначального предназначения – может служить нам прекрасным примером. И мне хочется, чтобы подобные усадьбы распахнули свои двери и в Беларуси!

https://www.traditionrolex.com/8