Приписка истерии. Почему посещаемость минского чемпионата мира не стоит ставить в пример

01.06.2014 - Новости

Приписка истерии. Почему посещаемость минского чемпионата мира не стоит ставить в пример

Иван Грунтов собрал несколько историй о распространении билетов на матчи ЧМ–2014, которые бросают тень на «рекорд всех времен», сообщает by.tribuna.com.

Официальные лица IIHF и ФХРБ восхищаются показателями посещаемости чемпионата мира, иностранные журналисты взахлеб пишут о том, как в Минске даже на самые нерейтинговые матчи собирались полные арены, но на самом деле нынешний турнир мало чем отличается от предыдущих, которые прошли в других странах. Красивые цифры были обеспечены не внезапно проснувшейся любовью людей к хоккею, а старым совковым способом – путем грамотного распространения билетов «куда нужно».

64 матча прошедшего чемпионата мира в сумме посетили 640 044 зрителя – это официальная информация. 10 тысяч человек на игре – новый рекорд турнира. Сейчас очевидно, что на такие показатели организаторы нацеливались задолго до первого матча, а во время чемпионата делали все, чтобы получить «красоту». Вспомним хотя бы распределение билетов в университеты по сниженной цене. Вот честно, всерьез подумываю заполучить студенческий билет: это ж сколько ништяков, скидок и прочей халявы проходит мимо!

Сразу оговорюсь: этот текст – не попытка очернить турнир, который, давайте признаем, был проведен на высоком уровне и зашел людям на ура. Да, случались всякие неудобства, кое-где страдала организация, длительные досмотры сжигали нервные клетки, но возможность приобщиться к незабываемой атмосфере и на протяжении двух недель смотреть классный хоккей перевешивает все косяки.

На протяжении мая мы не могли поверить, что по-прежнему живем в Беларуси – нас как будто вывезли на пару десятков дней за границу. Многие, даже самые скептически настроенные граждане признали: чемпионат мира – это круто! Но есть несколько фактов, на которые нельзя закрывать глаза. Есть несколько фактов, говорящих о том, что все это время мы оставались в пределах нашей славной родины с ее специфическими законами и умениями создавать красивую картинку там, где реальность зачастую выглядит намного прозаичнее.

Именно так произошло с «рекордом посещаемости всех времен», который был установлен искусственно. Кто-то скажет: нет ничего плохого в том, что Беларусь на долгие годы вписалась в историю, что Беларусь еще не раз будут ставить в пример организаторам чемпионатов мира, а методы, о которых я сейчас расскажу, забылись примерно через пару дней, но промолчать, считаю, было бы неправильно. Потому что уверен: в плане билетной политики можно было сработать гибче.

Понятно, что доступ на арены для среднего европейца и так оказался дешевле некуда, но еще задолго до турнира прогнозировалось: основным зрителем чемпионата станет белорус. А для нашего человека, особенно не увлекающегося хоккеем, 10–70 баксов за билет – разовая покупка. Предлагать ему посетить игру США – Казахстан примерно за те же деньги, что и матч Беларусь – Финляндия, – заведомо проигрышный ход. Как бы ни хорохорились организаторы, утверждая, будто у нас одни из самых дешевых билетов, нужно было помнить, в какой стране они живут. А живут они в стране, где люди в основной массе по-прежнему получают «папиццот» и не привыкли тратить много. На билеты уж точно. Матчи в режиме нон-стоп заставляли людей вкидывать приличные суммы, на что 99 процентов населения никогда не пойдет.

Объяснимый ажиотаж во время турнира случался вокруг матчей сборных Беларуси и России. Россиян приехало много, они гуляли щедро и не жалели, например, тысячу долларов за квиток на финальную игру.

– Мужик, ну это же чемпионат мира, финал, Россия! – объяснял мне болельщик, когда я поинтересовался, во сколько ему обошлась проходка внутрь.

Цена билета на матч Беларусь – Латвия у перекупщиков стартовала со 100 долларов, и у меня есть несколько примеров, когда люди расставались даже с более солидными суммами ради посещения ключевой игры группового этапа. Думаю, они впоследствии не пожалели ни об одном потраченном баксике.

Спекулянты – головная боль организаторов, но с ней как-то не особо пытались бороться. Задерживать перекупщиков, изымать билеты и направлять их в кассы по себестоимости, кажется, нормальная практика. Однако до последних дней турнира спекулянты спокойно расхаживали в переходах перед аренами и около касс, сбагривали квитки по цене, в несколько раз превышающей номинал, и неплохо наживались. Контроля, судя по всему, не было почти никакого – по крайней мере, новости об арестах и штрафах стали появляться только незадолго до финиша чемпионата.

Так вот, если во время матчей белорусов и россиян наблюдался нешуточный ажиотаж, то остальные игры турнира особого интереса не вызывали. Собственно, так и происходило на других чемпионатах мира, где «рекорд посещаемости» не являлся самоцелью. Это вполне нормальное и объяснимое явление: сложно найти охотников глянуть на выдающийся хоккей сборных Италии и Дании. Если ты идешь на такую игру, то являешься специалистом, которому нужно, болельщиком одной из стран, ярым фанатом хоккея, желающим приобщиться к событию, или просто человеком, которого заинтересовали халявой. Потому-то трибуны на других чемпионатах пустовали, но в Беларуси решили с этим явлением бороться. Ради показухи: гляньте, мол, как наш люд любит хоккей.

Схемы оказались до банальности просты и отработаны годами. Билеты на нерейтинговые матчи распределялись куда только можно – по школам, воинским частям, предприятиям, профсоюзам, администрациям районов, госслужбам и так далее. Причем с номиналом «0 рублей». Вспоминается сразу несколько случаев, когда за сутки до игры на сайте официального билетного оператора можно было купить квиток почти на любое место, но уже в день матча система сообщала: «Все продано». Довелось пару раз столкнуться с таким «чудом», когда пытался приобрести билеты для знакомых.

Проходки на арену улетали по вышеназванным адресам и ладно бы просто распространялись среди сотрудников, но так случалось не всегда. Ушлые работники предприятий и администраций умудрялись сбывать билеты с номиналом «0 рублей» по цене от 200 тысяч – доказанный и подтвержденный факт. Не исключаю, что в руки спекулянтов, которые «трудились» в переходах перед аренами, квитки попадали как раз такими путями. В большинстве своем это были подставные лица, а реальные «дельцы» просто выплачивали перекупу процент, оберегая себя от административной ответственности и лишнего шума. Классный бизнес, что и говорить.

Не забылся еще один пример заполняемости арен, когда толпившихся у входа безбилетников запускали внутрь вскоре после начала матчей. Так точно происходило на играх Беларусь – США и Беларусь – Казахстан. Тогда помощник президента Максим Рыженков заявил, что аншлаг в принципе невозможен, потому как «на аренах есть доля мест для участников соревнований, которые не будут заполняться в любом случае». И ничего, мол, с этим не поделаешь. Как оказалось, если сильно захотеть, выход придумать всегда можно – например, запускать народ на свободные места. Бесплатно. Очень красиво по отношению к людям, выложившим за квитки приличные суммы.

Впоследствии было сказано, что подобная практика прекратится, но не тут-то было. Серьезный зрительский наплыв на игре Канада – Швеция обеспечился точно таким же образом, хотя матч считался одним из топовых на групповом этапе. На него решил выбраться даже президент страны... а, ну теперь все понятно.

Бесплатный проход вообще стал традицией «Чижовки» и практиковался там постоянно. Матчи группы «А» вызывали куда меньший интерес, чем игры на главной арене турнира, поэтому халявы в пределах новостроя хватало. Чего греха таить, я тоже ею воспользовался и приобщил к празднику парочку знакомых, вручив им «нулевые» билеты на один из матчей сборной Словакии.

Казалось бы, с началом плей-офф ситуация со зрительским интересом должна автоматически поправиться, но и там не наблюдалось особого ажиотажа. Само собой, не считая игры сборной Беларуси против шведов, куда мечтал попасть каждый уважающий себя белорусский болельщик, которых в стране уж точно больше 15 тысяч. В переходах вновь стояли перекупщики с пачками билетов на самые паршивые места, однако настоящего любителя хоккея цена в 500 тысяч совсем не отпугивала.

На остальных четвертьфиналах подобного ажиотажа не было. Еще в пятницу мне удалось совершенно спокойно взять в кассах «Минск-Арены» билеты на матчи США – Чехия и Канада – Финляндия. Причем на четырехчасовую игру были доступны квитки почти любого номинала. С вечерним матчем все оказалось чуть сложнее – дешевых билетов не осталось, но стартовая цена в 400 тысяч меня вполне устраивала. Другое дело, что интересовала «Минск-Арена». Но билеты были как будто раскуплены. «Ну, не удивительно, – подумал я. – Все-таки плей-офф».

Каким же было мое разочарование, когда оказалось, что билеты – для подстраховки – распространили по минским школам. Приказ сверху: «10 человек плюс флаг», приехать к началу матча и ждать, пока не станет ясна картина с посещаемостью.

В итоге дети около часа томились в холле, а когда выяснилось, что на трибунах остаются свободные места, пришла команда: «Запускайте». 14 011 человек – очередные цифры для восхищений. Доподлинно известно, что школьники также были наготове 25 мая, во время финала чемпионата, куда заглянули президенты, но там их «услуги» не понадобились – спасибо россиянам, обеспечившим внушительную явку.

Сейчас сложно и, наверное, невозможно подсчитать, какой процент от нашего «рекорда» является искусственным. Это по силам только тем, кто непосредственно занимался билетами, и они нам вряд ли расскажут. Но против фактов не попрешь, и эта ложечка дегтя впечатление от минского турнира изрядно подпортила.

Фото: belgazeta.by

Рубрики: Событийный Туризм Статистика

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах