https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Почти 10 месяцев длится реконструкция одной из главных транспортных развязок в самом центре Могилева на пересечении улицы Челюскинцев и проспекта Пушкина. Реализация данного проекта была вызвана необходимостью ремонта моста через Днепр по проспекту Пушкина, который за долгие годы эксплуатации пришел в неприглядное, на грани аварийного, состояние. Для движения транспорта закрыта правая сторона объекта. Сужена из-за реконструкции, которая ведется параллельно, проезжая часть на подъездах к мосту.  Ккаким образом преобразится эта транспортная артерия и каково ее значение для города. На эти вопросы ответил директор филиала «Мостостроительное управление № 1» ОАО «Мостострой» (генподрядчик стройки) Сергей Пичугов.</strong></p>

 В ходе строительных работ не было ли каких-то интересных необычных находок? Ведь вы ведете работы, по сути, в старой части города, буквально на месте его основания?

 Самое, пожалуй, интересное, на что мы наткнулись, это фундаменты старинного храма. По словам археологов, которые прибыли на место и провели здесь раскопки, это фрагменты фундамента Троицкой церкви ХVIII века.

Это подтвердил в беседе со мной и доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк. По его мнению, эта находка сенсационная для местных археологов и историков, поскольку считалось, что остатки храма были похоронены под асфальтом построенной в городе магистрали и навсегда утрачены.

 Элементы храма планируется музеефицировать и включить в число объектов для посещения туристами,  рассказал Игорь Марзалюк.  Не исключено, что в перспективе храм будет целиком восстановлен, а на данный момент важно сохранить то, что найдено, и защитить от дальнейшего разрушения. На строительной площадке ведется в настоящее время археологический надзор, археологи и волонтеры в ближайшее время продолжат расчистку объекта и раскопки.

 Кстати, чтобы максимально защитить этот исторический объект от внешнего воздействия, принято решение укрепить насыпь, рядом с которой он находится, специальной подпорной стенкой,  продолжает рассказ Сергей Пичугов.  Да, и была у нас еще одна находка,  вспомнил он, — но совсем другого плана. Между седьмой и восьмой опорами моста в феврале был обнаружен авиаснаряд времен Великой Отечественной войны. Мы сразу обратились в МЧС: была вызвана саперная группа, которая извлекла его из земли и затем обезвредила. Также была обследована близлежащая территория. Слава богу, больше опасных находок обнаружено не было.

За разговором мы зашли в штабной вагончик строителей. Сразу бросились в глаза фотографии будущего  архитектурный план объекта после его сдачи в эксплуатацию. Они резко контрастировали с тем, что город имеет сейчас, и приятно обнадеживали, что скоро проблемный объект преобразится и станет настоящим украшением областного центра.

 А что все-таки кардинально изменится после реконструкции этого транспортного узла?  поинтересовался я у Сергея Пичугова.

 Во-первых, архитектурный проект реконструкции объекта предусматривает устройство трех полос движения в каждом направлении. Ширина моста увеличится до 24 м (сегодня она составляет 17,8 м), а длина останется прежней  282,2 м. Расширятся и пешеходные дорожки до 2,5 м. Мы, кстати, уже заменили большинство выработавших свой ресурс несущих металлических конструкций моста, а бетонные опоры расширили и надежно укрепили. Проектом также предусмотрено расширение участка проезжей части Днепровского спуска от площади Орджоникидзе до улицы Челюскинцев, а по проспекту Пушкинскому  до пересечения с улицей Гагарина, то есть будет добавлено по одной полосе движения в каждую сторону.

 А будет ли, как обещали, построен пешеходный переход?

 Строительство подземного перехода уже начато со стороны улицы Челюскинцев в том самом месте, где раньше был обычный пешеходный переход. В подземном переходе будет создана безбарьерная среда, а на входе в него со стороны площади Славы установят специальный лифт производства «Могилевлифтмаша» для людей с ограниченными возможностями. Украшением перехода, как планируется, станут фото и старинные гравюры Могилева и первого деревянного моста.

Как уточнили в Могилевском музее истории, первый деревянный мост здесь был построен в 1860 году по проекту и под руководством пребывавшего в то время в Могилеве начальника XI Могилевского округа путей сообщения подполковника Н.Ф. Ястржембского. При отступлении Красной Армии из Могилева в начале 1941 года половина деревянного моста была взорвана. Летом 1944 года мост был повторно взорван. После освобождения Могилева советские саперы опять снесли центральную опору и смонтировали ферму, но уже несколько другой конструкции. В 1959 году рядом с деревянным мостом строители сдали в эксплуатацию восьмипролетный железобетонный мост, реконструкция которого сейчас и ведется.

 Главным украшением моста, что превратит его из обычного объекта для передвижения транспорта в арт-объект, станут могучие львы,  продолжил Сергей Пичугов.  Они возьмут под охрану мост на въездах.

К нашему разговору подключился автор этой идеи, известный могилевский скульптор Андрей Воробьев: «Львов планируется отлить из бронзы в две натуральные величины и установить на гранитных постаментах. На въезде на мост со стороны улицы Челюскинцев и Днепровского спуска они будут приветствовать всех могучим, но доброжелательным рыком, стоя в полный рост на четырех лапах. А на выезде с моста по проспекту Пушкина львы будут умиротворенно лежать, провожая гостей в район Заднепровья».

Эта идея со львами возникла неслучайно, ведь одна из популярных легенд о происхождении Могилева связана с именем галичского князя Льва Даниловича Могия (могучий лев). Поэтому символические образы царя зверей в центре города будут напоминать об этом. Но не исключено, что концепция может претерпеть некоторые изменения в ходе конкурса, объявленного заказчиком реконструкции объекта  управлением капитального строительства горисполкома.

Фото Олега ФОЙНИЦКОГО

www.belta.by

https://www.traditionrolex.com/8