https://www.traditionrolex.com/8
<p>Прежде чем подвести итоги работы операторов и агентов по отдельным направлениям, мы решили окинуть ушедший сезон общим взглядом. Не касаясь конкретных стран, посмотрим, что интересного происходило в туризме и турбизнесе этим летом.</p>

Какие события так или иначе повлияли на ход сезона? Что, говоря высоким стилем, останется для истории от летнего туристического сезона-2004? К сожалению, приходится начинать с невеселых итогов. Прошедший сезон очень ярко продемонстрировал, что белорусский рынок автобусных туристических перевозок находится буквально в предсмертном состоянии. Наши постоянные читатели наверняка помнят о том, что мы поднимали эту тему накануне сезона. "Туризм и отдых" уже писал о том, что непомерные таможенные пошлины на ввоз иностранных автобусов и жесткие лизинговые условия ведут к развалу рынка. Мне трудно сказать, как вся эта ситуация смотрится сверху - например, из кабинетов чиновников, заседающих в экспертно-координационном совете по туризму при Совмине и призванных решать самые глобальные вопросы большой туристической политики, но снизу - с точки зрения туроператоров - ситуация с автобусами выглядит примерно как ржавая гильотина: медленно, но верно движется к страшной развязке. Более-менее хороших автобусов на рынке почти не осталось. Этим летом (особенно, к концу сезона) то и дело случались абсурдные для цивилизованного туристического рынка ситуации: группа туристов для поездки, например, в Польшу набиралась, но турфирма экстренно отменяла тур, потому что невозможно было найти автобус. Хоть и малым, но все-таки утешением в турфирмах называют тот факт, что туристы, слава Богу, все понимали и за отмененный чуть ли не в последний момент тур компенсации не требовали. Но вот что является уж совершенно не утешительным фактом: автобусы с белорусскими номерами вызывают повышенный интерес у полиции в Европе - особенно, в Западной. Все чаще и чаще нашим стареньким автобусам приходится проходить принудительный техосмотр, результаты которого, как правило, выглядят запрограммированно предсказуемыми и сильно бьют штрафными санкциями по карманам турфирм. Поэтому также все чаще можно слышать мнение, что легче и спокойнее использовать для перевозки белорусских туристов арендованные литовские автобусы. Это последствие, в сущности, также было запрограммировано решением быстро "отучить" покупателей на внутреннем белорусском рынке от приобретения иностранных машин. Как и следовало ожидать, еще в начале сезона белорусские перевозчики подняли цены за аренду дефицитных автобусов. Причем рост цен по отношению к предыдущему сезону оказался весьма значительным - порядка 35%. Если в прошлом сезоне аренда автобуса на крымском маршруте обходилась приблизительно в 1000 у.е., то в этом стоила уже около 1350-1400 у.е. При этом представители турфирм активно жаловались друг другу на то, что цена билета для туристов осталась прежней - 40 у.е. Оставим сейчас в стороне тоже достаточно интересный вопрос о "дельте", которую турфирмы привыкли получать и которая сейчас стремительно падает. Важно то, что белорусские турфирмы, к сожалению, пока ни о чем не могут договориться друг с другом в широком профессиональном кругу (наработан определенный опыт лишь коммерческих консенсусов внутри очень небольших союзов - так называемых "цепочек", объединяющих несколько фирм, которые работают на одном маршруте). Этим летом разобщенность белорусских операторов была очень заметна. Если фирмы, работающие на крымском направлении, не смогли договориться о том, чтобы всем сообща поднять хотя бы на 5 у.е. стоимость билета - в связи с объективно возросшей ценой аренды, подорожанием топлива, ненормальной ситуацией с "дозволами" (которую часто приходилось решать прямо на границе), то стоит ли удивляться тому, что голоса турбизнеса практически не было слышно после 1 июля, когда вступил в действие указ о новых таможенных правилах?! В конце сезона в Минск прибыл глава российского профессионального туристического объединения г-н Шпилько. Цель его поездки - путем переговоров и лоббирования на различных уровнях добиться того, чтобы автобусы с российскими туристами не стояли на белорусско-польской границе по 6 часов. На встрече Сергея Шпилько с небольшим количеством белорусских турфирм российские представители задали белорусским коллегам логичный вопрос: "А как вы решаете проблему с многочасовыми простоями автобусов на границе?" Ответ, на мой взгляд, прозвучал весьма красноречиво и показательно: "Мы стараемся приезжать на "Варшавский мост" в 3 часа утра, когда на границе находится минимальное количество автобусов"! Отнюдь не саркастически, но все же оценивая эту тактику и реально глядя на положение вещей, скажем, что к настоящему лоббированию своих интересов белорусский турбизнес, по всей видимости, еще не готов. Самое непосредственное влияние на сезон оказали холода в его начале. Пожалуй, никогда еще старт не был таким низким. Пострадали даже достаточно горячие субтропические направления: из-за общих - малотуристических - настроений потенциальных клиентов. В результате сезон кое-как раскачался и набрал обороты только к концу июня. А по отдельным направлениям турфирмы дождались высокого сезона только к августу. В целом же, как всегда, выигрывали ставки на дешевый отдых. В связи с этим и глубина продаж осталась приблизительно на уровне прежних сезонов: туры покупались в основном за одну - максимум за две недели до отъезда. Несколько направлений заявили о себе очень громко, явившись своеобразными "открытиями сезона". Это говорит о том, что белорусский рынок, по крайней мере, не находится на тревожной стадии полнейшей стагнации - внутри идут процессы, формируются "хиты", складывается определенная мода. Некоторые операторы поспешили окрестить этот сезон новым этапом дальнейшей экспансии российского турбизнеса на отечественный рынок, имея в виду несколько авиачартеров, организованных на белорусском рынке с помощью фирмы "Пегас Туристик". Конечно, легко было бы объявить о том, что, образно говоря, на смену "белорусской крестьянской лошадке" идет "железный конь" - российский капитал. Но вот на упомянутой выше встрече тот же г-н Шпилько в ответ на упреки наших операторов по поводу действий российских турфирм на белорусском рынке удивленно воскликнул: "А вы думаете, что "Пегас Туристик" - это российская фирма? Или турецкая? Вообще-то это уже немецкая фирма!" Так что ситуация с экспансией выглядит достаточно запутанной. То ли российские "акулы" турбизнеса довольно дерзко выгрызают кусочки национального туристического пирога. То ли мировой капитал пытается как-то странно - медленно и завуалированно - войти на наш довольно-таки невнятный рынок - причем с применением тактики российских "акул"? Все было бы более-менее понятно, если бы, к примеру, известный концерн TUI купил в Беларуси фирму А или фирму В, или фирму С (как в России купил "Мострэвел" - долго, между прочим, выбирая между "китами"). Но до такой прозрачной и понятной "экспансии" нам, похоже, еще далеко. В туристическом законотворчестве за период прошедшего сезона ничего радикального не произошло. Шла доработка новой редакции Закона "О туризме". Нашумевшие проекты - указ о государственной поддержке туризма и декрет о едином туристическом налоге - за лето благополучно затерялись во властных недрах. Кроме того, совершенно необоснованными и преждевременными оказались прогнозы относительно того, что к концу сезона - точнее, сразу после Олимпиады - быстро решится вопрос с формированием туристической властной вертикали, во главе которой станет новое ведомство (с радикальными - "надведомственными" - полномочиями) - департамент туризма. Но вместо ожидаемых глобальных преобразований мы наблюдали абсолютную тишину. По предварительным планам, 15 октября состоится коллегия Совмина, на которой министр спорта и туризма Юрий Сиваков представит новую структуру МСиТ. Возможно, новая структура будет включать в себя и департамент по туризму. Но на сезон во всяком случае это уже никак не может влиять. Продолжение "Итогов сезона" в следующем номере.

Выпуск №40, 2004 год

https://www.traditionrolex.com/8