Сенсационные находки в Бригитском монастыре

23.01.2014 - Новости

Сенсационные находки в Бригитском монастыре

Среди экспонатов Национального художественного музея Беларуси видное место занимают портреты семьи известных магнатов Великого княжества Литовского Веселовских, рассказывает «Гродзенская праўда».

Это прежде всего портрет Кшиштофа Веселовского –  маршалка великого литовского (с 1635 г.) и эконома гродненского (с 1636 г.), чье имя сохранилось в истории города благодаря кипучей общественной деятельности. Рядом находится портрет его жены Александры Марианны Веселовской (урожденной Собесской) – двоюродной сестры польского короля Яна III Собесского. И, наконец, на третьем портрете изображена их приемная дочь Гризельда Сапега  – жена Яна Станислава Сапеги, маршалка великого литовского. Эти полотна представляют собой уникальное явление в отечественной живописи первой половины XVII века и являются немеркнущим наследием белорусского народа. Но мало кто знает, что история этих бесценных шедевров неразрывно связана с обширными гродненскими подземельями, а именно с криптами костела Благовещения Девы Марии, ранее входившего в комплекс Бригитского монастыря.

Еще полстолетия назад портреты Веселовских считались утраченными. Было известно, что находились они в костеле, а затем в обеденном зале монастыря, а в 1923 году с успехом выставлялись в Гродненском краеведческом музее. Во время Второй мировой войны картины исчезли. Их находка стала сенсацией. Это произошло в 1966 году, во время восьмой экспедиции Государственного художественного музея БССР (ныне – Национальный художественный музей Республики Беларусь), которой руководила его директор и член правления Союза художников БССР Елена Аладова. Она, кстати, была уроженкой Гродненской губернии, где появилась на свет в 1907 году в семье учителей.

– Когда мы открыли деревянную створку в центре пола костела, оказалось, что вход в склеп очень плотно забит мусором, –  вспоминала в 1982 году Елена Васильевна. –  С батарейным фонариком в руках я спустилась в удушающе зловонную глубину склепа. Там, за рядом развороченных гробов, у черной сырой стены виднелось что-то похожее на картины…

Как сокровища искусства оказались в подземелье? Предположительно, в период Великой Отечественной войны портреты Веселовских спрятала там одна из сестер-назаретанок, живших в то время в монастыре.

Состояние обнаруженных трех живописных полотен вызывало тревогу. Начался поиск опытных реставраторов. Находками заинтересовался один из лучших на то время специалистов художник-реставратор высшей квалификации Ананий Бриндаров, работавший в Ленинграде.

– Сырой, вернее, мокрый склеп привел картины почти в полное разрушение, – вспоминал позже живописец. – Доски эти развалились на составные части, расклеились, заплесневели. Потом эта плесень перешла в холст. Я стал это все приводить в порядок…

Полотна были больших размеров, высотой более двух метров каждое. После очень трудоемкой реставрации в стенах Государственного Русского музея, успешно завершившейся в 1970 году, произведения заняли почетное место в числе портретных шедевров, созданных на территории современной Беларуси. Их даже выделили в отдельную, Гродненскую школу живописи. Имя художника, который их писал, неизвестно, но все эти портреты считают работой одного из гродненских мастеров.

В укромных местах костела Бригитского монастыря в ходе восьмой экспедиции Государственного художественного музея БССР были найдены и шесть картин кисти талантливого художника Якуба (Якова) из Тикотина, написанные в 1642–1649 годах (размеры до 75х85 см, доска, масло): «Поклонение волхвов», «Сретение», «Обрезание», «Бегство в Египет», «Христос, Мария, Иосиф, идущие в Иерусалим», «Христос в Иерусалимском храме». Все они были реставрированы в 1990–1992 годах и сегодня находятся рядом с портретами семьи Веселовских в Национальном художественном музее Беларуси.

Склепы, саркофаги и подземный ход

Полотна с изображением известных магнатов не случайно оказались в монастырском костеле. Гродненский женский монастырь ордена Святой Бригиты был основан именно этими людьми, Кшиштофом Веселовским и его женой, в память о рано ушедшей из жизни их приемной дочери Гризельде. Это случилось в 1634 году, а через два года по приглашению семьи Веселовских 8 представительниц ордена святой Бригиты прибыли в Гродно из польского Люблина. Первой настоятельницей монастыря стала родная сестра Александры Веселовской – Анна Собесская. В 1642 году в обители началось строительство костела, и в 1651 году виленский епископ Ежи Тышкевич освятил новый величественный храм, который получил имя Благовещения Девы Марии.

Двор монастыря представлял собой огромный прямоугольник, занимающий целый городской квартал старинного Гродно, и был обнесен мощными и высокими каменными стенами с четырьмя брамами. По углам двора были возведены многогранные башни, две из которых сохранились до сих пор. В XIX веке царские власти использовали обитель в качестве тюрьмы. В 1827 году сюда заточили участниц движения декабристов Корнелию и Ксаверию Рукевич, сестер известного филомата и члена общества «Военные друзья» Михаила Рукевича.

Некропольная камера, в которой нашли портреты семьи Веселовских, не единственная в монастыре. Костел имел обширнейшие склепы, где несколько сотен лет хоронили монахинь и, по всей видимости, знатных горожан. По информации ксендза Антония Гремзы, монахини Бригитского монастыря имели привилегию, которой не было у монахов остальных орденов. Умерших бригиток хоронили не на кладбище, а в склепах костела. Саркофаги с умершими опускали через специальные проемы в полу храма, которые были закрыты большими каменными плитами.

Подземная часть костела поделена на четыре части. Первая находится под главным входом в костел. Подвал представляет собой длинную неширокую комнату с прямым потолком высотой около 2,5–3 метра. В этом помещении, как и в следующем, сегодня хранятся экспонаты музея Бригитского монастыря, а когда-то там стояли саркофаги. Три других помещения имеют сводчатые потолки в виде цилиндров. Средний из них – главный, размерами он больше остальных. Из самого последнего помещения, что под алтарной частью костела, имеется боковой выход во двор монастырского комплекса.
Стены и потолки всех четырех склепов на сегодняшний день оштукатурены и побелены, полы выложены каменными мозаичными плитами.

Заканчивая описание подземелий костела, необходимо указать, что когда-то существовал подземный ход или, вернее, переход из подвалов храма к высокой колокольне, которая располагалась через дорогу от монастыря, на другой стороне нынешней улицы Карла Маркса. Башня звонницы до нашего времени не сохранилась, она была разобрана в конце 1962 года. Ее фундаменты в 90-е годы прошлого столетия были вскрыты и законсервированы.

Дети подземелья

Еще до революции сестер-бригиток в монастыре сменили сестры-назаретанки, вписавшие новые страницы в его древнюю историю. Но в 1950 году по решению горисполкома обитель была закрыта, и архитектурный комплекс использовался для размещения детского сада №7, областной больницы, психоневрологического диспансера, а также в качестве складских помещений. В тот период останки захороненных из некропольных камер костела были погружены на грузовые автомобили и вывезены в неизвестном направлении. Среди женских костей были найдены и останки детей. Это были, без сомнения, кости умерших отпрысков именитых прихожан и фундаторов (спонсоров-дарителей) храма из числа горожан и окрестной шляхты, ведь мы знаем, что в былые века детская смертность была очень высокой. Кроме того, доподлинно известно, что в обитель принимали на воспитание девочек-сирот различного возраста, а они также, к сожалению, болели и умирали…

В 1990 году храм был возвращен верующим, вскоре возобновился и монастырь. Усилиями монахинь Конгрегации Сестер Пресвятой Семьи из Назарета, а также настоятеля костела и нотариуса курии Гродненской епархии римско-католической церкви ксендза Антония Гремзы в подвальных помещениях костела был сделан ремонт и создан музей. Ныне в нем выставлены реликвии святых, а также около 30 старинных икон и картин (отдельные из которых датируются XVII и XVIII веками), хоругви и различная церковная утварь, литургическое одеяние, антикварные книги, предметы быта и интерьера, фотографии. Есть там и довоенный телефон, а также раритетная печатная машинка «Ундервуд» и многие другие интересные экспонаты. Глубокие сводчатые склепы создают подлинную атмосферу древности, а посетители, спускаясь в старинные подземелья для осмотра экспозиции, испытывают непередаваемое чувство сопричастности с историей минувших столетий.

Александр Севенко, Виктор Саяпин

Рубрики: Внутренний Туризм

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах