https://www.traditionrolex.com/8
<p>В новом году  совместный проект туристических компаний «МАТЭП 90», «Западный тракт» и сайта www.tio.by «Таямнічая Беларусь»  продолжился, и  21 января состоялся четвертый бизнес-семинар под названием <strong>«Таямніцы Аршанскай зямлі».</strong></p>

…В семь утра наиболее морозо- и снегоустойчивые, а также влагонепроницаемые участники семинара погрузились в автобус и отправились барражировать заметенные неожиданным снегопадом просторы Оршанского района. Как и обычно, сначала состоялся небольшой воркшоп, посвященный проблемам, которые сегодня существуют в отечественном туризме. А затем специалист компании «БелАгроТрэвел» и большой знаток белорусских кулинарных традиций Елена Антонович посвятила участников семинара в тайны белорусских традиционных напитков – как безалкогольных, так и очень даже алкогольных.

В частности, все мы узнали, что белорусы испокон веков жажду утоляли квасом. Видов кваса было великое множество, но сегодня многие рецепты утеряны, и в основном сегодня можно встретить только одну разновидность – квас хлебный. Правда, в ходе поездок по агроусадьбам мне посчастливилось попробовать свекольный квас – и это было очень вкусно. Белорусы издревле пили также компоты, морсы,  узвары, позже – чаи, «гарбату» и «зёлки» (оказалось, что это – разные напитки!)  Когда шляхта начала употреблять кофе, селяне тоже не остались в стороне, проявив выдумку: прожаривали ячмень, затем мололи и заваривали. Или сушили до черноты хлебные корки. Самым древним у славян считается производство «питного» слабоалкогольного меда, который известен с X века. Мед, в который добавляли хмель, назывался «пресный». Благодаря его наличию напитки получили название «хмельных». Шляхта на балах употребляла питный мед наряду с привозными винами. Про Беларусь и Литву в XVIII в.  писали, что «мяды i пiва там вараць лепшае ý свеце». Лучшим считался напиток из липового меда, или липец, который варили во многих городах и имениях на Беларуси. Крепким напитком,  характерным только для белорусов и литовцев, являлся крупник. Его готовили из водки или спирта, куда добавляли мед, перец, корицу, гвоздику, мускатный орех, а также другие приправы.

В XVI–XVIII вв. в городах приготовлением различных напитков занимались броварники, медовары, виноделы (винокуры). Чаще всего в домах белорусской шляхты подавались ликеры, настойки и наливки на основе водки с добавлением трав и ягод, меда, специй, сахара – зубровка, крамбамбуля, троянка… Знаменитый традиционный напиток восточных славян – сбитень. Это горячий отвар из трав и пряностей, подслащенный медом, патокой или сахаром. В Беларуси в сбитень добавляли  березовые листья, аир, липовый цвет. Пили его в основном зимой, в то время как квас был летним напитком

После этой теории последовала практика. Елена дала попробовать собственноручно приготовленный крупник и попросила озвучить компоненты напитка. Сделать это оказалось довольно сложно, но лучше всех справилась выпускница «Круизной академии» Люся Амельянчик. Она и получила очередную грамоту, как лучший дегустатор.

Затем последовала дегустация домашнего вина, и снова нужно было угадать состав. Пока происходило это приятное действо, мы добрались до первого объекта нашего семинара – Толочинского  консервного завода.

Весьма интересную и содержательную экскурсию провела для нас главный технолог завода Марина Алейникова.

Она рассказала, что завод – это одно из старейших белорусских винодельческих предприятий, основанное в 1906 году на базе завода помещика Газдзицкого. Первоначально был налажен выпуск варенья, повидла, джемов, соков и сиропов. С 1946 года  начат выпуск плодово-ягодных вин. С течением времени на заводе были открыты новые цеха, модернизировано производство, построены склады.

Мы идем по цехам, слушая увлекательный рассказ.

В 2002 году к предприятию был присоединен Толочинский крахмальный завод. В 2005  –  запущено производство виноградных вин. В этом же году к заводу присоединен Городокский пищевой комбинат, специализирующийся на выпуске конфет, горчицы, майонеза и безалкогольных напитков. Был заложен промышленный плодово-ягодный сад площадью 580 га, в котором растут яблони, груши, черная и красная смородина, крыжовник, малина... В настоящее время завод располагает семью производственными цехами: два цеха розлива плодово-ягодных вин, переработки плодово-ягодного сырья и хранения виноматериалов, купажно-фильтрационный, производства крахмала, майонеза и цех промышленного садоводства. Завод также располагает 5 тыс. га пахотной земли, где выращивается картофель. На предприятии работает 440 сотрудников.

В год  выпускается 50 тысяч  декалитров (дал) виноградных и 800 тысяч дал плодово-ягодных вин, 1,8 тысячи тонн крахмала. В ассортименте – около 50 наименований. Это вина плодовые крепленые ординарные, вина улучшенного качества. Сегодня выпускается шесть  наименований фруктово-ягодных натуральных столовых вин. Для производства продукции предприятие использует только натуральное отечественное сырье, в том числе и выращиваемое в собственном саду. Многие вина не раз бывали на различных выставках и получали награды.

После такого вкусного рассказа участникам семинара устроили небольшую дегустацию, а затем все отправились в магазин, чтобы порадовать родных и близких уникальной продукцией, которую, кстати, не увидишь в магазинах Минска. Так что, если так можно выразиться, мы поддержали отечественного производителя. Что касается перспектив сотрудничества с турфирмами и приема туристов, то пока они туманны. Хотя и прямого отказа от сотрудничества участники семинара не получили, что внушает оптимизм.

В Толочине к нам присоединилась экскурсовод, специалист Оршанской компании «Магазин хорошего отдыха» Лариса Анисович.  Собственно, она и явилась инициатором организации семинара именно в Орше, в ярких красках представив возможности родного города на прошлом семинаре. По дороге она рассказывает о своем регионе, отмечая его замечательный туристический потенциал. Наша первая в Орше «таямніца» – это Оршанский льнокомбинат, созданный еще в 1930 году. По дороге Лариса рассказывает, что в советские времена на льнокомбинате, слава которого гремела в СССР, работал каждый восьмой житель Орши. За счет средств предприятия было построено много жилых домов, школы, детские сады, профилакторий для сотрудников, техникум. Сегодня завод переживает не лучшие времена.

Для меня, например, это действительно совершенно новый объект, хотя в Орше приходилось бывать неоднократно. И я не одинока, поэтому все «семинаристы» с удовольствием идут осматривать цеха предприятия. Мы узнаем, как из льна получаются нити, а затем и ткани.

Готовую продукцию можно приобрести в магазине прямо при заводе, а также в фирменном магазине в центре города. Говорят, что цены здесь вполне приемлемые, хотя вообще изделия из льна – удовольствие недешевое.

Переполненные впечатлениями от увиденного, едем в центр города, где в здании бывшего коллегиума иезуитов находится городская художественная галерея В.А. Громыко.

Во время экскурсии нам рассказали, как проводятся здесь «Ночи музеев» и как проходит интерактивная игра «Наполеон в Орше» – аналог гангстерской «Мафии». Она основана на реальных событиях: во время войны 1812 года Наполеон именно в коллегиуме принимал отчет о состоянии снабжения армии от будущего автора «Красного и черного» Стендаля, который тогда был еще Анри Бейлем. Император, говорят, остался доволен – со снабжением все было в порядке, так как французы ограбили тогда всю Оршанщину.

Следующий объект осмотра – гостиница «Орша», расположенная в центре города. Здесь вполне можно селить туристов – в гостинице 130 номеров, есть кафе, конференц-зал, автостоянка и другие сервисы.

Незаметно подошло обеденное время, и мы отправляемся на ТОК «Орша», где нас ждет вкусный, сытный и совсем домашний обед. А после трапезы – экскурсия по комплексу.

Комплекс возник на базе одной из старейших здравниц на территории Беларуси – дома отдыха «Орша», который был открыт 14 мая 1924 года и размещался на территории бывшего имения помещика Бравды.

Сегодня это вполне современный комплекс, предоставляющий, кроме проживания, еще большой перечень услуг – банно-оздоровительный блок, кафе «Фальварок», лечебные процедуры, ночной клуб «Баба-Яга» и  развлечения на любой вкус.

На круглом столе, проведенном в Ледовой арене, туристические возможности края представил и.о. начальника сектора туризма отдела образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома Дмитрий Бухавец.

И «на закуску», в качестве десерта – знакомство с музеем Владимира Короткевича.

О своем родном городе поэт и писатель говорил так: «Орша – мой любы горад, мая спрадвечная маці...». И город отвечал ему взаимностью. Оршанцы  гордятся своим талантливым земляком.

В 1994 году в Орше был создан музей «Наши знаменитые земляки», один из разделов экспозиции которого планировалось посвятить Владимиру Короткевичу. Но в 1995 году поступило предложение от Союза писателей Беларуси о создании в Орше отдельного музея В.С. Короткевича. В сентябре 1997 года музею знаменитых земляков было дано название «Оршанский музей В.С. Короткевича». К 70-летию со дня рождения писателя было открыто здание музея с небольшой экспозицией в одном зале. А с февраля 2002 года музей гостеприимно распахнул двери для своих посетителей. Здание, где находится музей, является памятником гражданской архитектуры конца ХІХ – начала ХХ в. С  1925 года в нем размещался родильный дом, в котором 26 ноября 1930 года и появился на свет будущий писатель.

В двух просторных залах на первом этаже здания разместилась музейная экспозиция под общим названием «Портрет писателя и человека». Внимание посетителей привлекает фрагмент кабинета его минской квартиры. Такое ощущение, что писатель ненадолго вышел и сейчас вернется.

Во втором зале  царит возвышенная и романтическая атмосфера, недаром Короткевич  был писателем-романтиком. По моему мнению, даже если бы он написал только одно произведение – «Дикая охота короля Стаха», то прославился бы на века. Сегодня в экспозиции представлено около 640 предметов. Самые ценные из них – личные вещи писателя, рукописи его произведений, рисунки Короткевича-художника…

На прощание – общее фото на крыльце музея.

…К вечеру погода совсем разгулялась, и наш автобус пробирался по дороге практически на ощупь. Но это не помешало подвести итоги семинара. В основном его участники отметили, что для туристов были бы очень интересны экскурсии на производство, но далеко не всегда эти производства идут навстречу турфирмам. Многие подчеркнули, что увиденные во время участия в проекте объекты уже включаются ими в собственные маршруты. Заключительный вердикт свидетельствовал о растущем интересе к проекту, который решено продолжить на Минщине. Следующий семинар состоится в феврале.

https://www.traditionrolex.com/8