Вадим, какие виды туризма были популярны в Беларуси в 2014 году?
- Наша страна развивает туризм, учитывая наши ресурсы: у нас нет моря, нет гор, поэтому используем то, что есть. За последние годы у нас «выстрелил» в экономическом плане агротуризм, то есть сельский туризм, связанный с отдыхом в деревне. Мы создали для этого хорошие условия: и кредитование – более 2 тыс. усадеб получили кредиты, - и льготное налогообложение. Любой в сельской местности может заняться агротуризмом при наличии у него дома или части дома, и при сдаче в наем до 10 комнат он платит налог всего 1 евро в месяц. Не нужно регистрировать ИП, не надо оформлять лицензию. Большинство усадеб созданы на базе собственного дома, нет новостроев, напротив - есть дома, которым по 100 лет. В работу усадьбы вовлекается вся семья. Все продукты – или свои, или приобретаются у соседей, а не в магазинах. Лошади – свои или соседей. Привлекаются местные музыканты. Кстати, одна из российских турфирм привозит регулярно в одну из усадеб туристов из Новой Зеландии.
Второй успешный вид туризма – это спа-туризм, санаторно-куротный отдых. В ушедшем году было скептическое отношение к нашим санаториям, что это, дескать, пережиток прошлого. Но государство провело ревизию основных объектов, вложило деньги, дало “зеленый свет” этому направлению – в частности убрали НДС при продаже путевок. Сегодня 62% всех экспортных услуг в стране – это санатории. У нас отдыхают туристы из более 50 стран, но лидирующие позиции, безусловно, у России.
У вас отличные природные условия…
- Даже не столько в природе дело. Мы в первую очередь сохранили хорошую медицинскую базу, специалистов, приемлемые цены. За последние 7 лет количество иностранных туристов увеличилось в 100 раз – всего 1 млн: 250 тыс. человек , 72% - российские клиенты, много туристов из Литвы, Польши. В 2014 году в нашу в страну за медицинской помощью приехало 136 тыс. туристов.
По-прежнему популярен у нас экскурсионный туризм.
В последнее время делается ставка и на деловой туризм, который во всем мире приносит очень хороший доход. Мы прекрасно знаем, что во время командировок деловые люди тратят гораздо больше денег, чем в обычной жизни. А Беларусь – экспортная государство, и у каждого региона внешнеэкономические связи с 50-80 государствами. В Минске в связи с этим появилось много гостиниц, конференц-залов. Но, увы, не хватает хорошего выставочного центра. Они в принципе есть, но уже морально устарели.
А белорусский туризм спонсируется за счет государства или сторонних инвесторов?
- До 80 % инвестиций – это внебюджетные средства. Исключением является Минск, в отели которого много вложило государство: из 14 гостиниц, которые введены были к чемпионату мира по хоккею, 8 - гостиницы с задействованным государственным капиталом. Все отели комфортные, располагают различным номерным фондом и конференц-возможностями.
Например, Renaissance Minsk Hotel построен по международным стандартам. Его открытие было приурочено к чемпионату мира по хоккею на льду 2014г. На базе отеля размещалось 6 хоккейных команд. А спортивные объекты, которые были построены к ЧМ по хоккею, оказались очень многофункциональными, и теперь это – развлекательные комплексы, спортивные объекты, концертные площадки.
- Чемпионат мира по хоккею дал толчок в первую очередь к развитию отельного бизнеса. И если бы не он, то мы бы еще лет 15 ждали появления новых сетей отелей. Очень серьезные мировые цепочки пришли: например, Renaissance Minsk Hotel, в котором мы сейчас находимся, относится к известной гостиничной сети Marriott, ожидается выход на рынок Беларуси Хаятт, Аккор (Новотель).
Откуда еще идет поток туристов в Беларусь. Вы сказали, что основной - 72% - это россияне. А еще?
- До событий на Украине первое место занимали жители этой страны. Сейчас ситуация поменялась кардинально: на первом месте – Россия, дальше идут – Литва, Германия, Турция, Великобритания, Италия, Германия.
Где русские туристы любят больше всего отдыхать в Белоруссии?
- В санаториях в первую очередь. Правда, последние лет 5 очень популярны у россиян экскурсионные программы: Минск, Несвиж, Мир. Это если говорить о классическом туризме.
А рыбалка и охота?
- Да, у нас более 240 охотничьих домиков, которые принимают много российских клиентов. Если говорить о конкретных излюбленных местах, то это места под Минском и Браславские озера. Да, и очень много покупают домов россияне в сельской местности. Я уже не говорю о квартирах: в Минске в 2014 году было куплено около 20 тыс. квартир.
Поделитесь стратегией развития туризма на 2015 год
- В настоящий момент у нас работает программа развития туризма 2011-2015 гг., и наступивший год будет завершающим. Останутся в приоритете направления, которые показали свою жизнеспособность: санаторно-курортное лечение, экотуризм, экскурсионные программы. Наступивший 2015 год объявлен Президентом Беларуси годом молодежи, поэтому и у нас стоит задача развить молодежный туризм: турслеты, кемпинги,караванинг, фестивали. Будем дальше продвигать медицинский туризм. В этом году государство поставило план в этой области: 30% по экспорту. В Минске стоит задача: сделать востребованной нашу отельную базу, повернуться лицом к турфирмам, к туристам, разработать грамотную ценовую политику для гостиничного сегмента. Ну и чемпионат мира по хоккею показал важность событийных мероприятий для развития туризма, поэтому в 2015 году у нас запланировано более 30 спортивных соревнований международного уровня.
И последний вопрос: как планируете в 2015 году продвигать туризм Беларуси на российском рынке?
- Мы традиционно участвует в MITT . У нас запланирован ряд туров по нашей стране для представителей российских фирм. Плюс продвижение в интернете. Российский рынок для нас всегда в приоритете.
На фото: Чергинец Игорь Николаевич, заместитель генерального директора по маркетингу и ВЭД ОАО «Авиакомпания «Белавиа».
Натычко Юрий Михайлович, исполняющий обязанности начальника государственного учреждения "Управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома".
Вадим Кармазин,директор департамента по туризму Министерства Спорта и туризма.
Лилия Кобзик, главный редактор туристического портала www.tio.by и газеты “Туризм и отдых”.
Марина Кондрашова, директор туристической компании “Вокруг Света”.
Бастьен Блан, Вице-президент по продажам, маркетингу и развитию бизнеса Interstate Hotels&Resorts, Europe.
Эльвира Тарасенко, директор по развитию, Россия и СНГ, Interstate Hotels&Resorts, Europe.