https://www.traditionrolex.com/8
<p>«Если не я за себя, то кто за меня? Если я только за себя, то зачем я?» Эта немного измененная фраза древнего мудреца Гилеля стала для заместителя декана факультета «Высшая школа туризма» БГЭУ Зои Горбылевой настоящим жизненным кредо. Именно с него, как с главного принципа, мы начали разговор с этой обаятельной женщиной, который состоялся в дни зимней сессии.</p>

– Зоя Михайловна, мне приходилось беседовать со многими представителями туристического бизнеса, и у каждого из собеседников был свой, индивидуальный путь в туризм: кто-то в детстве прочел увлекательную книжку о путешествиях, для кого-то отправной точкой стали походы с рюкзаком, кому-то идею подкинули родители. А какой была ваша дорога к этой сфере деятельности?

– Для меня, как это ни удивительно, этот путь оказался случайным. В школе мне очень хотелось стать юристом. В выпускных классах я узнала, что существуют курсы для поступающих при БГУ, и стала целенаправленно готовиться на юрфак – писала и отсылала контрольные работы и пр. Почему именно юридический? Жизнь тогда была сложной, и мне хотелось, чтобы все было по закону и по справедливости. Кстати, мне и сейчас приходится бороться «за правду». Поступала три года подряд, но сдать все экзамены на одни пятерки никак не получалось. Нельзя сказать, что это время прошло бесследно – я пробовала себя в разных сферах и в 1972 году начала работать на турбазе «Беларусь» Минского областного совета по туризму и экскурсиям (ныне это общежитие санатория «Юность» на Минском море). Начала с азов – с администратора. Осво­ила все имевшиеся на турбазе специальности, поработала и в бухгалтерии, и паспортисткой… И мне очень понравилась работа с людьми. И вообще это направление оказалось весьма привлекательным. Совершенно случайно узнала, что специалистов по туризму готовят в Москве, в Высшей школе профсоюзного движения ВЦСПС им. Шверника. Теперь это Академия трудовых и социальных отношений. До сих пор благодарна тогдашнему председателю Белсовета по туризму и экскурсиям Аркадию Алексеевичу Прокоповичу, который меня поддержал и благословил. Подала документы, сдала экзамены – и поступила. Закончила с отличием, занималась наукой и была рекомендована в аспирантуру. За три года подготовила и защитила диссертацию. Моя научная квалификация – «Научная организация и экономика труда». А специальность после окончания академии называлась так: «Экономика и управление туристско-экскурсионными и санаторно-курортными организациями».

– Учеба в Москве не оторвала от отечественных реалий?

– Это же был Советский Союз! Если честно, то я с большим удовольствием вспоминаю этот период жизни. Со мной учились не только представители союзных республик, но и поляки, чехи, монголы, китайцы, с которыми я особенно дружила. Мы вообще жили очень дружно, как говорится, единой семьей. Кроме того, в академии была очень сильная теоретическая подготовка. Практику проходили в Московской области и в других регионах. А уже преддипломную практику я проходила на базе Минского областного совета по туризму и экскурсиям. Кстати, после завершения учебы в аспирантуре и защиты диссертации мне предложили (В.А. Квартальнов) остаться и работать в Сходне, где тогда были курсы по подготовке и повышению квалификации Центрального совета по туризму и экскурсиям (ныне это Российская международная академия туризма). Но обстоятельства сложились таким образом, что я вернулась в Беларусь. Меня совершенно официально определили в распоряжение Федерации профсоюзов, а Федерация направила в Белсовет по туризму и экскурсиям. Также я еще работала на курсах повышения квалификации Белсовпрофа, одновременно это был филиал от Сходни. Затем Беларусь стала самостоятельной страной, и все туристические структуры стали выстраиваться, примеряясь к новым реалиям. А самое главное – при Белсовете по туризму и экскурсиям был создан Белорусский институт туризма. Сначала работала там на одной из кафедр, а затем была назначена директором. Продолжалось это несколько лет. И в это время стал активно формироваться туристический рынок. Сначала за счет шоп-туризма. И стало понятно, что необходимо создавать систему подготовки квалифицированных кадров для туристической сферы. Возможности института, а он был ведомственным, оказались весьма ограниченными: не было материальной базы, научных разработок, кадров и пр. И я обратилась в тогдашний нархоз с предложением начать «ковать» кадры для туризма при этом институте. И такая договоренность была достигнута. В нынешнем году, кстати, исполняется 20 лет с начала этого сотрудничества.

Мы набрали одну группу по специальности «Коммерческая деятельность на рынке услуг», апробировали и себя, и систему. А через год потребность в специальном туристическом образовании многократно возросла. Поэтому в мае 1995 года при нынешнем экономическом университете был организован факультет «Высшая школа туризма».

– Никогда не возникало сожаления, что вы не стали юристом?

– Никогда. Вместе с тем при моей сегодняшней деятельности юридические знания необходимы, поэтому приходится все время самообразовываться. Я читаю студентам большой практический курс по экономике туризма, а значит, возникает потребность отслеживать законодательную базу, причем не только ту, которая связана с туризмом, но и вообще с экономикой. Дело в том, что насколько эффективно развивается экономика, настолько эффективно развивается и туризм.

– Каким образом меняются со временем экономические условия для развития туризма да и сам туризм в этих условиях?

– Хочу сказать, что, к сожалению, сегодня, хотя можно слышать с высоких трибун, что туризм – это экономика, отношение к этой сфере деятельности совсем не как к экономике. Не как к отрасли. И пока туризм как отрасль экономики признания не получил. Мне пришлось довольно много заниматься этим вопросом, в том числе писать различные научные статьи, письма в высокие инстанции, и, возможно, благодаря этому туризм внесли в государственный классификатор видов экономической деятельности. К сожалению, не так, как хотелось бы. Внесли туроператорскую и турагентскую деятельность, которые на сегодняшний день никак не выделяются. Внесли транспортную составляющую. Но по методологии этого классификатора, туризм – самостоятельный вид экономической деятельности. И я этот момент постоянно подчеркиваю. И это нужно в конце концов принять. Что это дает? Мы можем говорить об экономике туризма тогда, когда он на самом деле будет рассматриваться отдельно в общегосударственном классификаторе. За этим стоит отношение государства. Тогда будет для туризма и отдельная строчка в бюджете, будут утверждаться какие-то показатели… На сегодняшний день для этой отрасли не утвержден ни один показатель!!! Как это может быть? На мой взгляд, настоящих успехов белорусский туризм добьется тогда, когда станет полноценной отраслью экономики.

– Возможно, это происходит потому, что у нас очень низка доля туризма в ВВП? А это дает основание спрашивать: «Где доходы?»

– Да, сегодня эта доля составляет около 0,7 %. Но как мы считаем эту самую долю? У нас сегодня нет методологии учета – ни по статистике, ни по Нацбанку. Потому что есть два направления: прибытие и убытие, доходы и расходы. А методологии расчета нет! Что такое вообще – доля в ВВП? На сегодняшний день в эту цифру входят доходы чисто от деятельности туристических предприятий. А в данном случае нужно смотреть шире!

Здесь же и транспорт, и торговля, и размещение – все, что сопутствует туризму, вся инфраструктура. По определению ВТО, все, что входит в понятие индустрии туризма, должно давать доход и учитываться при подсчетах ВВП. Нам нужно четко определиться и записать в государственном классификаторе, что есть туризм и что туда включено. И тогда мы сможем сказать достоверно, какую долю в ВВП имеет отечественный туризм.

– То есть, проще говоря, этот процент был бы выше?

– Выше, и значительно выше. Кстати, я делала расчеты по косвенному вкладу туризма. Даже с учетом поправочного коэффициента у меня получилось, что один вложенный в туризм доллар приносит пять долларов дохода! А если бы мы определились, что есть наш туризм, то получилось бы еще больше. Тема эта глобальная, и нужно решать еще очень много вопросов, начиная от туристической политики в плане регулирования и организации, нормативно-правового обеспечения и научного обоснования. К сожалению, у нас туристическая наука слаба. А она необходима. Я не говорю о количестве защищенных диссертаций. Нет науки в прикладном смысле. Приведу пример. Вот недавно проходил рождественский хоккейный турнир. Приехало много команд из других стран, были и болельщики. Вполне можно было бы разработать анкеты, провести опросы в преддверии ЧМ по хоккею, мониторинг. Определить какие-то просчеты, недостатки, узнать мнения. Новая площадка – «Чижовка-Арена» – очень хорошо подошла бы для подобных исследований. Но ничего сделано не было! Нужно было заранее изучать потребность в кадрах. Сейчас вводится в строй масса гостиниц. Кто в них будет работать?

– Предположительно, студенты, в том числе и вашего факультета…

– Да, но студентов тоже нужно готовить! Мы получаем просьбы от одной, другой, третьей гостиницы: дайте специалистов! Но мне кажется, что они все запоздали: запускать процесс нужно было гораздо раньше. В аудитории тонкостям работы студентов не научишь. Необходимо было уже при оте­лях организовывать курсы и обучать специфике – как работать в гостинице три «звезды», как работать в пятизвездочной гостинице. Поэтому выпускникам будет сложно сразу адаптироваться к практической деятельности. Упущено время.

– Существует такой распространенный термин – «профессиональное выгорание», когда любой человек может сказать: «Все, мне моя работа надоела!»

– Нет, у меня такого ни разу не было. Я с удовольствием занимаюсь своей работой. Единственное, о чем сожалею, что мне из-за многочисленных обязанностей (а это и воспитательная, и учебная, и научная работа) не хватает времени профессионально заниматься наукой, исследованиями. Хотя на учебники время все-таки пытаюсь выкраивать, их у меня несколько. Последнюю рукопись сдала в декабре. Это будет дополненная версия учебника по экономике предприятий туризма. Кроме того, я очень люблю студентов, и у меня с ними хороший контакт.

– Традиционно хороший преподаватель всегда вкладывает душу в своих студентов. Но хочется получать отдачу. Она есть? И если сравнивать нынешних студентов и ребят, которые учились раньше, то сравнение будет в чью пользу?

– К сожалению, не в пользу нынешних студентов. Их, безусловно, увлекает их будущая специальность. Но мой собственный опрос показывает, что у большинства наших абитуриентов, а это очень грамотные и всесторонне развитые ребята, существует некая эйфория, дескать, это так интересно – поездить по разным странам и пр. С течением времени это мнение, конечно, меняется. От нас, от преподавателей, тоже многое зависит: насколько мы увлечем ребят своими предметами. Мы проводим анкетирование, из результатов которого узнаем об удовлетворенности учебным процессом. Понятно, что студентов больше интересует практическая составляющая обучения. И, несмотря на сокращение сроков обучения в университете, мы постарались увеличить количество часов на практику.

– Не раз приходилось слышать о том, что студентов неохотно берут на практику в турфирмы…

– Да, здесь существует определенная проблема. Мы бы хотели заключить базовые договоры с предприятиями туризма, гостиничного бизнеса, санаториями, но, к сожалению, отсутствует какой-то единый орган, с которым мы бы могли эти вопросы решать. В разные периоды попытки упорядочить взаимодействие между нашим факультетом и турбизнесом были, но на постоянной основе добиться этого не удалось. Правда, есть туристические компании, которые заранее присматривают себе студентов. Это фирмы «Санни Трэвел», «АлатанТур», «Белинтурист», «Топ-Тур». Я всегда приглашаю руководителей этих компаний в аудиторию, чтобы они пообщались с ребятами, заинтересовали их работой в своей компании. Считаю, что это очень продуктивное направление.

– А бывает такое: студенты задают вопросы, а у вас на них нет ответа?

– Нет, у меня такого не бывает. В мою пользу – опыт и стаж работы. Кроме того, стараюсь постоянно совершенствоваться. Но если вдруг начинаю сомневаться, то делаю пометки, уточняю, прорабатываю и затем даю окончательный ответ. К примеру, много вопросов возникает в связи с ценообразованием. Здесь очень много тонкостей, связанных с включением налогов, особенно с НДС. Тем более что вся эта система очень часто меняется. Случается, что начинаешь читать лекции 4 курсу, а к пятому вообще все поменялось. Поэтому приходится постоянно следить за законодательством. Вот здесь и необходимо юридическое образование. Для туризма ценообразование – это чрезвычайно важно, потому что от цены на путевки зависит экономическое состояние компании. И я учу студентов методологии, то есть тому, как правильно выстроить алгоритм формирования цены.

– Кроме основной преподавательской деятельности, что еще дал туризм?

– Прежде всего, возможность расширить кругозор, побывать в разных странах. В то время, когда я пришла работать в туризм, наша страна была закрыта и думать о путешествиях не приходилось. Но эти времена, к счастью, прошли, и теперь, оглядываясь назад, я понимаю, как это здорово – побывать в разных странах и увидеть что-то новое, чему-то научиться…

– Какая страна понравилась больше?

– Сказать очень сложно. Приходилось ездить не только как турист, а на продолжительные стажировки, к примеру, в Германию, Чехию. Пожалуй, именно Чехия произвела неизгладимое впечатление.

– Родители очень часто хотят, чтобы дети пошли по их стопам, мечтают о династии. В вашем случае с дочерью Ирой так и получилось. Пришлось приложить усилия или это произошло само собой?

– Нет, никакие династии не предусматривались. Просто у меня, скажу без ложной скромности, очень толковый и грамотный ребенок. В детстве она много путешествовала, и, наверное, еще на бессознательном уровне возник интерес к туризму. У нее была отличная школьная подготовка, она владеет двумя языками, закончила факультет международных отношений и магистратуру. Подготовила и защитила диссертацию. Направление актуальное – международный туризм. Теперь мы с ней коллеги – моя Ирина кандидат экономических наук. Она преподает в университете мировую экономику.

– Работа работой, но есть еще и хобби…

– По знаку зодиака я – Козерог. Моя стихия – Земля. И я на самом деле очень люблю землю. У меня есть родительский дом в Кореличском районе. Я с удовольствием езжу туда, выращиваю цветы, сажаю огород… Если учесть, что по году я Лошадь, то именно от работы на земле, от «пахоты» я испытываю особое удовлетворение. Люблю готовить. Перед Рождеством, к примеру, накрыла стол в народных традициях, приготовила исключительно постные блюда.

– Если смотреть в перспективу, то что еще хотелось бы сделать?

– Мечты и планы, конечно, никто не отменял. Хотелось бы написать основательный базовый учебник. Но есть и чисто человеческие мечты. Хочу дождаться внуков, не менее трех, увидеть свою семью счастливой и реализовать себя в качестве бабушки.

– Спасибо и с Днем рождения!

 

Редакция газеты «Туризм и отдых» и сайта TIO.BY поздравляет Зою Горбылеву с юбилеем и желает крепкого здоровья, оптимизма и дальнейшей плодотворной работы на благо белорусского туризма!

https://www.traditionrolex.com/8