https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>"В прошлом мы никогда не подчинялись рабству, даже когда оно не сулило нам опасности. Мы не должны выбрать рабство с его карами, потому что если мы попадем живыми в руки римлян, это будет означать конец всему.Мы были первыми, кто начал восстание, и мы будем последними, прекратившими борьбу. И я думаю, что это Бог дает нам эту привилегию умереть как благородные и свободные люди. Очевидно, что день прорыва положит конец нашему сопротивлению, но мы свободны выбрать честную смерть вместе с теми, кого мы любим. Этого наши враги не могут предотвратить, хотя они молят Бога взять нас живыми... Пусть наши жены умрут не обесчещенными, наши дети не узнают рабства. И после этого окажем друг другу добрую услугу, сохранив и унеся в могилу самое прекрасное – нашу свободу. Но сначала пусть все, чем мы владеем, и вся крепость будут охвачены огнем. Это будет жестоким ударом для римлян, я знаю, обнаружить, что мы не достижимы для них, и нечего грабить. Но одна вещь должна быть сохранена – наши склады с пищей: это будет свидетельствовать, когда мы умрем, что мы погибли не от недостатка пищи, а потому что решили предпочесть смерть рабству".</strong></p>

<p>Отрывок из речи Бен-Яира.</p>

Кровь стынет в жилах, когда слушаешь рассказ о героической защите крепости Масада. В свое время царь Ирод облюбовал эту крепость-скалу, избрав ее местом укрытия от врагов, возвел там укрепления и прекрасные дворцы, разбил цветущие сады... А потом эти стены стали свидетелями кровавой трагедии. После разрушения римлянами Второго храма в 70 г. н. э. здесь укрылись, а спустя два года держали оборону мятежники-сикарии. Римский легион под предводительством Флавия Сильвы насчитывал свыше 10 тысяч человек, в то время как осажденных во главе с Бен-Яиром было 967 человек, включая стариков, женщин и детей.

Римляне за семь месяцев соорудили земляную насыпь на западном склоне, планируя эффектную, практически голливудскую победу (кстати, Голливуд не удержался и использовал данную фактуру, фильм о Масаде был снят). Но стены крепости не поддавались: пока возводилась насыпь, осажденные укрепили стены земляными валами, усилив их деревом. Тогда легионеры подожгли восточную стену, и коварный ветер, поменяв свое направление, сделал-таки черное дело. Крепость была охвачена огнем, осада планировалась на утро и помешать ей уже не могло ничто. Еврейские воины приняли трудное и страшное решение – пленных не будет! Был брошен жребий, выбраны десять человек для осуществления замысла, и за ночь убитыми оказались все осажденные – женщины, дети, воины, не осталось ни одной живой души.

Как свидетельствует историк Иосиф Флавий: "Римляне, ожидавшие, что утром им придется сражаться..., не увидели ни одного своего врага, только ужасная пустота вокруг, все охвачено огнем – и полная тишина. Они не понимали, что произошло. Трудно было поверить, что такое возможно..., но им не оставалось ничего другого, как удивиться мужеству такого решения, непоколебимому презрению к смерти...".

Это случилось в 15-й день Нисана, первый день Песаха. Нынче Масада – культовое место для израильтян, сюда приезжают сами и привозят гостей. Ее обозревают с борта вертолета. А для туристов устраивается уникальное световое и звуковое шоу, где в течение 50 минут разыгрывается спектакль о жизни и героизме защитников Масады.

Еще на один спектакль под открытым небом, идущий в пустыне, попадают туристы – на "огненное шоу" бедуинов. Не исключением стали и мы. Шоу есть шоу, и, конечно, оно не отражает истинной жизни бедуинов, кочевого племени, по сей день бороздящего просторы пустыни. Как мало, по сути, человеку надо, отражают их непритязательные "городки" вдоль дороги; два-три грубо сколоченных щита, тент – и готов домик-шатер.

Хотя, говорят, можно нынче понаблюдать и иную картинку, как бедуин на "Subaru" гонит стадо своих верблюдов: времена меняются. Остаются традиции, адаптированные под туристов. Например, к жилищу бедуина принято приближаться с подветренной стороны – там размещается мужская половина. За десять шагов до палатки следует дать о себе знать, например, кашлянуть. Если нет отзыва – не беда, значит, просто мужчин нет дома. Путника никто не прогонит, он может смело пользоваться гостеприимством. Сутки. А потом должен двигаться дальше. Так велось издавна, так принято и по сей день.

Гость в доме бедуина – праздник. По этому поводу варят кофе, сперва звучно толкут его в ступе – и вся округа осведомлена о празднике. Чашечку наполняют очень сладким (сахар – богатство!) напитком наполовину. Это знак: праздник будет иметь продолжение. Если же чашка полна, это сигнал: выпивай – и уходи. После третьей выпитой чашечки кофе хозяин берет гостя под свою охрану, этот ритуал свято чтут все бедуины. Бедуинское племя возглавляет шейх, олицетворяющий и религиозную, и административную власть. Как мусульманам бедуинам позволено иметь четыре жены, но эту "роскошь" разрешают себе немногие: бедность. Хотя, в отличие от наших взглядов, именно бедность – главная добродетель с точки зрения бедуина. Остальных же мусульман, отрекшихся от этого главного идеала кочевников и заимевших недвижимость, бедуины считают отступниками. Поэтому единственные из мусульман бедуины служат в израильской армии и при случае воюют с другими арабами.

...А еще современные бедуины любят бешеные ритмы и Боба Марли, пиротехнические эффекты, они накоротке с огнем и дымом – в этом мы убедились на шоу. А прекрасные бедуинки в страстном запале танца живота так лихо заводили публику, что казалось, огонь бежит у них по жилам! Кстати, огнепоклонники с радостью узнают, что на Мертвом море 330 дней в году светит солнце. Его лучи, напомню, проходят через три дополнительных фильтра: сверхнормативный слой атмосферы (400 метров), испарения, поднимающиеся от Мертвого моря, и достаточно плотный озоновый слой. Загар здесь самый безопасный.

...Палатки-тенты бедуинов, загадочные пещеры, уединенные монастыри, богатые дворцы, неприступные крепости – разноплановая и богатая впечатлениями земля близ Мертвого моря. Земля, покорять которую одинаково увлекательно с Библией в руках либо с путеводителем, а может, и с орнитологическим определителем видов. Земля, на которой оживает дивный конгломерат мифологии и истории. Иисус и Ирод Великий, Лот и его любопытная жена, царь Давид и ясноокая Суламифь, вечно молодая и красивая Клеопатра. Кстати, утверждают, что последнюю привлекали сюда живительные силы местных источников – вот в чем, оказывается, ее секрет! И если погрузиться здесь во все доступные четыре стихии – нежно и бережно, то результат не заставит себя ждать. Испробовано на себе!

Выпуск №41 2004 г.

https://www.traditionrolex.com/8