https://www.traditionrolex.com/8
Навстречу премии «Оскар»

Номинанты на премию «Оскар» -  ЗДЕСЬ

«ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ»

Black Swan, США, 2010, 108 мин., R. Реж. Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Рестлер»); в рол.: Натали Портман (Нина), Мила Кунис (Лили), Венсан Кассель (Тома Лерой), Барбара Херши (Эрика), Вайнона Райдер (Бет), Бенжамен Мильпье (Дэвид), Ксения Соло (Вероника), Кристина Анапо (Галина), Джэнет Монтгомери (Мэйделин), Себастиан Стэн (Эндрю), Тоби Хемингуэй (Том)

Черный лебедь  

Жанр. Психологический триллер по сюжету Андреса Хайнца. Первая версия сценария называлась «Дублер» («The Understudy»), а события происходили в драматическом театре. Аронофски идея понравилась, но он предложил перенести действие в мир балета. На воплощение замысла ушло 10 лет.

Черный лебедь (2)

Балет. Авторы картины точно не ставили задачей представить этот вид искусства традиционным образом, то есть глазами сидящих в зале зрителей. Это явно сделано намеренно, дабы придать фильму жизни, а не лоска. Мне доводилось видеть балетные репетиции. И если честно, на меня они производили более сильное впечатление, чем спектакли. Так что и тяготы избранного пути танцовщицы Нины, и упоение им, мне кажутся реалистичными и очень интересно переданными… Однако, так видится не всем.

Черный лебедь (3)

Неприятие. Был удивлен, получив от практикующего киноведа такой вердикт: «Черный лебедь» мне абсолютно не понравился. Примитивное по идее, умозрительное и типичное голливудское кино, которое пытается выдать себя за европейский артхаус, то есть за кино со сложным философским подтекстом. И именно эта претензия раздражает. А Портман заслуживает «Золотой малины» («Razzy»). Я не стал ввязываться в дискуссию, лишь подумав, что хорошее кино обязано кого-то и раздражать.

Черный лебедь (6)

Анастасия Волочкова. Для меня чрезвычайно значимо мнение профессионалов, поэтому я не мог пройти мимо ЖЖ-мнения этой знаменитой балерины: «Мне очень понравилась игра Натали Портман. Во время фильма я сидела и думала, если бы в России были такие же красивые, сексуальные, глубокие в передаче сценического образа балерины, как героиня Натали Портман, то у нашего балета все было бы еще впереди. Конечно, было заметно, что для балетных выступлений у Портман была дублерша, но она оказалась намного слабее актрисы и не очень пластична в танце. А в своих сценах крайне сильно проваливала образ героини, созданный Натали Портман. Что же касается сюжетной линии, то очень четко передана жизнь балерины. Такое чувство, что режиссер жил несколько лет за кулисами. Все-все оказалось знакомым, начиная от того, как героиня ухаживает за своими пуантами, заканчивая закулисной склочностью. В такие моменты я думала, Господи, спасибо, что я уже вне театра, что все это меня больше не касается, теперь я могу спокойно танцевать и не участвовать в глупых и не нужных интригах.

Волочкова

Надеюсь, что «Оскар» в этом году возьмет именно Натали Портман, буду болеть за нее. Это очень сильный фильм, и в первую очередь, благодаря глубочайшему погружению актрисы в образ своей героини».

Нина. Ее мама Эрика в 28 лет оставила сцену ради дочери и теперь относится к ней словно к божеству, но проявляя и деспотичность. Впрочем, и без нее Нина славится серьезным отношением к делу. Даже сны видит балетные. Например, об участии в принципиально новой версии «Лебединого озера», не той что в Большом театре. Мы слышим, как хрустят ее суставы во время утренней разминки. Видим, что съедает она легкий безвкусный завтрак, а в театр добирается на метро. Там она старается идеально выполнять требования, не встревая в склоки, которых так много в подобных коллективах. Только не подумайте, что Нина исключительно белая и пушистая…

черный лебедь4

Бесы. С детства у Нины есть проблема. Она до крови расчесывает себе спину, из-за чего мама принимает особые меры. Это неприятно, но далеко не полностью передает все то, что творится в душе Нины. Она раз за разом видит нечто совсем не так, как это происходит на самом деле, пугая и себя саму, и зрителей фильма, а его создателям давая возможность использовать спецэффекты, словно речь идет о «Кошмаре на улице Вязов». Бесы подталкивают Нину то украсть, то укусить хореографа, то принять наркотик, то даже убить… Впрочем, многое происходит лишь в ее видении. Таков уж ее внутренний мир или же последствия некого диагноза.

Черный лебедь (9)

Секс. Как известно, все звездные артистки делятся на две категории: раздевающихся на экране и избегающиеся этого. Портман, увы, относится, к первой группе. Увы, потому, что «Черного лебедя» точно бы украсила нагота и драматургических оснований для этого масса. Судите сами, Натали играет молодую особу, зацикленную на работе, а поэтому все еще девственницу. Между тем, хореографу требуется зримое проявление истинной сексуальности. Осознавая природу фригидности Нины, он и провоцирует ее на близость, и просит снизить самоконтроль. Например, «трогая себя».

Черный лебедь (10)

Черный лебедь (11)

Черный лебедь (12)

Нина и к этому заданию подходит ответственно, но что-то ей мешает, будто набожной монашке. И тогда она дает возможность главной конкурентке Лили уговорить себя удариться в загул. Эта часть фильма по форме похожа на похождения вдруг ставшего знаменитым спортсмена, который и про необходимость режима знает, и нарушает его с таким усердием, словно завтра и жить не собирается. Но у Нины все не так, она лишь искренне желает войти в образ. Так что секс, включая лесбийскую сцену,

Черный лебедь (1)

влияет на ход экранных событий (и состояние героини) особым образом. Отсюда органично, что, получая награды, Портман не забывает благодарить «Лебедя» за то, что он подарил ей любимого мужчину,

Черный лебедь (4)

отца ее будущего ребенка, французского артиста балета Бенжамена Мильпье. Здесь уместно заметить, что в данном фильме – танцовщики – лишь функция.

Балетмейстер. Мы видим, как готовятся балетная обувь, как заклеиваются раны… Но когда начинается репетиция, всего этого быта словно не существует. Особенно, если в зал приходит харизматичный Тома, от которого зависит творческая судьба каждого. Тем более что решено распрощаться с бывшей примой труппы Бет, кондиции которой пошли на убыль. Коллектив с интересом смотрит на истерики вчерашнего кумира, но уже думает о том, кто ее заменит? В борьбе участвует и Нина, тем более что Тома предлагает ей не упускать время, «раз оно твое». Ведет она себя импульсивно, словно подросток, но Тома именно на нее делает ставку.

черный лебедь33

Ему нужно новое лицо труппы и Нина им становится. Только как сделать так, чтобы она могла быть не только идеальным Белым лебедем, но и Черным? Ради решения этой задачи Тома готов на все. Например, устраивая жесткую конкуренцию… Француз Венсан Кассель («Доберман») утверждает, что вдохновлялся образом Джорджа Баланчина (он же Георгий Баланчивадзе, 1904-1983), российского грузина, положившего начало современному балетному искусству. По словам артиста, тот был наркоманом своего дела, особенно удачно раскрывавшего сексуальность артистов.

Черный лебедь (7)

Черный лебедь (8)

Производство. С 4 до 13 лет Натали Портман (род. 9.6.1981 г. в Иерусалиме) занималась балетом. За год до начала съемок в «Лебеде» возобновила занятия, потеряв 9 кг (при росте 160 см) веса. На площадке она получила серьезную травму ребер и сотрясение мозга. Из-за низкого бюджета, медобслуживание во время работы актриса получала (и это вошло в фильм) лишь ценой отказа от персонального трейлера. Несмотря на трудовой героизм Натали, основные танцы исполнены профессиональной балериной и с помощью киноухищрений. 26-летняя уроженка украинских Черновцов Мила Кунис («Книга Илая») попала в проект по протекции Портман. Готовясь к роли, она занималась балетом 3 месяца ежедневно по 5 часов. И таки научились танцевать в пуантах. Ароновски умышленно провоцировал конфликт Портман и Кунис, чтобы усилить психологическое напряжение между их персонажами. Первоначально главную героиню звали Александрией. Маму Нины могла сыграть Мерил Стрип. Съемки проводились в Нью-Йорке.

черный лебедь3

Прочая информация. Номинации на премии «Оскар»: фильм, режиссура, Портман, съемки и монтаж. Композитору Клинту Мэнселлу («Фонтан») было отказано в праве бороться за «Оскар», ибо его саундтрек – хитроумные вариации на темы П.И.Чайковского. Иногда даже с помощью их обратного запуска. Премия BAFTA (Великобритания)- Портман.  Номинации фильм, режиссура, сценарий, Б.Херши, съемки, декорации, спецэффекты, монтаж, костюмы, звук и грим. Портман удостоена премии «Золотой глобус». Номинации: фильм, режиссура и Кунис, которая также завоевала приз им. М.Мастроянни на МКФ в Венеции.  Номинации на премии «Независимый дух»: фильм, режиссура, сьемки и Портман. Сборы в США $102,2 млн. Сборы за рубежом $98 млн. Сборы в России $3,1 млн. Бюджет $13 млн. Рейтинг IMDb – 8,5/79609 голосов. ***

Черный лебедь (5)

https://www.traditionrolex.com/8