https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Каждый третий самосвал мира сделан в Беларуси. Неудивительно, что для многих наша страна ассоциируется именно с большими машинами. Корреспондент «Планеты Беларусь» отправилась на экскурсию по Белорусскому автомобильному заводу, чтобы посмотреть на самосвалы размером с двухэтажный дом и узнать, как их делают.</strong></p>

При входе на территорию завода бегущая строка приглашает всех желающих на экскурсию: «Дарите радость вместе с БелАЗом!» Почему бы и нет? Производственные экскурсии по БелАЗу начали проводить в июле прошлого года в рамках проекта «БелАЗ — бренд Беларуси». За один год завод посетили более 10 тысяч человек, среди них — туристы из 14 стран, большая часть — из России.

Завод в Жодино был построен в 1948 году, ровно через 10 лет здесь начали выпускать самосвалы. Самый первый имел грузоподъемность 25 тонн, потом долгое время здесь производили самосвалы, которые могли перевозить 40 тонн.

2016-06-28-3--3220_t.jpg

Грузоподъемность машины зависит от того, сколько могут выдержать шины. Остановиться в свое время на 40 тоннах пришлось по той причине, что не было подходящих шин. Но карьеры по всему миру становились все глубже, машины нужны были больше, и БелАЗ стал активно увеличивать мощность своих самосвалов. От 25 тонн в конце 1950-х мощность белорусских грузовых автомобилей увеличилась до 450 (!) тонн.

Сегодня самые маленькие самосвалы, малыши, которые выпускает БелАЗ, выглядят так. Их мощность — 30 тонн.

2016-06-28-3--3312_t.jpg

Самые же большие, которые в карьерах похожи на мурашек, на территории завода поражают тем, какие они огромные, так:

Машина с грузоподъемностью 450 тонн — гордость БелАЗа. Этот самосвал даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Во время испытаний машина справилась с грузом общей массой 503 тонны, хотя ее заявленная мощность — 450 тонн, что сопоставимо с силами табуна из 4600 лошадей.

2016-06-28-3--3353_t.jpg

 

Этот самосвал весит 360 тонн, его высота — чуть больше 8 метров. Каждая из восьми шин самосвала выдерживает около 100 тонн. Такую машину в среднем делают 5 месяцев. БелАЗ выпустил уже два самосвала грузоподъемностью 450 тонн. Первый уже перевозит уголь в России, второй еще находится на территории завода, но скоро тоже отправится в Россию. Такие автомобили делают только под заказ.

Машину ведет один человек. Чтобы управлять ею, нужно иметь права категории C, определенный стаж вождения да еще пройти специальные курсы. Козырек над кабиной водителя создан специально, чтобы защищать управляющего машиной. Чтобы такой самосвал проработал примерно 10–12 часов, требуется около 5600 литров топлива.

БелАЗ не собирается останавливаться на достигнутом. В ближайших планах — самосвал с грузоподъемностью в 560 тонн.

2016-06-28-3--3381_t.jpg

Самосвалы БелАЗа не могут передвигаться по дорогам из-за своего размера. Машины, которые в карьерах выглядят как игрушечные, слишком велики для белорусских дорог. После сбора самосвал испытывают на полигоне, а потом разбирают на блоки и отправляют в пункт назначения железнодорожным или морским путем.

2016-06-28-3--3452_t.jpg

 

На территории автомобильного завода есть площадка-полигон с неровностями и наклонами, чтобы тестировать собранные машины. Самая большая горка здесь с углом в 14 градусов. Это максимальный уклон для самосвала. Кстати, машины могут работать при погоде от −50 до +50 градусов.

БелАЗ является градообразующим предприятием. Здесь работают 8,5 тысячи человек, на производстве задействован большой процент населения Жодино. Территория завода — 154 гектара. БелАЗ по сути является городом в городе.

2016-06-28-3--3224_t.jpg

День машиностроителей считается одним из основных праздников Жодино, отмечают его и на заводе. Именно в последнее воскресенье сентября здесь устраивают день открытых дверей с концертами, конкурсами и тест-драйвами. Предприятие принимает гостей на протяжении двух часов, за это время завод посещают порядка 5 тысяч человек.

2016-06-28-3--3346_t.jpg

 

Организовать экскурсию по заводу (включающую посещение музея предприятия) в любой другой день совсем не сложно. Желательно позвонить и записаться заранее. Без предварительного звонка экскурсию смогут провести, только если кто-то из экскурсоводов будет свободен.

На предприятии гостей чаще всего собирают в группы. Обычно экскурсии проводят для групп около 10 человек. Стоимость для взрослого — 7 рублей, для ребенка — 3 рубля. Если турист не является гражданином Беларуси, стоимость для взрослого увеличивается до 15 рублей. Сотрудники завода стараются идти навстречу гостям и, как правило, проводят экскурсии и для нескольких человек. Мероприятия эти проходят регулярно — порядка трех-четырех экскурсий в день.

2016-06-28-3--3418_t.jpg

 

Дополнительная услуга на заводе — возможность покататься в кабине самосвала грузоподъемностью 130 тонн. Прокат по испытательному полигону осуществляется в течение 8 минут. Стоит такое развлечение 75 рублей. После проката турист получает особую грамоту, хотя за руль самосвала его, конечно, не пускают.

2016-06-28-3--3412_t.jpg

Услуга пользуется популярностью, туристы заказывают прокат практически каждый день, а сертификаты на прокат на самосвале стали популярным подарком.

2016-06-28-3--3361_t.jpg

planetabelarus.by

https://www.traditionrolex.com/8