В своем вступительном слове инициатор этой конференции, руководитель Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов отметил, что большое количество собравшихся в зале – это свидетельство неравнодушия и заинтересованности многих людей темой туризма и его интенсивного развития в стране. По его словам, за последние три месяца инициативной группой по территориальному маркетингу в области въездного и внутреннего туризма было проведено шесть рабочих круглых столов, которые касались поиска приоритетных направлений развития туризма и организационных форм их реализации. Было сгенерировано более 20 перспективных направлений, найдены различные формы их реализации. Вместе с тем любой проект должен соответствовать двум основным принципам: иметь инициаторов и финансирование, а все эти проекты – дополнять друг друга и создавать эффект синергии.
Разумеется, какие-то проекты вполне реальны, а какие-то – пока из области фантастики. К сожалению, не нашли своих инициаторов такие проекты как «Санатории», «Белорусская кухня», «Промышленный туризм», «Медицинский туризм», «Транспорт», «Бренды городов» и другие. На заключительный – седьмой – расширенный круглый стол-презентацию вынесены наиболее актуальные и поддержанные проекты, которые станут основными на предстоящий 2016 год. Каждый из выдвинутых проектов имеет своего инициатора – это Национальное агентство по туризму, проект «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси», финансируемый ЕС, РУП «Производственно
Первым свой проект «Продвижение» – маркетинговую программу развития туризма на 2016–2020 годы – представил Григорий Померанцев, и.о. директора Национального агентства по туризму. В своей презентации он подчеркнул, что основные аспекты и вопросы продвижения белорусского турпродукта заложены в Госпрограмме развития туризма на 2016–2020 годы. В этом непростом деле прежде всего нужна координация всех звеньев туристической цепочки и осознание того, что «все находятся в одной лодке». А сегодня, по мнению докладчика, отечественный туризм переживает «детские болезни»: «С этим работать не хочу, с этим мне неудобно, этот мне не нравится». А нужна одна команда, активно и плодотворно сотрудничающая как «дома», так и за рубежом.
Всего направлений, «работающих» на продвижение, десять. Одним из важнейших является формирование бренда страны: «Брендинг – дело серьезное. С брендом Минска мы уже обожглись, и теперь более актуальным является вопрос брендинга отдельных регионов и территорий». Не менее важным и существенным является вопрос маркетинговых исследований. В деле продвижения туристического потенциала страны большое значение имеет функциональный сайт. Сегодня работа над ним ведется, и скоро обновленный вариант станет доступным пользователям. В планах – сделать этот сайт практичным, то есть на нем будет возможность бронировать не только маршруты, но и билеты, и гостиницы, и санатории, и пр.
На многих семинарах и совещаниях представители турбизнеса предъявляли претензии к календарю событий, где зачастую не указаны даты проведения того или иного мероприятия или вообще эти мероприятия отсутствуют. В следующем году календарь событий станут заполнять по месяцам, и их будет не менее 8–10. Продолжится работа по организации национальных стендов на международных выставках и ярмарках, в том числе и на внебюджетной основе. В следующем году впервые белорусский туризм будет представлен на туристической выставке в Мадриде: «На выставке в Лондоне наш стенд посетил глава ЮНВТО Талеб Рафаи, который пригласил заместителя министра спорта и туризма Михаила Портного посетить штаб-квартиру организации, расположенную в Мадриде, и настоятельно рекомендовал показать белорусский турпродукт на FITUR 2016».
Национальный стенд решено организовать также на выставках в Тель-Авиве, Берлине, Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне и Казахстане. Впервые Беларусь будет представлена на выставке по агротуризму в польском городе Кельце. Кроме того, семинары-презентации белорусского турпродукта пройдут на турбиржах в Вильнюсе, Риге, Таллинне, Стамбуле, Будапеште и пр. Планируется также провести международную выставку национального турпродукта в Минске: «Сегодня наши отечественные выставки не соответствуют требованиям момента, там все вперемешку. На такие выставки сложно «затянуть» иностранцев. Нужно самим себя уважать и продумать, какие регионы и как представить, привлечь для организации профессиональные пиар-агентства». Для продвижения важным является производство рекламной продукции и проведение ознакомительных туров.
Проект «Belarus N» представили Сергей Каморников, РУП «Производственно
Проект «Регионы» («Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси») представил его координатор от Евросоюза Харалампос Панориос. Впервые он был представлен туристической общественности осенью, в рамках выставки «Турбизнес-2015». В частности, он сообщил, что основная цель этого начинания — сделать развитие туризма в нескольких областях страны приоритетным направлением. Кроме того, среди задач: повышение взаимодействия и сотрудничества местных властей и администраций с поставщиками туруслуг, и, в конечном счете – создание кластеров, оказание помощи местным сообществам в разработке и продвижении стратегий в области туризма и пр.
Проект основан на Госпрограммах развития туризма в Беларуси на 2011—2015 и на 2016—2020 годы, а также на Стратегии социально-экономического устойчивого развития страны до 2030 года. Главными партнерами программы станут Минспорта и Нацагентство по туризму, облисполкомы, местные органы власти и НПО, занимающиеся развитием сельского и культурного туризма и охраной окружающей среды. Предполагается, что самыми устойчивыми в области туризма станут четыре пилотных территории. Это Полоцкий район и город Полоцк, территория, расположенная вдоль дороги, окружающей Беловежскую пущу, в том числе Каменецкий и Пружанский районы, Мстиславский район Могилевской области и город Мстиславль, Мядельский район и город Мядель. Бюджет проекта – 1,6 млн евро.
Для этих регионов программой предусмотрено создание рабочих групп на местах, анализ состояния туризма, разработка стратегий и планов по устойчивому развитию туризма, организация ознакомительных поездок, обучение, создание брендов этих территорий и рекламных сайтов и пр. Проект рассчитан на 30 месяцев, и, по словам спикера, «к лету должны быть практические результаты». Под этими результатами организаторы подразумевают увеличение количества туристов на пилотных территориях на 20%. На вопрос, почему прирост будет таким незначительным, Харалампос Панориос философски ответил, что проект закончится в 2018 году, и к этому времени цифра может увеличиться.
Проект «MICE» представил отель «Ренессанс Минск». Директор по продажам и маркетингу Федор Бахвалов покритиковал визовый режим, монополизм в отечественной авиации и отсутствие конкуренции и похвалил логистику внутри страны – дороги, развязки и пр. По его мнению, конгресс-туризм не развивается в Беларуси еще и потому, что в стране нет большого конгресс-центра на 5–8 тысяч человек.
Его поддержал Андрей Подрез (ивент-агентство TDI): «В нынешнем году в наше агентство поступило запросов на MICE-группы на 40 млрд рублей. А «отработали» мы только 50 млн рублей. Представьте, каких доходов лишилось государство!» По общему мнению, инфраструктура в Минске не позволяет принимать большое количество туристов: «Единственная большая площадка для конгрессов – это «Минск-Арена», но там очень дорого!» В разговор вмешалась известный эксперт по конгресс-туризму Татьяна Белоусова: «В Беларуси необходимо создать конгресс-бюро, которое и стало бы заниматься организацией и координацией усилий по MICE-туризму. Это не требует особых затрат и продемонстрировало бы пример частно-государственного партнерства».
О следующем проекте «Китай» рассказал Сергей Горунович, «Гостиница Пекин-Минск». Он привел в пример российский проект China Friendly («Дружественный Китаю»), который повлек увеличение числа китайских туристов. В прошлом году Россию посетило более одного миллиона китайских гостей, в их числе 400 тысяч туристов. «Эту идею можно было бы вполне перенести и в Беларусь», — считает эксперт. Сегодня китайский туристический рынок считается самым перспективным, у китайцев достаточно средств, чтобы потратить их на путешествия и отдых, причем они предъявляют высокие требования к средствам размещения, гастрономии и шопингу. В отеле «Пекин» китайские туристы чувствуют себя, как дома, потому что здесь хорошо знают особенности и требования гостей. Докладчик призвал активнее работать с китайским туристическим рынком: «Мы сами работаем с посольством Китая в Беларуси, с агентством «Синьхуа», лоббируем увеличение прямых рейсов между Минском и Пекином».
Проект «Минск» презентовала руководитель ТИЦ «Минск» Елена Плис. Наша столица действительно является лидером по приему туристов – на Минск приходится 55% всего турпотока в нашу страну. Поэтому так важен и бренд города, и его продвижение. В качестве примера присутствующим был показан видеоролик IMINSKYOU, претендующий на образец промоушена. После просмотра состоялось бурное обсуждение и высказаны претензии к «фильму»: слишком затянут, неинтересен, рекламирует совсем не те бренды, которые нужно, и пр. Руководитель ТИЦ «Минск» проинформировала присутствующих, что на следующий год из бюджета на различные мероприятия выделяется 480 млн рублей – сумма не очень большая, но позволяющая переиздать карманный путеводитель по столице и календарь событий в Минске: «Календарь должен быть сдан на следующей неделе, но работа идет очень медленно, потому что многие еще не определились, будут ли организовывать тот или иной фестиваль или праздник, или нет», – и обратилась к Анатолию Акантинову с вопросом, будет ли он проводить свой «Сырный фестиваль». Ответить на этот вопрос он затруднился: слишком много всяких препон и нерешенных проблем.
О том, как должно выглядеть настоящее гостеприимство, рассказала руководитель «Школы гостеприимства» Маргарита Денисова, представляя одноименный проект. По ее мнению, даже к первой стадии качественного сервиса Беларусь приблизилась только на 30%. Причина № 1 – средства размещения, которые находятся в госсобственности, не стремятся к высокому уровню обслуживания: «Мы неоднократно обращались к руководству этих отелей с предложениями провести обучающие семинары. И каждый раз слышали отказы, мол, нам ничего не нужно, мы и так все знаем, ваши услуги нам не нужны. Можно построить множество отелей и ресторанов, но без качества обслуживания и норм гостеприимства, они будут не конкурентоспособными!» Проект «Гостеприимство» включает осуществление нескольких задач, среди которых выявление тенденций в отечественной сфере обслуживания, маркетинговые исследования, которые позволят нарисовать «портрет туриста», обучение и пр.
Проект «Технологии 3D» представили Андрюс Ювко (Gluk Media) и Ирина Дубовик (PROJECT MARKETING). Цель проекта – рассказать о Беларуси при помощи новейшей технологии, позволяющей увидеть самые отдаленные и труднодоступные уголки страны при помощи виртуальных очков. Это устройство можно подключать к мобильному телефону и совместить реальность и виртуальность. Возможно, за этой технологией действительно большое будущее, но людям с плохим вестибулярным аппаратом такими очками пользоваться не рекомендуется.
В заключение присутствующие приняли резолюцию, которую мы публикуем полностью для обсуждения.
Резолюция
Принимая во внимание значимость въездного и внутреннего туризма как ключевого фактора экономического устойчивого роста и формирования имиджа Республики Беларусь на международной арене, его влияние на инвестиционную и экспортную привлекательност
1. Считать наиболее перспективными и потенциально эффективными проектные формы работы, основанные на государственно-ч
а) проекты, вызывающие заинтересованнос
б) проекты, самостоятельно инициированные предприятиями, объединениями, обладающими значительными финансовыми, материально-техническими, кадровыми ресурсами, при дальнейшем подключении к реализации проектов менее крупных субъектов и государственных органов управления;
в) региональные проекты с ограниченным количеством участников, не являющихся прямыми конкурентами и имеющих значительную долю локальных рынков, сформировать группу эффективно действующих интересантов;
г) проекты, финансируемые (софинансируемые
д) проекты, финансируемые (софинансируемые
2. Рассматривать как наиболее перспективные следующие проекты в области развития въездного и внутреннего туризма Республики Беларусь: «Продвижение», «Гостеприимная Беларусь», «Конгрессная деятельность», «Развитие ключевых брендов туристических дестинаций и городов», «Belarus N», «Китайский вектор» и др.
3. Рассмотреть возможность создания организационной формы оперативной координации проектов на условиях государственно-ч
4. Осознавая то, что въездной и внутренний туризм носит межотраслевой, мультисекторальн
5. Признать необходимым и выйти с предложением по созданию условий максимального благоприятствова