https://www.traditionrolex.com/8
<p>8 декабря в отеле «Ренессанс-Минск» состоялось мероприятие «Расширенный седьмой круглый стол-презентация инициативной группы по развитию территориального маркетинга в области въездного и внутреннего туризма Республики Беларусь».</p>

В своем вступительном слове инициатор этой конференции, руководитель Центра  стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов отметил, что большое количество собравшихся в зале – это свидетельство неравнодушия и заинтересованности многих людей темой туризма и его интенсивного развития в стране. По его словам, за последние три месяца инициативной группой по территориальному маркетингу в области въездного и внутреннего туризма было проведено шесть рабочих круглых столов, которые касались поиска приоритетных направлений развития туризма и организационных форм их реализации. Было сгенерировано более 20 перспективных направлений, найдены различные формы их реализации. Вместе с тем любой проект должен соответствовать двум основным принципам: иметь инициаторов и финансирование, а все эти проекты – дополнять друг друга и создавать эффект синергии.

Разумеется, какие-то проекты вполне реальны, а какие-то – пока из области фантастики. К сожалению, не нашли своих инициаторов такие проекты как «Санатории», «Белорусская кухня», «Промышленный туризм», «Медицинский туризм», «Транспорт», «Бренды городов» и другие. На заключительный – седьмой – расширенный круглый стол-презентацию вынесены наиболее актуальные и поддержанные проекты, которые станут основными на предстоящий 2016 год. Каждый из выдвинутых проектов имеет своего инициатора – это Национальное агентство по туризму, проект «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси», финансируемый ЕС, РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», «Гостиница Пекин-Минск», туроператор «Алатантур», отель «Ренессанс Минск», TDI Extra, туроператор Solvex, информационно-туристский центр «Минск», «Школа гостеприимства», «Институт туризма», Gluk Media, PROJECT MARKETING.

Первым свой проект «Продвижение»  маркетинговую программу развития туризма на 20162020 годы представил Григорий Померанцев, и.о. директора Национального агентства по туризму. В своей презентации он подчеркнул, что основные аспекты и вопросы продвижения белорусского турпродукта заложены в Госпрограмме развития туризма на 20162020 годы. В этом непростом деле прежде всего нужна координация всех звеньев туристической цепочки и осознание того, что «все находятся в одной лодке». А сегодня, по мнению докладчика, отечественный туризм переживает «детские болезни»: «С этим работать не хочу, с этим мне неудобно, этот мне не нравится». А нужна одна команда, активно и плодотворно сотрудничающая как «дома», так и за рубежом.

Всего направлений, «работающих» на продвижение, десять. Одним из важнейших является  формирование бренда страны: «Брендинг – дело серьезное. С брендом Минска мы уже обожглись, и теперь более актуальным является вопрос брендинга отдельных регионов и территорий». Не менее важным и существенным является вопрос маркетинговых исследований. В деле продвижения туристического потенциала страны большое значение имеет функциональный сайт. Сегодня работа над ним ведется, и скоро обновленный вариант станет доступным пользователям. В планах – сделать этот сайт практичным, то есть на нем будет возможность бронировать не только маршруты, но и билеты, и гостиницы, и санатории, и пр.

На многих семинарах и совещаниях представители турбизнеса предъявляли претензии к календарю событий, где зачастую не указаны даты проведения того или иного мероприятия или вообще эти мероприятия отсутствуют. В следующем году календарь событий станут заполнять по месяцам, и их будет не менее 810. Продолжится работа по организации национальных стендов на международных выставках и ярмарках, в том числе и на внебюджетной основе. В следующем году впервые белорусский туризм будет представлен на туристической выставке в Мадриде: «На выставке в Лондоне наш стенд посетил глава ЮНВТО Талеб Рафаи, который пригласил заместителя министра спорта и туризма Михаила Портного посетить штаб-квартиру организации, расположенную в Мадриде, и настоятельно рекомендовал показать белорусский турпродукт на FITUR 2016».

Национальный стенд решено организовать также на выставках в Тель-Авиве, Берлине, Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне и Казахстане. Впервые Беларусь будет представлена на выставке по агротуризму в польском городе Кельце. Кроме того, семинары-презентации белорусского турпродукта пройдут на турбиржах в Вильнюсе, Риге, Таллинне, Стамбуле, Будапеште и пр. Планируется также провести международную выставку национального турпродукта в Минске: «Сегодня наши отечественные выставки не соответствуют требованиям момента, там все вперемешку. На такие выставки сложно «затянуть» иностранцев. Нужно самим себя уважать и продумать, какие регионы и как представить, привлечь для организации профессиональные пиар-агентства». Для продвижения важным является производство рекламной продукции и проведение ознакомительных туров.

 Проект «Belarus представили Сергей Каморников, РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» и  Олег Романов, представитель ООО «Группа Нэф». Собственно говоря, большинство присутствующих уже не раз знакомились с данным предложением. Выступающие признались, что «проект немного пробуксовывает, и дело движется не так быстро, как хотелось бы». Вместе с тем энтузиазм инициаторов, похоже, не угас: обещанный к концу года портал готов, и сейчас отрабатывается техническая сторона, дающая возможность онлайн-бронирования. Из запланированных 50 маршрутов работа идет над 15, но к весне будет запущен по крайней мере один – «Нефтяной», а на очереди «Газовый». В качестве целевой аудитории рассматриваются жители страны, причем не все, а «со средним доходом в тысячу долларов в месяц». Эти зажиточные люди станут рекламировать возможности туризма в Беларуси за рубежом (заявление вызвало смех в зале). Проект рассчитан на 500600 тысяч пользователей. На заправках появятся зоны, где участники проекта смогут рекламировать свои услуги. Уже снято несколько видеофильмов, которые показывают по БТ по утрам. Олег Романов пообещал, что через три месяца все увидят результаты проекта.

 Проект «Регионы» («Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси») представил его координатор  от Евросоюза Харалампос Панориос.  Впервые он был представлен туристической общественности осенью, в рамках выставки «Турбизнес-2015».  В частности, он сообщил, что основная цель  этого начинания — сделать развитие туризма в нескольких областях страны приоритетным направлением. Кроме того, среди задач: повышение взаимодействия и сотрудничества местных властей и администраций с поставщиками туруслуг, и, в конечном счете – создание кластеров, оказание помощи местным сообществам в разработке и продвижении стратегий в области туризма и пр.

Проект основан на Госпрограммах развития туризма в Беларуси на 2011—2015 и на 2016—2020 годы, а также на Стратегии социально-экономического устойчивого развития страны до 2030 года. Главными партнерами программы станут Минспорта и Нацагентство по туризму, облисполкомы, местные органы власти и  НПО, занимающиеся развитием сельского и культурного туризма и охраной окружающей среды. Предполагается, что самыми устойчивыми в области туризма станут четыре пилотных территории. Это Полоцкий район и город Полоцк, территория, расположенная вдоль дороги, окружающей Беловежскую пущу, в том числе Каменецкий и Пружанский районы, Мстиславский район Могилевской области и город Мстиславль, Мядельский район и город Мядель. Бюджет проекта – 1,6 млн евро.

Для этих регионов программой предусмотрено создание рабочих групп на местах, анализ состояния туризма,  разработка стратегий и планов по устойчивому развитию туризма, организация ознакомительных поездок, обучение, создание брендов этих территорий и рекламных сайтов и пр. Проект рассчитан на 30 месяцев, и, по словам спикера, «к лету должны быть практические результаты». Под этими результатами организаторы подразумевают увеличение количества туристов на пилотных территориях на 20%. На вопрос, почему прирост будет таким незначительным, Харалампос Панориос философски ответил, что проект закончится в 2018 году, и к этому времени цифра может увеличиться.

Проект «MICE» представил отель «Ренессанс Минск». Директор по продажам и маркетингу Федор Бахвалов покритиковал визовый режим, монополизм в отечественной авиации и отсутствие конкуренции и похвалил логистику внутри страны – дороги, развязки и пр. По его мнению, конгресс-туризм не развивается в Беларуси еще и потому, что в стране нет большого конгресс-центра на 58 тысяч человек.

Его поддержал Андрей Подрез (ивент-агентство TDI): «В нынешнем году в наше агентство поступило запросов на MICE-группы на 40 млрд рублей. А «отработали» мы только 50 млн рублей. Представьте, каких доходов лишилось государство!» По общему мнению, инфраструктура в Минске не позволяет принимать большое количество туристов: «Единственная большая площадка для конгрессов – это «Минск-Арена», но там очень дорого!» В разговор вмешалась известный эксперт по конгресс-туризму Татьяна Белоусова: «В Беларуси необходимо создать конгресс-бюро, которое и стало бы заниматься организацией и координацией усилий по MICE-туризму. Это не требует особых затрат и продемонстрировало бы пример частно-государственного партнерства».

 О следующем проекте «Китай» рассказал Сергей Горунович, «Гостиница Пекин-Минск». Он привел в пример российский проект China Friendly («Дружественный Китаю»), который повлек увеличение числа китайских туристов. В прошлом году Россию посетило более одного миллиона китайских гостей, в их числе 400 тысяч туристов. «Эту идею можно было бы вполне перенести и в Беларусь», — считает эксперт. Сегодня китайский туристический рынок считается самым перспективным, у китайцев достаточно средств, чтобы потратить их на путешествия и отдых, причем они предъявляют высокие требования к средствам размещения, гастрономии и шопингу. В отеле «Пекин» китайские туристы чувствуют себя, как дома, потому что здесь хорошо знают особенности и требования гостей. Докладчик призвал активнее работать с китайским туристическим рынком: «Мы сами работаем с посольством Китая в Беларуси, с агентством «Синьхуа», лоббируем увеличение прямых рейсов между Минском и Пекином».

Проект «Минск» презентовала руководитель ТИЦ «Минск» Елена Плис. Наша столица действительно является лидером по приему туристов – на Минск приходится 55% всего турпотока в нашу страну. Поэтому так важен и бренд города, и его продвижение. В качестве примера присутствующим был показан видеоролик IMINSKYOU, претендующий на образец промоушена. После просмотра состоялось бурное обсуждение и высказаны претензии к «фильму»: слишком затянут, неинтересен, рекламирует совсем не те бренды, которые нужно, и пр. Руководитель ТИЦ «Минск» проинформировала присутствующих, что на следующий год из бюджета на различные мероприятия выделяется 480 млн рублей – сумма не очень большая, но позволяющая переиздать карманный путеводитель по столице и календарь событий в Минске: «Календарь должен быть сдан на следующей неделе, но работа идет очень медленно, потому что многие еще не определились, будут ли организовывать тот или иной фестиваль или праздник, или нет», – и обратилась к Анатолию Акантинову с вопросом, будет ли он проводить свой «Сырный фестиваль». Ответить на этот вопрос он затруднился: слишком много всяких препон и нерешенных проблем.

 О том, как должно выглядеть настоящее гостеприимство, рассказала руководитель «Школы гостеприимства» Маргарита Денисова, представляя одноименный проект. По ее мнению, даже к первой стадии качественного сервиса Беларусь приблизилась только на 30%. Причина № 1 – средства размещения, которые находятся в госсобственности, не стремятся к высокому уровню обслуживания: «Мы неоднократно обращались к руководству этих отелей с предложениями провести обучающие семинары. И каждый раз слышали отказы, мол, нам ничего не нужно, мы и так все знаем, ваши услуги нам не нужны. Можно построить множество отелей и ресторанов, но без качества обслуживания и норм гостеприимства, они будут не конкурентоспособными!» Проект «Гостеприимство» включает осуществление нескольких задач, среди которых выявление тенденций в отечественной сфере обслуживания, маркетинговые исследования, которые позволят нарисовать «портрет туриста», обучение и пр.

Проект «Технологии 3D» представили Андрюс Ювко (Gluk Media)  и Ирина Дубовик (PROJECT MARKETING). Цель проекта – рассказать о Беларуси при помощи новейшей технологии, позволяющей увидеть самые отдаленные и труднодоступные уголки страны при помощи виртуальных очков. Это устройство можно подключать к мобильному телефону и совместить реальность и виртуальность. Возможно, за этой технологией действительно большое будущее, но людям с плохим вестибулярным аппаратом такими очками пользоваться не рекомендуется.

В заключение присутствующие приняли резолюцию, которую мы публикуем полностью для обсуждения.

Резолюция

Принимая во внимание значимость въездного и внутреннего туризма как ключевого фактора экономического устойчивого роста и формирования имиджа Республики Беларусь на международной арене, его влияние на инвестиционную и экспортную привлекательность, экономическое благополучие общества и государства,

1. Считать наиболее перспективными и потенциально эффективными проектные формы работы, основанные на государственно-частном партнерстве и направленные на получение конкретных, измеримых и значимых для участников результатов. При этом возможны следующие формы проектного взаимодействия:

а) проекты, вызывающие заинтересованность большинства участников рынка въездного туризма (по направлениям, сегментам), с финансированием на пропорциональной основе;

б) проекты, самостоятельно инициированные предприятиями, объединениями, обладающими значительными финансовыми, материально-техническими, кадровыми ресурсами, при дальнейшем подключении к реализации проектов менее крупных субъектов и государственных органов управления;

в) региональные проекты с ограниченным количеством участников, не являющихся прямыми конкурентами и имеющих значительную долю локальных рынков, сформировать группу эффективно действующих интересантов;

г) проекты, финансируемые (софинансируемые) международными организациями (Европейский Союз, ПРООН и др.);

д) проекты, финансируемые (софинансируемые) из отраслевых и региональных государственных программ и фондов.

2. Рассматривать как наиболее перспективные следующие проекты в области развития въездного и внутреннего туризма Республики Беларусь: «Продвижение»,  «Гостеприимная Беларусь»,  «Конгрессная деятельность», «Развитие ключевых брендов туристических дестинаций и городов»,  «Belarus N», «Китайский вектор»  и др.

3. Рассмотреть возможность создания организационной формы оперативной координации проектов на условиях государственно-частного партнерства в рамках стратегии развития туризма в виде Фонда (Ассоциации). С реализацией следующих функций: определение приоритетных проектов, координация управления ими, аккумулирование финансовых средств для реализации проектов, продвижение проектов. Принципами деятельности фонда являются: действует на постоянной основе, является некоммерческой организацией, источниками его финансирования являются взносы участников проектов, отраслевые и региональные государственные программы, гранты международных организаций.

4. Осознавая то, что въездной и внутренний туризм носит межотраслевой, мультисекторальный характер и не имеет шансов на полноценное развитие без построения эффективной системы взаимодействия и координации подавляющего большинства министерств и ведомств, государственных комитетов, государственных предприятий республиканского и местного подчинения, частного сектора экономики, общественных, религиозных и иных организаций, рекомендовать создать постоянный частно-государственный коллегиальный орган управления (Совет по развитию туризма – по аналогии с Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь) с широким кругом полномочий, в том числе правом законодательной инициативы, правом экспертизы проектов нормативных правовых актов, обязательностью исполнения принятых решений органами и организациями-членами Совета, при этом в состав Совета должны входить представители частного бизнеса, органов государственного управления, связанных с развитием туризма и гостеприимства, общественных объединений и иных представителей, действующих в отрасли субъектов.

5. Признать необходимым и выйти с предложением по созданию условий максимального благоприятствования развитию в Республике Беларусь в Республике Беларусь въездного и внутреннего туризма на высшем государственном уровне, с этой целью разработки комплекса правовых, экономических, организационных мер, включая принятие специального нормативного акта (Указа (Директивы) Президента Республики Беларусь).

 

https://www.traditionrolex.com/8