https://www.traditionrolex.com/8
<p>Мечты, мечты, мечты… порой совершенно непонятно, откуда они берутся :)</p>

Давно мне хотелось попасть на подводную лодку...  Увидеть все своими глазами и хотя бы слегка почувствовать, каково это  – находиться внутри подводной лодки.  Поэтому этой весной, будучи в Санкт-Петербурге, я зашла на плавучий причал Ленинградской военно-морской базы, чтобы посетить дизель-электрическую торпедную подводную лодку С-189.

Как для человека, совсем далекого от военно-морского мира, даже просто проход по причалу для меня был насыщен яркими впечатлениями от пришвартованных там военных кораблей, которые моряки с большим усердием готовили к параду 9 Мая – драили, красили, вешали парадные флажки. Работа кипела.

А вот и сама подводная лодка С-189.

Спустившись по узкому и крутому трапу внутрь, я оказалась в совершенно новом для меня мире. Ширина С-189 всего 6,3 м, а лодка еще практически полностью заполнена всевозможным оборудованием. Разумеется, это все ожидалось, но одно дело представлять, а совсем другое  – ходить по этим узким проходам и, согнувшись, пролезать в небольшие лазы между отсеками.

Торпедные отсеки на носу и на корме  – жилые! Боекомплект 12 торпед – и над ними спали люди в койках, подвешенных на железных цепях в два яруса и в два ряда. (На фото нет второго яруса и второго ряда коек, остается только представить).

Практически все отсеки были жилые, так как на 76-метровой лодке надо было разместить 54 человека, в т.ч. 8 офицеров. Какая ж психологическая выносливость должна быть у людей, находящихся 24 часа в сутки вместе, да еще в таком тесном и замкнутом пространстве…

С-189 могла находиться в автономном плавании 30 суток, а непрерывно под водой – 200 часов.

А обеденный стол в кают-компании – одновременно и операционный, соответствующее осветительное оборудование закреплено над ним. Кают-компания также являлась жилым помещением  при операционно-обеденном столе проживал врач и заодно еще несколько членов экипажа.  Отдельных кают на лодке всего несколько, да и каютами их сложно назвать, так, узкие шкафчики.

Но больше всего меня впечатлил факт, что во время боевого дежурства в море-океане каждую неделю на подводной лодке происходила смена белья – постельного и нательного, и 54 комплекта выбрасывались за борт, так как хранить их, а тем более стирать, на лодке невозможно. Кстати, насчет гигиены – душа нет, вернее он есть, где-то там под железной решеткой пола, но принять его можно было только при о-очень большой объективной необходимости.

Вполне возможно, что на современных подводных лодках более комфортные условия службы для подводников, но вот на самой массовой советской дизель-электрической подводной лодке они были такими….

Немного истории. У С-189 был очень долгий путь к этому причалу. В 1990 году, после 35 лет службы в водах Атлантики и Балтийского моря, эту подводную лодку исключили из состава флота и восемь лет держали в отстойнике порта Кронштадта, но утилизировать не успели  – лодка затонула. Через несколько лет ветераны-подводники вышли с предложением поднять С-189 с грунта, отремонтировать и сделать из нее музей. И только через пять лет им удалось организовать финансирование этих работ и осуществить задуманное. В 2010 году был открыт доступ посетителям на борт С-189.

С-189 построена по проекту 613, она относится к самому массовому типу лодок, созданных в Советском Союзе. C 1955 года и до 1980-х годов лодки проекта 613 несли боевое дежурство во всех морях и океанах, а также экспортировались в разные страны мира.

Сайт музея подводной лодки С-189 http://museum-s-189.ru/

https://www.traditionrolex.com/8