В гродненских костелах и церквях существовали обширные подземелья

18.01.2014 - Новости

В гродненских костелах и церквях существовали обширные подземелья

В Гродно всегда было множество костелов и церквей, и практически в каждом из гродненских храмов и монастырских комплексов имелись обширные подземелья, рассказывает «Гродзенская праўда».

Разветвленные системы помещений в подземной части культовых сооружений, в принципе, характерны для христианских храмов. Это относится и к гродненским синагогам. Подвалы с крупными объемами, часто повторяющие в плане контуры наземного сооружения, сопровождали храмовое строительство с раннего средневековья.

В подавляющем большинстве культовых сооружений их подземное пространство использовалось в различных целях. Под храмами устраивались подвалы (нередко многоярусные), крипты, камеры-убежища и камеры-хранилища, колодцы, а также помещения, из которых выходили подземные коммуникации.

Подцерковья либо частично, либо полностью оборудовались как некрополи (места захоронений). В первом случае в подземном пространстве, помимо некрополей, располагались крипты, а также всевозможные хранилища и убежища, позже – котельные и другие помещения самого различного назначения. Во втором случае подземное пространство целиком занималось некрополями.

Расскажем подробнее о криптах. Это небольшие по объему подземные часовни, в которых совершались особые богослужения, причем в основном только священнослужителями, без стечения масс верующих. В них обычно хранились самые почитаемые предметы культа – различные реликвии, частицы святых мощей и так далее – либо находились захоронения святых. Соответственно, под землей проводились обряды, связанные с предметами культа либо святыми мощами и реликвиями, в том числе тайные. В криптах-часовнях могли молиться во время похорон либо уже позже за упокой ранее захороненных в находящихся по соседству некропольных камерах. Крипты располагались большей частью в подземном пространстве под наземными объемами храмов и других культовых построек, часто в подалтарной части, либо в стороне, противоположной алтарю. Обычно вход в подземную часовню находился внутри храма, реже – вне его, и осуществлялся через тоннельные проходы разной длины. Как справедливо отмечает исследователь В. Слукин, входы в такие подземные помещения часто присоединены к алтарной части. Иногда крипты устраивались ниже подвального яруса и сообщались с последним лестничным или тоннельным спуском. Большинство крипт представляло собой сравнительно ограниченные по размерам, «интимные» пространства, однако встречаются значительные по объему подземные часовни.

Под другими зданиями, входившими в монастырские комплексы, обычно устраивались продуктовые подвалы, ледники, бровары, колодцы, приюты для убогих и другие подобные сооружения. Так это было во францисканском, кармелитском, иезуитском и других гродненских монастырях.

Особый интерес представляют подземные коммуникационные сооружения: всевозможные подземные ходы, галереи и переходы, устроенные с разными целями. Последние были как чисто функциональные, так и ритуальные. Считается, что в образовании систем таких сооружений значительную роль играли подземелья, служившие в основном ритуально-культовым целям, реже – коммуникационным, охранительным и хозяйственным.

Ритуальные коммуникационные сооружения отражали специфику культа, традиции обрядов и таинств. С одной стороны, это приближало к тому назначению, которое имели крипты, а с другой – следовало иным традициям. Например, в теории принято полагать, что некоторые алтарные ходы строились по аналогии с храмом Благовещения в Назарете, где подземная галерея соединяла алтарную часть со знаменитой пещерой, в которой Дева Мария скрывалась с новорожденным Иисусом от преследования царя Ирода. В других христианских храмах могло осуществляться каноническое повторение этого примера. Так, в 80-х годах XX столетия вблизи Софийского собора в Киеве была обнаружена пещера, соединенная с собором подземным ходом. Впоследствии алтарные ходы прокладывались не только к подземной полости, имитирующей ритуальную пещеру, но и к склепу вблизи церкви, где мог быть захоронен прах почитаемого праведника, и к подцерковью часовни или соседнего культового сооружения, и, наконец, в закрытое от наблюдения место – берег реки, овраг и т. д. Известно, что в соборном храме Пустынского монастыря в белорусском Мстиславле такой алтарный ход начинался из внутристенного прохода, оборудованного лестничным спуском.

Функциональные коммуникационные сооружения формировались в зависимости от условий включения храма в подземную сеть скрытых связей или оборонительную систему города. Гродненские монастыри, несомненно, несли, помимо прочих, оборонительные функции, и в них могли устраиваться подземные схроны и убежища, скрытые пути отхода, а также переходы в соседние здания или в другие монастыри. Храмы, играя роль первоначального убежища, могли соединяться подземными ходами с территорией замков, где могли укрыться жители города. Подземные ходы из подцерковья нередко связывали между собой группы культовых сооружений, относящиеся к одному комплексу, например монастырскому, как в гродненских иезуитском или бригитском монастырях, или к одной историко-архитектурной зоне, где могла быть разновременная, но функционально объединенная застройка. Так это было в старом городском центре Гродно, где часто устраивались проходы, связывающие пространство храмового подвала с аналогичными помещениями других зданий. Такие связи способствовали созданию подземных систем на территории исторического центра, охватывая большое количество объектов. Подземные пространства сооружений как бы «перетекали» из одного в другое, образуя непрерывную череду помещений и переходов. Именно так, по-видимому, соединялись между собой иезуитский костел и Фара Витовта, а промежуточными звеньями служили «баториевка», гродненская ратуша и торговые ряды, дворец Радзивиллов и многие другие здания и архитектурные комплексы городского центра.

В гродненских подземельях сделано немало интересных открытий, а также обнаружены были и уникальные находки. Ряд из них – в подземельях Бригитского монастыря.

Александр Севенко, Виктор Саяпин

Рубрики: Грамадства


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах