Объемные барельефы на стенах храмов Каджурахо, ласкаемые лучами солнца, кажется, оживают перед твоим взором. Фантастические животные и небесные нимфы в замысловатых позах, праздничные процессии и рабочие моменты строительства города, неземные боги и простые смертные в столь откровенные моменты любовного акта, что в присутствии незнакомых людей даже пристальный взгляд на них представляется неприличным...
Эти памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО известны как храмы Камасутры.
Здесь вас обязательно познакомят с легендой возникновения храмов. Все, как это бывает в легендах, началась с неземного чувства. Бог Луны Чандела, увидев купающуюся в реке молодую девушку Хеммавати, был так сражен ее красотой, что сошел на землю. От союза тел смертной и бога родился сын, Чандраварман, основатель могущественной династии Чандела.
Бог Луны обещал возлюбленной, что их сын в будущем возведет храм, достойный их любви. Правители династии построили целых 85 храмов, снискавших славу самых великолепных культовых сооружений Индии.
С поражающей откровенностью, в мельчайших деталях, здесь показаны любовные игры.
Почему вдруг стены храмов (!) украсили эротическими скульптурами? Уж не попытка ли это посредством Тантры достичь нирваны – путем соединения духовного и плотского?! Или противопоставить их? А может, напомнить об очередных соблазнах на пути к духовному самосовершенствованию? Или преподнести секс как высшую форму передачи энергии? Версий много.
Например, по мнению ученых, на появление подобных сюжетов в храмовой скульптуре оказали влияние древний культ плодородия и стремление отвести от храма «дурной глаз». Сексуальные обряды, считалось, способствовали плодородию и вместе с тем охраняли от сил зла и разрушения. В Каджурахо такие сцены встречаются только на наружных стенах храма и в стороне от изображений высших божеств.
В индийской мифологии можно встретить рассказы о том, как боги, напуганные могуществом аскета, посылали к нему искусную соблазнительницу.
Существует также предположение, что предназначение эротических сцен – проверка духовной чистоты посетителей храма, все мысли которых о плотских утехах должны были оставаться за порогом.
И если это такая проверка, то уж больно жесткая!..
Из истории: известно, что храмы появились в период с 950 по 1050 гг. н.э., во время правления династии раджпутов Чанделла. Роль столицы Каджурахо выполнял недолго, служа религиозным центром династии.
Самая большая западная группа, там расположен старейший известный храм Lakhmana, названный в честь построившего его правителя. Богине Деви посвящен Devi Jagdamba, а богу Солнца – храм Chitragupta.
Храмы из песчаника выстроены в традиционном стиле индуистской храмовой архитектуры, на высоких платформах, и ориентированы по сторонам света, в плане представляя из себя крест с двумя перекладинами.
Храм Matanageswara построен в честь Шивы и украшен двухметровыми лингамами.
Восточная группа включает в себя Parsvanath – храм с уникальной резьбой, Ghantai – джайнистский храм и самый старый храм этой части Brahma из гранита, песчаника, посвященный богу Вишну.
Схожие в архитектурной концепции храмы не принадлежат к одному религиозному направлению: некоторые посвящены Шиве (храмы Махадева, Вишванатхи), другие – Вишну, как храм Лакшмана (в честь Лакшманы – верного спутника Рамы, который считается воплощением Вишну), третьи – джайнским святым-аскетам.
«Строители не использовали раствор: камни скреплялись друг с другом с помощью пазов и шипов, удерживаемых вместе под действием силы тяжести», – так свидетельствует наука, так уверенно пишут путеводители. Я искала взглядом эти пазы и шипы, но видела нечто совершенно иное. Глядя на восхитительно четкую обработку барельефов, на их плавные линии, неподвластные времени, на тонкое кружево камня, на изящные формы женских фигур и округлости их бюстов, не знавших современного понятия силикон, на форму храмов, устремленных ввысь космическими ракетами, я невольно ловила себя на мысли о внеземном происхождении зодчих этих сооружений.
X–XII века были временем расцвета индуистской храмовой архитектуры Северной и Центральной Индии перед завоеванием мусульманами. В начале XIII века лунная династия Чанделов вынуждена была признать свою зависимость от Делийского султаната. Представьте себе шок завоевателей, которым их религия не позволяла даже изображать людей и животных, при виде такой «вольницы»…
Прекрасный храмовый комплекс, к счастью, вплоть до XIX века был сокрыт от людских глаз в лианах и папоротниках джунглей. Лишь в 1830-е годы его обнаружили англичане. Британский военный инженер Т.С. Берт в отчете о посещении Каджурахо в 1838 году указывал, что скульпторы выходят за рамки приличий.
К реставрационным работам приступили только в начале прошлого столетия.
Ярчайший пример культовой монументальной скульптуры – огромная статуя Варахи в образе вепря, то есть Вишну, в котором, по преданию, он спасал Землю от всемирного потопа.
Скульптуры украшают маленькие фигурки, не повторяющие друг друга. Это все боги мироздания, которых спас Вишну.
Обнаженные фигуры митхуна и сцены майтхуна – изображение «массовых» любовных объятий – как гимн человеческим желаниям.
В провинциальном городке благодаря неиссякаемому потоку туристов построен аэропорт, сейчас заканчивается сооружение нового здания и новых взлетно-посадочных полос. Рассматривать храмы можно дни напролет: все достопримечательности расположены в пределах пешей прогулки, а еще туристы ездят в национальный заповедник и к водопадам. Об этом я расскажу в следующем материале.
Автор: Наталья Плыткевич. Фото: Сергей Плыткевич