https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Самый чувственный город Индии – это Каджурахо, бесспорно (с наидревнейшим порно – простите мне этот невольный каламбур)!</strong></p>

Объемные барельефы на стенах храмов Каджурахо, ласкаемые лучами солнца, кажется, оживают перед твоим взором. Фантастические животные и небесные нимфы в замысловатых позах, праздничные процессии и рабочие моменты строительства города, неземные боги и простые смертные в столь откровенные моменты любовного акта, что в присутствии незнакомых людей даже пристальный взгляд на них представляется неприличным...

 2012-03-11_2i_4428

Эти памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО известны как храмы Камасутры.

2012-03-11_2i_4420

Здесь вас обязательно познакомят с легендой возникновения храмов. Все, как это бывает в легендах, началась с неземного чувства. Бог Луны Чандела, увидев купающуюся в реке молодую девушку Хеммавати, был так сражен ее красотой, что сошел на землю. От союза тел смертной и бога родился сын, Чандраварман, основатель могущественной династии Чандела.

Бог Луны обещал возлюбленной, что их сын в будущем возведет храм, достойный их любви. Правители династии построили целых 85 храмов, снискавших славу самых великолепных культовых сооружений Индии.

2012-03-11_2i_4406

2012-03-11_1q_4449

2012-03-11_1q_4450

С поражающей откровенностью, в мельчайших деталях, здесь показаны любовные игры.

2012-03-12_1q_4597

2012-03-12_1q_4598

2012-03-12_1q_4607


Почему вдруг стены храмов (!) украсили эротическими скульптурами? Уж не попытка ли это посредством Тантры достичь нирваны – путем соединения духовного и плотского?! Или противопоставить их? А может, напомнить об очередных соблазнах на пути к духовному самосовершенствованию? Или преподнести секс как высшую форму передачи энергии? Версий много.

 

2012-03-11_2q_4398

2012-03-11_2i_4422

Например, по мнению ученых, на появление подобных сюжетов в храмовой скульптуре оказали влияние древний культ плодородия и стремление отвести от храма «дурной глаз». Сексуальные обряды, считалось, способствовали плодородию и вместе с тем охраняли от сил зла и разрушения. В Каджурахо такие сцены встречаются только на наружных стенах храма и в стороне от изображений высших божеств.

2012-03-11_2q_4472

В индийской мифологии можно встретить рассказы о том, как боги, напуганные могуществом аскета, посылали к нему искусную соблазнительницу.

2012-03-11_2i_4096

Существует также предположение, что предназначение эротических сцен – проверка духовной чистоты посетителей храма, все мысли которых о плотских утехах должны были оставаться за порогом.

И если это такая проверка, то уж больно жесткая!..

2012-03-11_2i_4095

2012-03-11_2i_4461

Из истории: известно, что храмы появились в период с 950 по 1050 гг. н.э., во время правления династии раджпутов Чанделла. Роль столицы Каджурахо выполнял недолго, служа религиозным центром династии.

2012-03-11_2q_4385

2012-03-11_2q_4437

Самая большая западная группа, там расположен старейший известный храм Lakhmana, названный в честь построившего его правителя. Богине Деви посвящен Devi Jagdamba, а богу Солнца – храм Chitragupta.

2012-03-11_2q_4386

Храмы из песчаника выстроены в традиционном стиле индуистской храмовой архитектуры, на высоких платформах, и ориентированы по сторонам света, в плане представляя из себя крест с двумя перекладинами.

2012-03-11_2q_4402

Храм Matanageswara построен в честь Шивы и украшен двухметровыми лингамами.

2012-03-11_2i_4430

2012-03-11_2i_4469

2012-03-11_2i_4470

2012-03-11_2q_4436

Восточная группа включает в себя Parsvanath – храм с уникальной резьбой, Ghantai – джайнистский храм и самый старый храм этой части Brahma из гранита, песчаника, посвященный богу Вишну.

2012-03-11_2i_4437

2012-03-11_2q_4480

2012-03-11_2q_4453

Схожие в архитектурной концепции храмы не принадлежат к одному религиозному направлению: некоторые посвящены Шиве (храмы Махадева, Вишванатхи), другие – Вишну, как храм Лакшмана (в честь Лакшманы – верного спутника Рамы, который считается воплощением Вишну), третьи – джайнским святым-аскетам.

2012-03-10_4_3692

 2012-03-11_1q_4515

2012-03-12_1q_4750

2012-03-11_2q_4388

2012-03-11_2q_4427

2012-03-11_2i_4434

2012-03-11_2i_4463

2012-03-11_2i_4472

2012-03-11_2q_4397

«Строители не использовали раствор: камни скреплялись друг с другом с помощью пазов и шипов, удерживаемых вместе под действием силы тяжести», – так свидетельствует наука, так уверенно пишут путеводители. Я искала взглядом эти пазы и шипы, но видела нечто совершенно иное. Глядя на восхитительно четкую обработку барельефов, на их плавные линии, неподвластные времени, на тонкое кружево камня, на изящные формы женских фигур и округлости их бюстов, не знавших современного понятия силикон, на форму храмов, устремленных ввысь космическими ракетами, я невольно ловила себя на мысли о внеземном происхождении зодчих этих сооружений.

2012-03-11_2q_4500

2012-03-11_2i_4418

2012-03-11_2q_4491
2012-03-11_2q_4493

X–XII века были временем расцвета индуистской храмовой архитектуры Северной и Центральной Индии перед завоеванием мусульманами. В начале XIII века лунная династия Чанделов вынуждена была признать свою зависимость от Делийского султаната. Представьте себе шок завоевателей, которым их религия не позволяла даже изображать людей и животных, при виде такой «вольницы»…

2012-03-12_1q_4599

2012-03-11_2i_4408

2012-03-12_1q_4724

2012-03-11_2i_4404

2012-03-11_2i_4410

2012-03-11_2i_4412

Прекрасный храмовый комплекс, к счастью, вплоть до XIX века был сокрыт от людских глаз в лианах и папоротниках джунглей. Лишь в 1830-е годы его обнаружили англичане. Британский военный инженер Т.С. Берт в отчете о посещении Каджурахо в 1838 году указывал, что скульпторы выходят за рамки приличий. 

К реставрационным работам приступили только в начале прошлого столетия.

Ярчайший пример культовой монументальной скульптуры – огромная статуя Варахи в  образе вепря, то есть Вишну, в котором, по преданию, он спасал Землю от всемирного потопа.

2012-03-12_1q_4627

Скульптуры украшают маленькие фигурки, не повторяющие друг друга. Это все боги мироздания, которых спас Вишну.

2012-03-12_1q_4654 

Обнаженные фигуры митхуна и сцены майтхуна – изображение «массовых» любовных объятий – как гимн человеческим желаниям.

2012-03-12_1q_4664

2012-03-12_1q_4671

В провинциальном городке благодаря неиссякаемому потоку туристов построен аэропорт, сейчас заканчивается сооружение нового здания и новых взлетно-посадочных полос. Рассматривать храмы можно дни напролет: все достопримечательности расположены в пределах пешей прогулки, а еще туристы ездят в национальный заповедник и к водопадам. Об этом я расскажу в следующем материале.

 2012-03-11_1q_4447

Автор: Наталья Плыткевич. Фото: Сергей Плыткевич

https://www.traditionrolex.com/8