В книге Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить» героиня пытается дать одним словом характеристику городу. Попробую сделать это и я на прощание с Индией, только все же кое-где мне потребуется два слова.
Дели – хаос или, как сказала моя дочка, Дели-шиз, Джайпур – традиции и ремесло, Агра – любовь и память, Фатехпур Сикри – жажда, Гвалиор – неприступность, Орчха – древность и река, Каджурахо – секс, Камасутра, Варанаси – смерть и дым.
Имя Будды объединяет древний Сарнатх и Бодгайю, куда мы заглянем с вами сегодня. Эти места, как магнит, притягивают паломников-буддистов со всего мира.
Сарнатх знаменит тем, что именно здесь Будда Шакьямуни открыл свое учение людям. Здесь он произнес первую проповедь после просветления в Бодгайе. Эти знания заложены в основу буддизма: причина страданий – наши желания, нирвана же – избавление от них!
Здесь было повернуто колесо сансары – сформулированы законы космической гармонии – и даны ответы на «вечные философские вопросы» Востока: как остановить страдания, как вырваться из круга перерождений?
До 29 лет Будда, будучи еще принцем Гаутамой, жил, купаясь в роскоши и не ведая о существовании на свете бедности, болезней и смерти. Потом, как это часто случается даже у простых смертных, глаза его открылись…
Постигая жизнь, Будда вместе с пятью товарищами сперва стал аскетом, только вскоре обнаружил, что простым отказом от жизненных благ не получишь ответов на главные вопросы. Он не составил компанию друзьям, которые направились в Сарнатх, а присоединился к ним позже, уже будучи в состоянии просветления. Он прочел им проповедь, в которой заявил, что аскеза уничтожает ум. В этом я с ним согласна. В состоянии физического и умственного истощения невозможно понять простые истины жизни. Будда обнаружил некий «срединный путь», без излишеств и аскетизма. Его учениками и последователями стали первые слушатели.
Император Ашока, принявший буддизм в III веке до н.э., возвел в Сарнатхе храм, ступу и стелу имени себя с кодексом законов буддийского государства и капителью с четырьмя львами. (Сегодня этот символ – четыре льва – красуется на гербе Индии). Все это просуществовало до XII века, пока город не разрушили мусульмане.
Сегодня этот город в 13 километрах от легендарного Варанаси является музеем под открытым небом, с буддийскими школами, ступой Дхамекх, остатками других древних ступ и несколькими современными храмами.
В Бодгайе паломники в первую очередь спешат поклониться дереву бодхи (отсюда и название городка) – пробуждения, – у которого Будду и настигло просветление. Дерево – разновидность фикуса, баньян, потомок того, под которым 2500 лет назад медитировал Будда. А предприимчивые торговцы тут же, у входа, предложат приобрести листья этого святого дерева. Хотя таких же листьев полным-полно возле святыни. Я даже заметила, как их пыталась «упорядочить» метла служителя.
Ступа в традиционном индийском стиле – храм Махабодхи – одна из четырех важнейших буддийских святынь.
Пирамидальная башня храма видна со всех концов города и служит хорошим ориентиром.
Возле храма находится и множество маленьких ступ, в память о святых.
Рядом можно видеть людей за медитацией, чтением молитв, совершением обряда простирания и других буддийских практик.
Объектив камеры почему-то не в состоянии передать тонкую улыбку Будды, ее улавливаешь, только находясь рядом с изваянием.
А можно расположиться рядом с деревом бодхи на подушечках для медитации и тем самым уподобиться Будде.
Лица вокруг очень одухотворенные, духовные!
Взгляды направлены внутрь себя.
В Бодгайе находится международный центр буддизма.
Буддийские храмы в виде пагод с загнутыми краями многоступенчатых крыш, пестрые – тибетские, более простые – японские.
Вечером возле храмов горят огни, очень завораживающе.
В Бодгайе множество гостиниц и гестхаусов...
...и торговцев сувенирами, соответственно. Тематика религиозная и не только.
Сам городок небольшой, с провинциальным камерным укладом жизни…
Домашние животные всех видов...
А это лица счастливых людей, живущих здесь!
Обратите внимание на нарядные сари женщин. А день был вовсе не праздничный...
Но тем, кто не находит радости в буддизме, я бы не рекомендовала находиться здесь долго.
Мы не задерживаемся в Бодгайе. Дальше наш путь лежит в Непал. Мы расходимся в направлениях с дорогой в совершенство. Может, еще пересечемся, кто знает?!
Автор: Наталья Плыткевич. Фото: Сергей Плыткевич