Во время прогулки по Брюсселю у туриста пропали 1440 евро, и он подал в суд на туркомпанию «Бирс трэвел»

25.03.2014 - Новости

Автор: Янина СЕДЕЛЬНИК


Во время прогулки по Брюсселю у туриста пропали 1440 евро, и он подал в суд на туркомпанию «Бирс трэвел»

В минувшую пятницу, 21 марта, в суде Центрального района Минска состоялось судебное заседание по делу туриста Черкасова И. Л., подавшего иск против туркомпании «Бирс трэвел». Поводом для судебного разбирательства стали пропавшие деньги в размере 1440 евро во время автобусного тура по Европе. 

Предыстория

3 марта к нам в газету обратился представитель компании «Бирс трэвел» с просьбой осветить в СМИ ход рассмотрения гражданского дела туриста Черкасова И. Л. против их турфирмы. Итоговое судебное заседание первоначально было назначено на 5 марта, однако впоследствии перенесено на 21 марта 2014 года.

Как сообщили нам в туркомпании, во время автобусного тура по Европе, который состоялся в начале июля 2013 года, турист после возвращения с прогулки по центральной площади Брюсселя в 22.00 обнаружил пропажу денежных средств в размере 1440 евро из внутреннего кармана сумочки, которая была при нем во время прогулки. Сам момент хищения турист не видел, но предположил,  что деньги были похищены прохожим – эмигрантом из стран Азии. Спустя месяц после возвращения из поездки турист, работающий полковником юстиции в Министерстве обороны, обратился в компанию «Бирс трэвел» с просьбой добровольно вернуть ему похищенные деньги. (От ред.: «Бирс трэвел» – туристическое агентство, продавшее тур, оператором по данному туру являлась компания «Внешинтурист»). Не получив удовлетворения своей просьбы, он обратился в правоохранительные органы  Республики Беларусь, однако в возбуждении уголовного дела ему было отказано. Тогда турист обратился в суд Центрального района города Минска с иском к «Бирс трэвел» о защите прав потребителя и с требованием возмещения похищенной суммы денег в размере 1440 евро, а также компенсации морального вреда в размере 15 000 000 рублей.

Кроме этого, по сообщению турфирмы, во время судебных заседаний Черкасов И. Л. неоднократно упоминал дело Заблоцких (напомним, что прошлым летом у туристов Заблоцких в греческом отеле украли деньги вместе с сейфом, и туристы через суд добились полного возмещения материального ущерба от фирмы «Бонус-трэвел»). Турист предполагал, что оно является прецедентом, и был убежден, что турфирма виновата в пропаже (или потере) денег во время прогулки на улице и обязана их ему возместить. В подтверждение вины турфирмы турист ссылался на неполный, по его мнению, инструктаж о личной безопасности, утверждая, что ему только сказали соблюдать правила личной безопасности, но не расписали все возможные варианты хищений и нападений. Черкасов И. Л. также видел вину турфирмы в том, что в 22.00 автобус не прервал поездку по маршруту и не отвез его в Посольство Республики Беларусь или в полицию, чтобы зафиксировать данный инцидент для получения статуса «потерпевшего», что давало бы право требования  у Евросоюза возмещения похищенных денег.

Как рассказала TIO.BY представитель турфирмы Анна Коломиец, с туристом проводили инструктаж два менеджера компании, однако они не взяли с него подпись. Кроме того, в начале движения в автобусе гид-сопровождающий проводил инструктаж. Турист не отрицал, что инструктаж был, но, по его утверждению, он был неполным, так как ему не дали адреса и телефоны посольств РБ во всех странах автобусного маршрута, а также не расписали все возможные варианты нападения грабителей.

По словам Анны, по пути движения из Амстердама в Париж, поскольку время позволяло, туристы выразили желание заехать в Брюссель. Черкасов И. Л. тоже согласился. Это была дополнительная экскурсия, которая впоследствии стала рассматриваться как «изменение маршрута». В Брюсселе, вернувшись в автобус после самостоятельной прогулки по городу, турист обнаружил пропажу денег из сумочки. При этом кредитные карты и паспорт утеряны не были. Поскольку факта нападения и ограбления зафиксировано не было, гид не увидел целесообразности обращаться в полицию, и автобус продолжил движение.

Суть претензий

Для полноты картины считаем необходимым изложить суть искового заявления туриста Черкасова И. Л. В своем заявлении турист обвинял компанию в том, что с ним не был проведен надлежащий инструктаж. Заезд в Брюссель по пути из Амстердама в Париж также рассматривался им как нарушение условий договора. Своего согласия на заезд в данный город турист не давал. Следующее обвинение касалось отказа старшего данной туристической группы прервать маршрут и оказать помощь для обращения туриста в полицию Бельгии. В результате на протяжении всей поездки турист пребывал в стрессовом состоянии. В исковом заявлении также указано, что в результате случившегося в день возвращения турист был вынужден обратиться в поликлинику с желобами на отсутствие сна. В итоге истец потребовал полного возмещения ущерба, причиненного ему в связи с недостатками оказанной услуги, в размере 1440 евро, то есть сумму, равную похищенной. А также моральный вред в размере 15 000 000 рублей, судебные расходы, а также сумму за почтовую переписку с Бельгией по данному вопросу.

Позиция Департамента по туризму

Стоит также отметить, что со своей проблемой турист обратился в Департамент по туризму Министерства спорта и туризма РБ, откуда получил сообщение о том, что вред, причиненный в результате недостатков оказанной услуги, подлежит возмещению в полном объеме исполнителем. Также сообщалось, что турист вправе требовать и денежную компенсацию морального вреда.

Суд

Были ли правомочными претензии туриста к турфирме, показало итоговое судебное заседание по данному делу, состоявшееся в минувшую пятницу, 21 марта 2014 года.

Истец предъявил жалобу на то, что во время оказания туристических услуг туркомпания совершила четыре нарушения, вследствие которых попросил взыскать 1440 евро и 15 000 000 рублей за моральный ущерб.  

Туркомпания сумму ущерба не признала.

Представитель «Бирс трэвел» Анна Коломиец:

– Хотя с заказчика и не была взята подпись за инструктаж о правилах безопасности, в общем договоре, который заключался с туристом, есть отдельный пункт, в котором говорится о том, что истец обязан соблюдать правила личной безопасности.

Что касается отказа руководителя группы от обращения в полицию Бельгии, обращаться стоит только тогда, когда имущество туриста застраховано. В данном случае доказать, что у туриста действительно украли деньги, было сложно, и даже в Беларуси не было бы состава преступления. Таким образом, обращение в полицию не было целесообразным.

По поводу отклонения от маршрута – заезд в Брюссель нужно рассматривать не как отклонение от маршрута, а как дополнение к нему. Маршрут не был изменен, но так как позволяло время, было решено заехать в дополнительный город по пути следования. Это делают и многие другие компании.

Кроме того, менеджером туркомпании было отмечено, что в новых правилах реализации туров и оказания туристических услуг, которые в данный момент разрабатываются в Беларуси, есть отдельный пункт № 9, касающийся страхования при оказании туристических услуг. В частности, в данном пункте сказано, что у туристов будет возможность добровольного страхования имущества и заключения договора страхования по согласованию с турфирмой.

Турист Черкасов И. Л.:

– Обеспечивать безопасность туриста во время оказания туристических услуг – это не право, а обязанность турфирмы. В 2001 году было отменено лицензирование туристических фирм, и я считаю, что это было большой ошибкой. Весь туристический бизнес держится на честном слове, и права граждан не соблюдаются. Есть разные виды хищения – тайное, явное и т.д. И это определяет полиция, а не турфирма. И может быть, по горячим следам можно было найти похитителя денег, ведь я помнил и до сих пор помню многие детали.

Представитель «Бирс трэвел» Анна Коломиец:

– Во время проведения лицензирования у нашей компании была лицензия, и она есть до сих пор. Что касается обращения в полицию Бельгии, вы написали несколько писем из Минска в правоохранительные органы Бельгии по возвращении. Вам кто-нибудь ответил?! То же самое было бы и при обращении в полицию на месте. Вы даже не были уверены, что у вас украли деньги, гиду вы сказали, что у вас пропали деньги. Более того, в понедельник вы обратились в поликлинику с жалобой на нарушение сна, а потом сразу же уехали в Украину, не позвонив в турфирму и сразу не заявив о проблеме. Хотя могли бы позвонить. Но вы появились в турфирме только спустя месяц после поездки.

Турист Черкасов И. Л.:

– Да, не позвонил. Может быть, и мог бы позвонить, а может быть, и звонил, не помню. Суть в том, что турфирмы не инструктируют людей. Я впервые выехал в такую командировку. Оказывается, в Брюсселе есть районы, в которые и заходить нельзя. Но я понятия не имел об этом, и узнал только от гида-сопровождающего, когда встретился с ним в Беларуси в августе.

Представитель «Бирс трэвел» Анна Коломиец:

– Видел ли кто-либо деньги, которые были у вас с собой? Дело в том, что обычно мы говорим туристам брать с собой столько денег, сколько стоит тур. А та сумма, которую взял с собой турист, была слишком большой.

Турист Черкасов И. Л.:

– Я специально взял эти деньги с собой, чтобы купить что-нибудь, так как тур был очень насыщенным. Я снял эти деньги, материальную помощь, которую я получил, за два дня до поездки. В подтверждение у меня имеется чек об обмене суммы в размере 1440 евро.

Судья:

– Где гарантия того, что вы взяли с собой все деньги, а не оставили часть семье и т.д.?

Турист Черкасов И. Л.:

– Я знаю, что я взял с собой все эти деньги. Подобная сумма не декларируется. И я говорил о деньгах пассажирам автобуса.

В конце судебного заседания турист привел в пример историю судебной тяжбы туристов Заблоцких, по итогам которой туркомпанию-ответчика обязали вернуть туристам украденные у них деньги, а также перечислить сумму морального вреда на счет детского дома в Минске или Минской области.

Тем не менее за неимением доказательств хищения по решению судьи турфирма была освобождена от возмещения суммы в размере 1440 евро. Что касается компенсации морального вреда, то судом был предложен размер в 7 000 000 рублей и мировое соглашение. После совещания между туристом и турфирмой было заключено мировое соглашение, по которому возмещение данной суммы разделили между собой турагент «Бирс трэвел» и туроператор «Внешинтурист».

Рубрики: Скандалы

Страны: Беларусь


Комментарии

25.03.2014 17:20
Makcym
ответить

Срочно добавить господина Черкасова И. Л в самые белые списки, чтобы это была его крайняя, как говорят в армии, поезда с турфирмами. 

Аватар

25.03.2014 18:05
rusala
ответить

Чистой воды кидок со стороны юридически подкованного туриста и дело не в списке белом или черном . Что за обращение в поликлинику - пропал сон после чего ? пропасть может и после смены часового пояса это не аргумент .А вот то что все суды идут только на поводу туриста это уже предлог для следующих туристов сразу искать повод для  компенсации морального вреда как говорится хоть шерсти клок но надкусить и никакой договор новый старый не поможет суд примет сторону обиженного и ущемленного гражданина РБ а не добропорядочного плательщика налогов в лице часной фирмы .Очень интересно если бы он обратился не в часную а государственную фирму под патронатом Администрации президента . Ждите следующих обращений . Скоро туристов легче будет с автобуса не выпускать ( прокатали показали и в отель ) нечего ходить и глазеть по сторонам.

Аватар

26.03.2014 08:06
Paks
ответить

Удивляет позиция департамента по туризму. И это все за наши же деньги
Аватар

26.03.2014 14:02
tourmasterBY
ответить

...полковник юстиции ...не расписали все возможные варианты хищений и нападений ...не дали адреса и телефоны посольств РБ во всех странах автобусного маршрута, а также не расписали все возможные варианты нападения грабителей... Да, не позвонил. Может быть, и мог бы позвонить, а может быть, и звонил, не помню...знаю, что я взял с собой все эти деньги... говорил о деньгах пассажирам автобуса. 

ЧТО ПРОИСХОДИТ ?  ЭТОТ БРЕД НЕ СОН?

надуманные претензии, ни чем, кроме слов не подтвержденные слова... узко избирательная память...

а исключение становится тенденцией и перерастет в правило. 

договор с туристом уже напоминает том "войны и мир". 

..."скоро туристов будет легче не выпускать из автобуса"...

скоро придется брать с каждого универсальную расписку об отсутствии претензий к организатору тура за любые действия третьих лиц, а так же за умышленное и неумышленное действие самого туриста, приведшее к ущербу для него.  

только поможет ли это?  СУД  решит...

 

 

Аватар

26.03.2014 17:21
turbus.by
ответить

"Позиция Департамента по туризму

... что вред, причиненный в результате недостатков оказанной услуги, подлежит возмещению в полном объеме исполнителем. Также сообщалось, что турист вправе требовать и денежную компенсацию морального вреда."

Т.е. все-таки если бы был инструктаж, в котором три раза было бы сказано о необходимости соблюдения личной безопасности, то недостатков в туре не было бы?

ИМХО: Гос. инстанция такого масштаба должна объективно взвешивать все за и против способствующие улучшению качества оказываемой услуги и вреда развитию отрасли в целом из за появления подобных прецедентов... Если турагента в данном случае наказывают рублем, то я за самые черные списки. Жестоко, но просто и эффективно!..

Аватар

31.03.2014 22:20
Anna_GB
ответить

представитель Ответчика:

Мы всегда старались не доводить до суда какие-то претензии  туристов, в которых был хоть 1 %  вины нашей или принимающей стороны.
В случае с кражей (или потерей денег туристом) на улице во время самостоятельной прогулки мы своей вины не видели и надеялись на справедливость и здравый смысл.
Мы не любим скандалы, разбирательства, увольнения и т.п.
И попросили мы ТИО прийти на заседание и разместить информацию об этом случае не для скандала или пиара, а для того, чтобы мы все сделали выводы и подумали, как нам изменить ситуацию, чтобы не допускать подобного.

У нас есть общество защиты прав потребителей, которое за определенную плату напишет туристу претензию и представит его интересы.
 Это на одной чаше весов.
А на второй? В КАКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ МЫ МОГЛИ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ЗАЩИТОЙ?

Это первое, на что мы хотим обратить внимание.

Мы так так понимаем, Министерство спорта и туризма  должно быть нейтрально, оно не может брать на себя функции общества защиты потребителей, а выступать экспертом.

В данном случае, специалист Министерства приходил на каждое заседание не как эксперт по приглашению суда, а по просьбе истца и вместе с ним.

Затем в деле появляется то злосчастное письмо  от Министерства от 27.12.2013!!! которое и послужило основанием для давления на нас заключить мировое соглашение по выплате морального вреда. Кстати, письмо появилось в деле загадочным образом, о его появлении я узнала пост-фактум. Но это уже другая история и другой человеческий фактор.

Цитата из письма - основной аргумент Министерства:

«В соответствии с пунктом 18 Типовой формы договора исполнитель не несет ответственность за возможный ущерб, нанесенный туристам по их собственной вине или по вине третьих лиц, предоставляющих во время осуществления туристического путешествия услуги, не входящие в его программу и вызванные инициативой самих туристов. Принимая во внимание то обстоятельство, что причиненный вам вред вызван по вине третьих лиц, однако в результате хищения Вашего имущества, а не оказания услуги, не входящей в стоимость тура, освобождение туристической фирмы от ответственности по данному основанию невозможно.

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №90-3 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о правах потребителей) вред, причиненный вследствие недостатков оказанной услуги, подлежит возмещению в полном объеме исполнителем независимо от его вины и от того, состоял потребитель с ним в договорных отношениях или нет.»

ВЫ ЭТО ПОНИМАЕТЕ?

В любой услуге можно найти недостаток при желании. И это значит, что мы всегда обязаны все выплачивать.

Недостаток наш был в том, что мы не предупредили о вариантах хищения, не обратились в полицию Брюсселя, чтобы подтвердить факт хищения. Как полиция это сможет сделать, если сам потерпевший не знает, как он потерял деньги.

Мы долго все анализировали, ведь в министерстве работают профессиональные адекватные люди. Мы все же склоняемся к мнению, что здесь сработал  человеческий фактор. Дьявол кроется в деталях и в исполнителях.

 И что самое страшное, этот человеческий фактор разрабатывает новые правила в нашей отрасли.

Именно от этого «человеческого фактора» на судебных заседаниях я многое узнала нового.
А вы знали, что посадку на автобус туристу надо давать на фирменном бланке с печатью?
Маленький листик со временем и местом отправки, номером автобуса и телефоном гида – это неправильно!
А вы знали, что чемоданы надо взвешивать перед отправкой автобуса, чтобы высчитывать потом компенсацию. Я не представляю, как это сделать на Дружной.

А вы знали, что в памятке по автобусному туру надо давать адреса и телефоны посольств Республики Беларусь во всех странах, участвующих в туре, в том числе и стран дополнительных экскурсий. Мы обычно не нагружали туристов этой информацией в организованных автобусных турах, т.к. есть гид-сопровождающий, у которого есть телефон и не один. Но с этим еще можно согласиться.  Кроме того, надо предупреждать о всех вариантах нападений грабителей. У нас не такая фантазия, как у грабителей. Мы не можем предусмотреть все варианты.


Итак, резюмируем,

Нам нужна организация в противовес обществу защиты прав потребителей. Для этого у нас есть, я так понимаю,  Республиканский союз туристических организаций и ТИО, работающий «за спасибо». А кому это больше всех надо? Нам.

Давайте напишем все проблемные ситуации, которые возникали с туристами (можно анонимно), все,  даже те, которые не доходили до суда. Овербукинг, субъективная оценка туристом отеля и т.п.
Наймем грамотного юриста для разработки нового договора, новых правил. Одного юриста на всех.
Мы все заняты работой. А здесь нужен кто-то, кто сможет сконцентрироваться, проанализировать недостатки имеющегося законодательства, наши проблемы и выступить со встречным предложением к министерству. Потому что предупреждаю, в министерстве есть « человеческий фактор» )).

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах