https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Чтобы немного облегчить и смягчить юмором разбор событий, которые происходили в последнее время или происходят прямо сейчас в нашем турбизнесе (все-таки сегодня 1 апреля!), я попытаюсь вложить эти события и тенденции в формат популярной мировой саги «Звездные войны». Кто не помнит, напомню, что эта популярная киноэпопея разбита на эпизоды. Некоторые из эпизодов явно вписываются в наше местное «кино». Итак…</strong></p>

Эпизод первый. «Возвращение джедая»

Приход Григория Померанцева на должность главы Национального агентства по туризму

Не спешите говорить о том, что эпизод не нов. Случай весьма показательный, и прецедент очень поучительный. Тут напрашиваются кое-какие мысли о роли личности в нашем туризме и, что еще более важно,  о функциях Национального агентства по туризму. Увы, роль эта подозрительно мала, а функции, как выяснилось спустя 10 лет, ложатся тяжелым бременем на плечи директора.

О нашем Люке Скайуокере. О Григории. По идее, обладатель таких достойных опций, как менеджер европейского уровня, представитель коммерческой авиации, опытный маркетолог, основатель успешного маркетингового проекта Live Riga, и при этом – выходец из Беларуси, то есть свой, местный, хорошо чувствующий нашу чудесную «специфику», должен был основательно все поменять в системе и хотя бы начать отлаживать новый механизм. Однако – нет! Как говорится, обещать жениться – не значит жениться!

Изрядно порвав баяны на интервью, помахав перед носом «Белавиа» ослепительно сверкающей угрозой прихода лоукостов и  успев, по сути, лишь обустроить белорусский стенд на лондонской выставке, Григорий Люк Скайуокер, не продержавшись и полгода, с легким скандалом, по официальной версии – ввиду несогласия с маленькой зарплатой и при наличии заграничных счетов, что несовместимо с высоким званием белорусского чиновника, – покинул крохотный кабинет директора Национального агентства по туризму на девятом этаже МСиТ.

И это при том, что, насколько я понимаю, у него была прямая поддержка заместителя министра спорта и туризма Михаила Портного, который, похоже, готов покровительствовать всем, кто, как ему кажется, хоть на что-то способен. Именно Портной выступил в роли этакого доброго мастера Йода, сделав ставку на Померанцева. И согласитесь, что Григорий был хорош и пикантен на этом месте. Многие поверили, что он и есть тот самый «ребенок, о котором говорилось в пророчестве», и что «способность к силе передается по наследству», то есть что на самом деле можно зарубежный цветущий опыт создания и продвижения  туристических дестинаций буквально подсадить на нашу странную, все еще чахлую (несмотря на обильный полив слезами) почву.

Увы! «Почва» оказалась не готова и отвергла импозантного джедая, который, собственно говоря, даже не успел отрастить на этой должности настоящую харизму. Потому что, как выяснилось, харизма на этой должности не главное, а главное – покрутиться и заработать на приличную зарплату – себе и сотрудникам. Так и хочется отправить вопрос в Смоленск, в структуру СНГ, где нынче трудоустроен бывший замминистра спорта и туризма Чеслав Шульга, который открывал в свое время Национальное агентство по туризму: Чеслав Казимирович, вы, как идеолог, вообще как задумывали это агентство – как структуру, которая должна тратить деньги, продвигая страну, или как фирму, которая обязана зарабатывать на хлеб насущный?

В общем, Шульга, дай Бог ему здоровья, Национальное агентство нам подарил, а как им правильно пользоваться, не научил. В итоге все эти годы агентство изо всех сил пытается совместить две функции, но получается не всегда. На Померанцеве во всяком случае система звучно треснула. Кроме того, стало очевидно, что  американские сценарии, звездные приключения героя-одиночки  здесь не проходят. Это не для нашей «галактической республики». Ну как бы то ни было, теперь в этом кресле абсолютно новый человек. Очевидно, что нынешний директор НАТ Вероника Дорожко не из рода «джедаев». Тут все гораздо спокойнее и умереннее. Зато, учитывая опыт плотной работы с израильскими туристами, потенциально она способна сдвинуть с полумертвой точки израильский вектор. Также понятно, что теперь именно на нее, вольно или невольно, делает ставку Портной. Пока комментировать больше нечего. Посмотрим!

Впрочем, забегая вперед, скажем, что скоро у нас появится целый совет «джедаев», если, конечно, не вмешаются адепты темных сил.  Об этом – в следующем эпизоде.

Эпизод второй. «Пробуждение силы»

Новые проекты во въездном и внутреннем белорусском туризме

Несмотря ни на что, этот год для белорусского туризма (внутреннего и въездного) начался довольно-таки бурно. Возникли какие-то пулы, ассоциации и проекты. С большего это касается частных инициатив. А что государство?

Государство пообещало, во-первых, правильно посчитать туристов. Во-вторых, намекнуло, что готово кардинально решить вопрос с визами. Надо понимать, речь идет об их отмене для граждан благополучных стран – то есть Европы и США. Честно говоря, я по-прежнему не очень в это верю, но уже допускаю крохотную возможность, что не побоятся и пойдут на этот шаг. Потому что, как видим, полумеры ничего не дают.

Но если идти еще дальше, вглубь вопроса, то можно заметить, что и сама по себе отмена виз тоже ничего не гарантирует.  Кричащий пример: отмена виз для турецких граждан. Внимание, сейчас будет цифра, от которой, по идее, должен взорваться мозг, – в прошлом году Беларусь с туристическими целями посетили всего 300 (!) турецких граждан. Вот вам и безвизовый въезд! Я помню, как еще года 3-4 назад эта цифра, несмотря на визы, составляла несколько тысяч. Да, будем говорить откровенно, это были «турецкие мальчишники», и по вечерам около «Кроун Плазы» стояли группки чернявых парней в кожаных куртках, готовые отбыть, по программе, в ночные клубы. Но это был внятный сегмент въезда, который давал возможность жить нескольким фирмам и приносил валюту стране.

Ровненько после отмены виз в 2014-м турки перестали интересоваться Беларусью и всеми ее прелестями. Мальчишники куда-то пропали, и безвизовый въезд их что-то не стимулирует. Поговаривают, что у нас, в частности, в Минске дорого  Киев дешевле и интереснее, а Москва по крайней мере интереснее. Как это у нас дорого? Мы, например, сами считаем Минск недорогим городом. Пообедать невкусно маленькой порцией в пафосном ресторане у нас можно всего за 57 долларов! А? Где, на какой «планете» эти «пришельцы» еще такое найдут?

В общем, ситуация с беспорядочными попытками наладить въездной туризм, кинув инкамингу какую-то маленькую визовую косточку, без комплексного подхода, напоминает мне мораль одного анекдота. Стоят двое чукчей на остановке. Приходит трамвай. Первый чукча: «Скажите, я на этом трамвае на вокзал доеду?»  «Нет!». Второй чукча: «А я?..» Ну не идет наш «трамвай» на вокзал, хоть тресни, несмотря на ошеломительные успехи отдельных принимающих компаний. Трамвайчик наш идет куда-то в другое место. Может быть, мы в это место уже и приехали. А если мы все-таки, образно говоря, хотим на вокзал, то нужно для начала рельсы в нужном направлении проложить. Но это очень серьезный, не первоапрельский, вопрос, и ответ, честно говоря, теряется где-то в туманном будущем. А пока… пока разогреваемся.

Честно скажу, что нам, как одним из соорганизаторов воркшопа Buy Belarus (напоминаю, что организовали воркшоп две фирмы – Travel Connections и TIO.BY), это дело подарило массу эмоций. Выяснилось, например, что мало кто понимает, что такое воркшоп. А применительно к Беларуси это слово вообще приобретает какое-то инопланетное звучание. Мы убились, пока объясняли участникам и даже турфирмам формат мероприятия. Но! Пока мы убивались, рынок не спал.

Во-первых, небезызвестный Филипп Гулый сладил ассоциацию, про которую, правда, пока ничего не известно, кроме того, что у нее есть «Статут». Во-вторых, ведущие инкаминговые операторы объединились в пока никак не зарегистрированный пул, но который должен, по идее, запулить так запулить. Речь идет о таких операторах, как «Вокруг света», «БеларусТурСервис», «Праймтур», «Топ-Тур», «Смок Травел», «Солвекс». То есть весь цвет инкаминга, который при этом не держится «в тени», имеет позицию, репутацию и долголетний опыт за плечами.  Из «топа» ведущих по въезду в этом «совете джедаев» нет только «Виаполя» (который традиционно стоит особняком на рынке) и «Дитриба», который примкнул к Ф. Гулому. Пишу это без всяких подковырок, просто констатирую факты, чтобы все знали, что делается на рынке.

Наш пул «джедаев» сразу сказал, что заниматься ерундой не будет, на повестке дня – только конкретные дела в духе времени. В частности, по моим сведениям, в апреле намечен воркшоп с участием российских MICE-фирм. Тема очень интересная, актуальная, и неудивительно, что к пулу примкнули такие крутые отели, как «Ренессанс», «Марриотт» и «Хилтон». Воркшоп будет сделан «под себя», для узкого круга. Пул интересен тем, что готов серьезно субсидировать свой первый совместный проект, и провести его на достойном, европейском уровне. Действительно от души желаю удачи!

Эпизоды третий и четвертый. «Империя наносит ответный удар» и «Атака клонов»

Кризис! Террористические атаки! Раннее бронирование под угрозой!

Скажем сразу, что в выездном туризме  ситуация гораздо менее обнадеживающая. Ясно, что рынок уже не будет прежним. Есть же разница, средняя зарплата в стране – 600700 долларов или – 200300. В такой ситуации привычный уклад жизни «немножечко» меняется. Машины, рестораны, хобби, заграничные поездки – по всем этим пунктикам «виснет» белорусский средний класс, понимая, что многое придется вычеркнуть или по крайней мере серьезно сократить расходы. Понятно, что фундаментально нам с Россией, с которой мы уселись в одну лодку, может помочь только одно – нефть по 120 долларов за баррель. Но это вряд ли. Поэтому турбизнесу придется выкручиваться и, пожалуй, грести еще интенсивнее. Поскольку о кризисе достоверно известно только одно: в кризис надо работать больше, получать меньше и смириться с этим.

С чем невозможно смириться, так это с этими «атаками клонов»-террористов, которые нанесли чувствительные удары по самым популярным направлениям – я имею в виду Турцию и Египет. Турцию жалко особенно. Несмотря на уважение и любовь к европейскому сервису, вряд ли существует более идеальная схема отдыха, чем турецкая. Больно писать об этом, но, по сведениям операторов, если в предыдущие годы в эти дни один крупный оператор продавал на раннем бронировании 200300 туров в Турцию ежедневно, то сейчас такая цифра наберется за фактически три месяца бронирований. Но все-таки хочется верить в лучшее. На турецких курортах абсолютно спокойно, и мы уже видим отличные цены из Минска. Возможно, разгар весны, туристическая выставка, тепло и солнце слегка подогреют рынок, и народ все-таки оживит грустное молчание телефонов в офисах белорусских туркомпаний.

Пока в офисах, конечно, небывалая для этого времени года тишина. А менеджеры констатируют, что уровень продаж соответствует симптому «кома». То есть продажи, конечно, есть, но, для того чтобы «кормить» фирму, этого недостаточно. А ведь надо платить партнерам, рассчитываться за блоки. В то же время положение вроде бы не настолько аховое, чтобы можно было уже «сушить весла». Например, автобус на самый дешевый и популярный автобусный европейский круиз «МинскДрезденПрага» собирается, но есть только 30 человек, и этого маловато, чтобы тур был рентабельным. Спрашивается: отказаться от этих трех десятков туристов или запустить тур себе в убыток? Или другой пикантный момент, который обсуждает рынок: туристы уже купили на лето туры в Грецию, а цепочки по ходу, от греха подальше, сокращаются, надо пересаживать туристов на другие даты, соответственно, по-новому бронировать отели и договариваться с клиентами. Короче, в кризис «грести» надо ого-го как!

В целом что нужно сказать? Греция, Болгария, Черногория, Кипр, Испания – все эти прекрасные направления без нас (и даже без российских туристов) не пропадут. А вот в каком настроении будут пребывать и как будут трудиться неотдохнувшие граждане нашей страны? Вот проблема!

И, конечно, респект фирмам, которые в такой непростой ситуации пытаются, рискуя, сохранить цепочки, вытянуть Канары, подготовить качественные и дешевые предложения, не потерять партнеров, вкладываться в рекламу, строить планы, затевать новые проекты, короче – не терять надежду.

В общем, кино мы уже посмотрели. А дальше… дальше, как говорится, будут танцы. На следующей неделе, с 6 по 9 апреля – весенняя туристическая выставка «Отдых-2016».

Оставайтесь с нами, и да прибудет с нами Сила! J

https://www.traditionrolex.com/8