https://www.traditionrolex.com/8
Это я не вас спрашиваю, дорогие  посетители сайта, это я спрашиваю саму себя.

Это я не вас спрашиваю, дорогие  посетители сайта, это я спрашиваю саму себя. В туризм я пришла из журналистики из чистого любопытства: как и многим молодым людям мне мерещились дальние страны, голубые океаны, алые паруса на горизонте, капитаны, «обветренные, как скалы» и прочая романтическая ерунда. (Не ерунда!). Хотелось новых впечатлений и горизонтов, активного общения, песен под гитару, ехать за туманом…Время диктовало свои условия, и эти условия оказывали такое влияние на людей, и на меня в том числе, что противостоять этому было невозможно. Мне виделось, что туризм и журналистика имеют общие черты – люди, поездки, впечатления, встречи…Честно говоря, это оказалось чистейшей правдой, и мне удалось избежать разочарований. Благодаря «тому», постсоветскому туризму, мне посчастливилось увидеть места, которые сегодня, пожалуй, более недоступны, чем египты, турции и пр. Армения, Узбекистан, Грузия, Азербайджан, Кавказ, многие российские, в том числе и сибирские города, круиз по Волге…всего и не вспомнить.  А какие были умопомрачительные слеты! Какие выезды на природу! Какие дивные загородные субботники!

На этом фоне даже всяческие бюрократические заморочки, входившие в мои обязанности: написание бесчисленных докладов, справок, отчетов и тому подобных «шедевров», казались совершенно несущественными. А потом и вовсе рухнул пресловутый «железный занавес», и началось…Перестройка, возникновение большого количества турфирм,  освоение заграниц. На заре этого стихийного «базара» потребительские инстинкты соотечественников сформировали целое направление в туризме – шопинг, вернее, не так – ШОПИНГ, большой такой шопингище, охвативший массы почище любой революции. (Теперь я думаю – если бы тот энтузиазм да на сегодняшнюю почву…). Исход белорусов в Польшу, Турцию, Китай, Индию за дешевыми товарами контролировался и направлялся туристическими компаниями, многие из которых сделали на этом приличный стартовый капитал. Лично для меня этот период стал годами бесценного практического опыта, накопленного в качестве руководителя групп. Практика оказалась гораздо увлекательнее теории. Вспоминая эти сумасшедшие годы,  думаю: как странно, что я нисколько не боялась осваивать новые направления и страны, отваживалась ехать за тридевять земель, невзирая на качество транспорта, время года, да еще и отвечать за группу туристов. В Китай? Не вопрос! В Монголию? Едем! В Румынию? Вперед! В Париж? С радостью! У всех был необыкновенный подъем и вдохновение от того, что мы можем, наконец, путешествовать, видеть, как живут за границей, знакомиться с другими культурами, пусть даже сначала это знакомство начиналось с рынка. Мы стали ездить на выставки и поняли, что нам доступны такие страны и континенты, о которых раньше мы могли только мечтать. Туристический рынок, начинавшийся с хаотического базара, сформировался и приобрел более или менее цивилизованные черты. Произошла некая кристаллизация бизнеса, и я считаю, что в этой сфере остались самые преданные делу туризма, энтузиасты, вдохновленные идеей, которые закалились в боях и готовы противостоять любым испытаниям и кризисам. Оглядываясь назад и подводя некоторые итоги, я прихожу к выводу, что туризм у нас в стране никогда не находился в состоянии стабильности, его постоянно «колбасило, мясило, сисило и сосисило». Лицензирование – и его отмена. Ваучеризация – и ее отмена. Отсутствие закона – и его создание. Отсутствие министерства – и его появление. Создание ассоциаций – и их распад. И все в этом же духе. А туризм выжил. Сегодня ситуация – сложнее некуда. Нет, неправда, сложная ситуация еще впереди. И насколько она будет сложной, предсказать не берутся даже астрологи. Но я верю – туризм выживет. Как выживал все эти годы. И это не потому, что я такая супероптимистка. А потому, что я – туризмоголик и за свои 35 лет в туризме осталась, между прочим,  в здравом уме и твердой памяти.

https://www.traditionrolex.com/8