https://www.traditionrolex.com/8
<p>В прошлом году изменчивая погода поливала дождем гостей первого сырного праздника. Народ остался недоволен и непогодой, а главное – небольшим количеством сыра, которого всем не хватило даже попробовать. В нынешнем году 14 июня погода с упрямством, достойным лучшего применения, повторила прошлогодний эксперимент, поэтому публика, обувшая резиновые сапоги, очень выиграла. Но таких предусмотрительных оказалось не так уж много, а остальным пришлось-таки помесить грязюку, возникшую не только из-за дождя, но и из-за того, что по «сырной площади» проехались груженые фуры.</p>

Зато сыра хватило на этот раз всем. Во-первых, приехал десяток крупных производителей этого лакомства (в прошлом году их было всего шесть), в том числе ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Молодечненский молочный комбинат», ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», СОАО «Беловежские сыры», ОАО «Поставский молочный завод», холдинг «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» и другие. Представили свою продукцию и домашние сыроделы, фермерские хозяйства. Генеральным партнером второго «Сырного фестиваля под Минском» стало предприятие ОАО «Пружанский молочный комбинат». Во-вторых, предприятия захватили с собой большое количество разнообразных сыров – около 100 сортов. Публика, которая явилась не столько развлекаться, сколько попробовать всяких сырных изысков, своей цели достигла. И на самом деле, было из-за чего жертвовать собой: ведь минчане не видят на прилавках и сотой доли продукции региональных молочных комбинатов. На вопрос: «Насколько удовлетворяется спрос на сыры жителей столицы?» представительница Пружанского молочного комбината смущенно ответила: «Мы 98 % продукции отправляем на экспорт, в основном в Россию, а также реализуем свои сыры в собственном районе»…

Так что декларация «Мы хотели бы приобщить белорусов к искусству потребления сыра» остается пока только громкими словами. Статистика утверждает, что до сырного гурманства нам еще шагать и шагать, ведь в год белорусы потребляют только 4 кг сыра на душу (вернее, желудок) населения. А в Голландии или во Франции эта цифра существенно выше – 20 и более кг. Эта же статистика уверяет, что белорусы всем видам сыров предпочитают… российский, наверное, по привычке. Так что какой сыр годится к вину, а какой к пиву или в салат, соотечественники знают только понаслышке, за исключением, конечно, знатоков.

Впрочем, на пресс-конференции, куда основная масса журналистов чуть не опоздала из-за бестолковой организации, прозвучали две хорошие новости: ежегодно в Минске будет проходить международный сырный форум (начало уже положено), а главное – в столице планируется открытие «Сырного магазина».

Впрочем, поголовное гурманство белорусам все же не грозит: сыр нынче стоит столько, что многим слоям населения остается только облизываться.

Фестиваль выявил, на мой взгляд, несколько тенденций. Во-первых, жителям столицы скучно и они охотно отзываются на любые интересные предложения, касающиеся отдыха и развлечений. Поэтому народу при­ехало довольно много. Во-вторых, отчетливо просматривается тенденция потреблять: около каждой палатки, где устраивались дегустации, стояли толпы, народ толкался, стараясь урвать бесплатного сырку побольше и хоть как-то компенсировать стоимость входного билета (80 тысяч – это не хухры-мухры, а если на семью?!).

Очереди образовывались и к торговым точкам, опять же: где можно найти в Минске такие изыски, как «Визеланд» с черемшой, или «Рокфорти» (Молодечно), или «Беловежский» (Брест), и даже «Шангвей» – сыр с грибами шиитаке, «Армель» с добавлением пажитника, «Сундари» с зирой и другие?

Разумеется, после хлеба, то есть сыра, хотелось зрелищ. Думается, посетителям фестиваля понравился «Сырный дозор» в исполнении креативных ребят, которые учиняли небольшой «допрос», просили заполнить «декларацию» и пройти взвешивание «до» и «после». Одним из самых выдающихся я бы назвала кулинарное шоу в исполнении самого известного повара Беларуси Александра Чикилевского. На глазах у публики он изготовил «сырное» тесто, а затем пожарил «сырный хворост». Народ живо интересовался и задавал вопросы. Пахло блюдо изумительно, но попробовать его – увы! – не удалось.

На основной сцене каждое предприятие попробовало представить самих себя. Но, к сожалению, остановить публику, рвущуюся за сыром, и привлечь ее внимание практически не удавалось. В рамках фестиваля была сделана попытка показать весь спектр проводимых в стране событийных мероприятий. Для этого выделили специальное место, где свои рекламные листовки раздавали организаторы семейно-развлекательного праздника «Игрушки и игры», который состоится в Кобрине 19–20 июля. Автор этих строк «разжилась» также только что выпущенной картой маршрута кулинарного наследия по Латгальскому региону и Витебской области. В этот маршрут может быть включен Фестиваль вишни в Глубоком.

Бродя по «улицам» Строчиц, сделала еще одно наблюдение. На мой взгляд, грамотно поступили туристические компании, которые направили в Строчицы организованные группы. Они получили познавательную экскурсию по музею, а сам фестиваль стал для них приятным дополнением. Правильное решение приняли и некоторые туристические компании, которые не только приехали сами, как директор турфирмы «Трэвел» Лариса Хмельницкая, но и представили свои предложения, как компания «ЦентрКурорт».

…Разумеется, любой фестиваль, каким бы он ни был, для публики все-таки разнообразие в череде унылых будней. Но это еще и повод к размышлению для организаторов, которые должны взять на вооружение все положительное и сделать «работу над ошибками», чтобы впредь их не повторять.

После Сырного фестиваля мы обратились за комментариями к организаторам и гостям этого мероприятия.

Руководитель Центра стратегического развития «Маркетинговые системы», вдохновитель и организатор первого Сырного фестиваля Анатолий Акантинов:

– Считаю, что в целом фестиваль удался и прошел лучше, чем предыдущий. Самое главное – участие приняло больше предприятий, и они остались довольны форматом. Некоторые констатировали, что продажи на фестивале по сравнению с прошлым годом выросли в 3–5 раз. Посетителям очень понравилась кулинарная зона, меньше нареканий вызвала организация парковки. Что касается количества посетителей, то, по предварительным подсчетам, их было более 4 тысяч, то есть интерес к мероприятию был большим. Что еще положительного – всем хватило сыра. После предварительного анализа мы сделали некоторые выводы. В частности, решили, что место проведения праздника нужно менять. Возможно, третий Сырный фестиваль пройдет в Станьково. Решено также более плотно пообщаться с зарубежными производителями сыра, особенно из соседних стран – Польши, Литвы, Латвии. Планируем сделать фестиваль двухдневным и перенести сроки на неделю назад.

Директор туристической компании «Трэвел» Лариса Хмельницкая:

– Прежде всего, мы купили на фестивале сыр – в магазинах такого мы никогда не видели. Хочу отметить, что та продукция, которую мы смогли попробовать, нисколько не отличается от зарубежной, не уступает по своим вкусовым качествам. Для меня лично это стало открытием. Поэтому праздник состоялся в плане знакомства с отечественной сыродельной отраслью. Мы встретили знакомых, которые специально приехали, чтобы приобрести сыр, потому что в прошлом году уже побывали на этом мероприятии. Чего не хватило? Хотелось бы не просто бродить по территории, а видеть ЗРЕЛИЩЕ, сконцентрированное в определенном месте. Сначала представление, а потом – покупки, дегустации и пр. Затем. На всех плакатах и листовках красовалась забавная мышь с большой ложкой. Этот символ никак не был задействован и обыгран. А можно было бы устроить какие-то театрализованные представления с участием этого персонажа, можно было бы «поселить» мышку в домах и т.д. Хотелось бы получить что-то вроде газеты, где была бы информация обо всех производителях, представленных на фестивале. Из практических советов: недоработка музея заключается в том, что гостям пришлось шлепать по грязи до «Сырной площади», а ведь можно было бы эту дорогу засыпать гравием. Да и площадь разместилась на самом топком месте, на мой взгляд, совершенно неудачно. Мне кажется, не хватило точек питания, где можно было попробовать блюда из сыра: одного кулинарного шоу было явно недостаточно, чтобы накормить всех желающих. На мой взгляд, нужно менять место дислокации фестиваля, переносить его в Минск, к примеру в Лошицкий парк. Учитывая все эти недостатки, туристов я бы пока при­возить на фестиваль не торопилась: им будет просто скучно. А на будущее – если организаторы (а они молодцы, что все это затеяли!) устранят недостатки, то такие коллективные поездки возможны.

Главный специалист Департамента по туризму МСиТ Марина Масташова:

– Нужно отметить, что в последнее время маркетинговая деятельность музея в Строчицах, этого единственного в Беларуси настоящего скансена, заметно активизировалась. Здесь появилось больше интерактивных экскурсий, интересных мероприятий и дополнительных услуг. И Сырный фестиваль хорошо вписался в эту концепцию. Я рада, что этот праздник состоялся; в нашей жизни не так уж много событий, поэтому приехало большое количество людей, как на общественном, так и на личном транспорте, причем несмотря на плохую погоду. Приятно, что программа была составлена таким образом, что все гости могли найти себе развлечение по душе, да и дети были не обделены вниманием. Но нельзя не отметить и недостатки. К примеру, мы со студентами ехали на машинах. Если бы не навигаторы и переговоры с работниками музея, мы бы заблудились, потому что напрочь отсутствовали растяжки и указатели. Единственный указатель на фестиваль мы обнаружили прямо у входа в музей. Отмечу также недостаточное количество транспорта: многие мои знакомые ехали на фестиваль на такси от Малиновки. А для того, чтобы уехать назад, люди стояли под дождем по два часа, ожидая автобуса. На мой взгляд, нужно было пустить дополнительный транспорт, договориться с частниками, чтобы маршрутки курсировали и туда, и обратно. Вопросы возникали и в связи с расположением торговых палаток: многие гости фестиваля в светлой одежде и летней обуви попросту не смогли даже подойти к ним, чтобы продегустировать и купить сыры. Мне пришлось слышать нарекания на медленное обслуживание и высокие цены в корчме «Камяница». А точки с выпечкой, бутербродами, чаем, соками и водой – отсутствовали. На будущее организаторы должны быть готовы к капризам белорусской погоды.

https://www.traditionrolex.com/8