https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>То, что от этой выставки никто ничего не ждал, – это понятно. Осенняя турбиржа давно и стабильно сдает свои позиции даже как площадка для общения столичных турфирм с региональными. Это не новость. Тут, пожалуй, нам и кризиса не надо было – чтобы в очередной раз повторить, что формат себя изжил. То, что выставка визуально будет скудной, – на этот счет тоже мало кто сомневался. </strong></p>

Как, например, во вчерашней победе «Барсы». Но счет был 2:0, а мог быть 6:0. Чувствуете разницу? Так же и с нашей выставкой – счет где-то так навскидку 3:0 – в пользу кризиса.

Что в целом я бы сразу отметила, вкратце характеризуя нынешний «Турбизнес»? В общем-то, все как всегда. Открытие с красными ленточками, мало стендов, немного агентов, немного туристов. Что неприятно поразило более всего? Дырки! Дырки на тех местах, где обычно располагался цвет белорусского турбизнеса, наш крепкий средний класс, фирмы калибра «Подевюс». Это – да… это неприятно. Это меня впечатлило! На мой вопрос, почему, например, один из лидеров рынка фирма «Ростинг» все-таки присутствует в таком «безнадежном» формате, Олег Малащенко добродушно заметил: «Можно было бы, конечно, не выставляться, потому что на какой-то результат мы, естественно, не надеемся, но тогда была бы на этом месте еще одна «дырка»! Нехорошо!»

Действительно, хорошо, что есть на выставке «Ростинг» и «Интерсити», но – опа! – нет российских лидеров рынка, представленных в Беларуси, – «Тез Тура» и «Пегас Туристика». Такого на моей памяти не было. Плохой момент в российском туризме, плохой формат нашей выставки… В общем, не видят смысла. Наверное, треть павильона «Белэкспо» вообще занавешена черной шторой.

Слава Богу, представлен на общем стенде пул белорусских туроператоров, объединенных под крышей РСТО. Стенд, кстати, оказался самым «густонаселенным», с самой большой концентрацией «туропов» на квадратный метр: «Бел-Ориентир», «Топ-Тур», «Турлюкс», «Трэвел» и другие.

Из российских акул турбизнеса – «Корал Травел», представители которого на вопрос о наличии все-таки положительных моментов на белорусском рынке сказали, что сезон был, например, прекрасным для испанского направления. А еще в планах фирмы – выйти на рынок белорусского инкаминга и вплотную заняться отправкой российских туристов в белорусские санатории, а также ближе познакомить огромную армию российских туристов, ныне по известным причинам ограниченную в передвижениях, с возможностями интересной белорусской «экскурсионки».

Кстати, о «внутрисоюзных» связях. Видно, что они крепнут. Кто из официальных представителей зарубежных государств присутствовал на открытии? Верно – представители администраций Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам. Делаем выводы.

Европа еще больше свернула свое присутствие. Нет, например, греков, киприотов, да много кого нет. Но есть литовцы. Наша западная соседка представлена длинным, пенального вида стендом на «галерке» выставочного павильона.

Самое яркое «пятно» на выставке, безусловно, турецкий стенд. Сегодня, кстати, по выставке ходила и сама госпожа посол. В общем, Турция в нас верит, несмотря ни на что. Это и приятно, и понятно: страна как туристическая дестинация слегка потеряла позиции в этом году и не намерена разбрасываться рынками.

О чем поговаривали в кулуарах (кроме скандальной ситуации с «Трансаэро» и «Библио-Глобусом»)? Все о том же. Падение объемов рынка по сезону – приблизительно 40%. С учетом того, что все последние годы стабильно наращивали по 30%, ситуация не смертельная, но болезненная. Абсолютно неясно, что дальше. Все точки над «і» расставит раннее бронирование, которое прежде разворачивалось в ноябре и достигало пика в феврале-марте-апреле. В целом в январе-феврале картина по следующему сезону будет ясна. Как сохранить коллективы в ситуации, когда нет прибыли? Тут на первый план, как ни странно, выходит такой термин, как планирование. Оно хорошо налажено у «ЦентрКурорта» в силу исторической преемственности, а вот частные фирмы, давно погруженные в стихию рынка, пожалуй, подзабыли об этом параметре плановой экономики.

Что еще? Естественно, профессионалам – как нашим, так и российским,  не нравится демпинг, игра на понижение, неоправданные скидки и тому подобные приемы, которыми владеют фирмы, могущие себе все это позволить, так называемые дискаунтеры. Особенно хорошо конфронтация прослеживается на рынке автобусных туров. «Сейчас некоторые фирмы стали делать автобусную Чехию с двумя ночными переездами, но мы с нашим пулом и нашей цепочкой в Прагу в этом вопросе на уступки не пойдем. Все равно решили оставить в программе только один ночной переезд. Качество важнее всего! Несмотря на кризис и обострившуюся конкуренцию, мы не хотим предлагать пусть и дешевый, но плохой турпродукт»,  решительно заявила Людмила Петрович, «Галар-Экспо».

Однозначно можно сказать, что рынок не умер. Турбизнес в очередной раз прогнулся, но не сломался. Клиенты-то никуда не делись на самом деле. Особенно – постоянные. Поговорив с фирмами, которые, например, ежегодно грузили «по маленькой» автобусы на горнолыжные европейские курорты, мы выяснили, что тут все «стабильно»  новых клиентов, конечно, не найдешь, но постоянные готовы и в этом году выделить, скажем, евро 600 на любимое хобби.

Таковы вкратце сегодняшние позиции белорусского турбизнеса, так или иначе проявленные на выставке. Что у чиновников? К сожалению, ничего нового. Исполкомы, советы, собрания, итоговые отчеты, в общем, «все путем».

Во всяком случае о долгожданной перемене формата осенней выставки мы пока слышали только от исполняющего обязанности директора Национального агентства по туризму господина Померанцева. Но если бы устроители нынешней турбиржи могли бы слышать сегодня мнение турбизнеса, то они услышали бы приблизительно следующее:

 Даже в этих кризисных условиях выставку можно было бы сделать более живой. Предоставить особые условия старым партнерам, подвинуться по ценам, соответственно, набрать больше экспонентов.

 Сделать зону воркшопов – для того чтобы придать какой-то новый импульс агентским встречам.

 За копейки отдать площади сопутствующим бизнесам – кафешкам, отелям, ремесленникам, пусть бы там раздавали свою рекламу, пирожки и горшки.

 Сделать копеечный вход на выставку, завалить город рекламой и так далее.

Если государство хочет все контролировать – что ж, хозяйствуйте тогда, как положено. Не можете? Как говорится, отдайте народу! Во многих странах выставочная деятельность – дело рук частных компаний, и представьте – ничего не развалилось, наоборот – цветет и пахнет. Какие проблемы?

Вообще с «Турбизнесом» у нас ситуация такая. Каждый год всем кажется, что это будет в последний раз. Каждый год говорим, что больше так продолжаться не может – эта бесконечная песня о «заюзанности» формата, тоска по иным выставочным технологиям и прочее. Но приходит осень – и здравствуйте! – тот же «Турбизнес» и тот же формат. Потому что мы-то знаем, что у нас все может продолжаться сколько угодно…

https://www.traditionrolex.com/8