https://www.traditionrolex.com/8
<p>Официально центр перестал существовать 1 января 2014 года. Ситуацию комментирует бывший руководитель этой организации Сергей Митрахович.</p>

– Как могло получиться, что организация, востребованная на протяжении 60 лет и на счету которой множество интересных дел, акций, мероприятий, вдруг стала не нужна?

– На самом деле, ситуация парадоксальная. Дело в том, что в прошлом году в государстве началась так называемая оптимизация. Она была реализована в различных сферах, в том числе и в образовании. Школу особенно не оптимизируешь, детские сады тоже, в вузах свои проблемы… Поэтому крайними оказались учреждения дополнительного образования, где провели значительные сокращения. В нашем центре из 60 штатных работников сократили 17, это четвертая часть. А затем Министерство образования выступило с инициативой, которую я не разделяю, да и не только я, – объединить центр туризма и краеведения и республиканский эколого-биологический центр.

– Центр занимался практически всеми направлениями туристической деятельности. Это был спортивный туризм, и походы, и соревнования по туристским многоборьям, и туристические слеты молодежи. В центре была турбаза на 120 мест, куда приезжали учащиеся, студенты, педагоги. Это серьезная материальная база…

– Действительно, наше учреждение считалось основательным: кроме турбазы, у нас был автобус и грузовые машины, около 200 палаток и 500 спальных мешков. Одна из главных заслуг центра заключается в том, что было открыто 75 подобных организаций в регионах. Но главное – не в материальной базе. Главное – в центре работали сильнейшие педагоги республики, краеведы и туристы с большим стажем. С такой сетью и таким охватом мы чувствовали себя вполне уверенно.

– Какое количество детей было охвачено туристической и краеведческой работой?

– В самом центре занималось около тысячи детей. А по стране их насчитывалось более 35 000.

– А за прошедшие шестьдесят лет? Или никто это не подсчитывал?

– Сказать сложно, однако, думаю, это огромная цифра. Дело в том, что центр имел двойное подчинение: с одной стороны, это было учреждение образования, с другой – был в ведомстве комсомола Беларуси. И что самое удивительное: когда в 1953 году центр был создан (а это были очень тяжелые для страны времена), бюджета на его содержание хватало. А теперь почему-то не хватает.

– Возможно, дело в том, что подобные организации были идеологическими?

– Признаюсь честно, я до последнего надеялся, что мы продолжим свою деятельность как самостоятельное учреждение именно потому, что являемся идеологической организацией. Причем в самом лучшем смысле этого слова. Наша идеология заключалась в том, что мы прививали детям любовь к родине средствами туризма. Для того чтобы быть патриотом, любить свою страну, нужно ее знать. Нужно ходить в походы, ездить на экскурсии, изучать, исследовать… Для этой цели нами были задуманы и воплощены экспедиция «Наш край» и акция «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», которая сегодня изменила название и называется «Я – грамадзянін Рэспубликі Беларусь».

– Теперь эти мероприятия исчезнут?

– Возможно, кто-то будет ими заниматься, но я убежден, что той широты и глубины у них уже не будет. Пока, правда, не идет речь о закрытии всех 75 учреждений на местах, но логично предположить, что этот процесс не за горами. Меня волнует еще и такой аспект: нынешний год объявлен Годом гостеприимства. А в основе любого гостеприимства лежит туристическая составляющая. Но получается, что слово туризм ушло даже из названия новой организации! Ведь говорят: как корабль назовешь, так он и поплывет! Пока, правда, не предпринято реальных шагов в отношении ликвидации туристического подразделения, но, как мне кажется, эти шаги не за горами.

P.S. Сегодня Сергей Стефанович Митрахович, который на протяжении 30 лет возглавлял Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи, работает в должности методиста высшей квалификационной категории Института повышения квалификации и переподготовки туристских кадров при БГУФК.

https://www.traditionrolex.com/8