https://www.traditionrolex.com/8
Спортивный туризм – это значительно больше, чем вид спорта. Для людей, серьезно занимающихся туризмом, – это образ жизни, а для многих – вторая жизнь. Туризм  формирует волевые качества человека, развивает его  не только физически, но и нравственно, поскольку всегда сочетается с краеведением, историей, природоведением.

Спортивный туризм – это значительно больше, чем вид спорта. Для людей, серьезно занимающихся туризмом, – это образ жизни, а для многих – вторая жизнь. Туризм  формирует волевые качества человека, развивает его  не только физически, но и нравственно, поскольку всегда сочетается с краеведением, историей, природоведением. Нормальный турист относится к природе значительно лучше, чем среднестатистический отдыхающий. Особенно благоприятно действует атмосфера туристской группы на формирование личности подростка. Трудно переоценить роль туризма и в военно-патриотическом воспитании. Из парня, активно занимающегося туризмом, проще подготовить хорошего солдата, пограничника, разведчика. Не будет преувеличением, если  сказать, что спортивный туризм – дело государственной важности, причем не требующее строительства стадионов и ледовых дворцов.

Логично предположить, что государство должно способствовать развитию спортивного туризма. Наверное, поэтому вызывает недоумение двухмесячный запрет водного туризма на территории Республики Беларусь. Точнее запрет касается использования маломерных судов, а байдарки включены в этот список.  Я предполагаю, что запрет водного туризма на период нереста связан либо с ущербом, который будто бы наносят туристы, либо с тем, что туристы мешают борьбе с браконьерством.

Давайте сначала поговорим о том ущербе, который наносят суда, движущиеся по рекам. По Припяти буксиры таскают баржи. Вы  видели когда-нибудь, что делают баржи, когда их на повороте прижимает к берегу? А мы видели: борта барж так скребут по берегу, что обрушивается не только грунт с берега и кусты, но и огромные деревья. А еще за баржей тянется по дну груз, препятствующий заносу. Этот тянущийся по дну груз перепахивает дно, разрушая естественную среду обитания рыб,  и совсем не способствует нересту. Если говорить об ущербе, то одна баржа за один рейс навредит  больше, чем все байдарки за 100 лет. Можно также говорить о катерах и лодках с моторами, которые поднимают большую волну и загрязняют акваторию бензином и маслом, но глупо говорить, будто бы водный туризм наносит ущерб природе. Давайте лучше поговорим о тех миллионах кубометров неочищенных сточных вод, которые ежедневно сбрасываются в наши реки. Съездите на Ляховичское водохранилище к месту впадения реки Ведьма. Реки, как таковой, нет, есть поток зловонной жижи, а все водохранилище – это отстойник нечистот, из которого воду качают в Барановичи. Объясните мне,  куда девается принципиальность чиновников, охраняющих природу, вот в таких ситуациях. Или, может, чиновники не знают, что самой грязной рекой Беларуси является Свислочь, а река Лошица, в нее впадающая, состоит более чем наполовину из неочищенных сточных вод?  Такое впечатление, что наши борцы за сохранность природы уже со всеми проблемами справились, осталось только байдарки запретить. Конечно, туристов на реке отлавливать проще и безопаснее, чем бороться с истинными врагами живой природы.

Теперь попробуем связать запрет байдарок с борьбой с браконьерством во время нереста. Никто не возражает против борьбы с браконьерством.  Именно в период нереста  браконьерами, их сетями и электроудочками  наносится максимальный вред рыбным запасам. Понятно и то, что средством доставки браконьерских орудий лова к местам нереста являются лодки. Но ведь само использование весельных лодок не наносит ущерба природе. К сожалению, многие вопросы у нас решаются так, как удобно чиновникам. Вспомните наше недавнее прошлое: погранзона шириной 15–30 километров. Очень удобно охранять границу, если никого не подпускать к ней на пушечный выстрел. И вот, наконец, здравый смысл восторжествовал: въезд в погранзону фактически открыт и безопасность государства от этого не пострадала. То же самое и с запретом лодок. Это очень удобно для охраны: лодки запретить, а всех кого на лодках заметили, считать нарушителями. Заметьте, ни в России, ни в Польше, ни в Украине таких запретов нет. По имеющимся у меня сведениям, таких запретов нет в США, в Германии, Чехии, Казахстане. Рискну предположить, что этот запрет существует в единственной стране – у нас. У нас что, рыба самая пугливая или чиновники самые умные в мире? Если судить по тому, как мы живем, этого не скажешь. Логика подсказывает такое решение вопроса: остановите лодку и проверьте – есть в лодке браконьерские орудия лова, значит, надо привлечь нарушителя к ответственности. Для контроля и выявления таких нарушений у нас существует несколько организаций, ведущей из которых является Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Сотрудники этой организации оснащены очень даже хорошо: современные лодки с моторами, радиостанции, приборы ночного видения, пистолеты и автоматы и т. д. Вот и флаг им в руки –  пусть ловят браконьеров. Но за что лишать нормальных людей права заниматься водным туризмом? 

Я беседовал с сотрудником Государственной инспекции по этим вопросам, и он произнес такую фразу: «Если туристам разрешить ходить на байдарках, то все браконьеры тоже пересядут на байдарки». Ну вот, «приплыли». Абсурдность решения этого вопроса и его несправедливость по отношению к законопослушным гражданам очевидна. Этим объясняются многочисленные вопросы, возникающие у туристов. Может быть, поэтому на сайте Государственной инспекции появилось «разъяснение».

Цитирую: «Если сплавляется на байдарках туристическая группа, поход которой организован юридическим лицом, занимающимся деятельностью по организации и проведению туристических походов, то с группой в поход направляется уполномоченное должностное лицо с утвержденным маршрутом, списком лиц, участвующих в походе и т.д. Должностное лицо должно иметь при себе служебное удостоверение. Об этом и говорится в ответе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по вопросу использования плавсредств туристическими группами. Представителями юридического лица являются также члены спортивных школ или организаций по водным видам спорта, в соответствии с уставами которых осуществляется деятельность по организации тренировочного процесса и проведению соревнований, следовательно, во время тренировок и соревнований данный запрет на них не распространяется при условии сопровождения спортсменов должностными лицами указанных спортивных школ и организаций». Конец цитаты. Но разве это снимает проблему?

Просто автоматически возникает целый ряд вопросов.

А где их взять – этих самых должностных лиц со служебными удостоверениями для десятков  групп? Это что, новые должности надо вводить? А кто им будет платить за это?

И самое главное: а что делать «самодеятельным» или «неорганизованным» группам, которых в десятки раз больше, чем «организованных»?

https://www.traditionrolex.com/8