ФОТОКОНКУРС

Беларусь глазами
россиян
 

 

 

 

ОПРОС

другие опросы

Итальянских туристов поделили на четыре вида. А какой турист вы?

Результаты

Конкурс для профи

МУЗЕНИДИС ТРЕВЕЛ - 15 ЛЕТ УСПЕХА!




Мы знаем о Греции всё. А вы?

Loading ...

Почему юбилей Грюнвальдской битвы не всколыхнул у беларусов историческую память?

28.07.2010

Грустно осознавать тот факт, что проект, придуманный тобою, практически провален: мероприятий «По дороге на Грюнвальд» оказалось очень мало.

Но еще грустнее от понимания того, что само историческое событие промелькнуло мимо сознания абсолютного большинства жителей нашей страны. Да, прошли торжественные мероприятия в Новогрудке, состоялось несколько рыцарских турниров, которые с натяжкой можно отнести к юбилею Грюнвальдской битвы, десятки тысяч людей собрались в Польше на том самом историческом поле,  но в основном это были поляки и литовцы, а на умы наших граждан эти мероприятия практически никакого влияния не оказали. Почему? Вопрос этот, наверное, риторический – на протяжении последних двух  столетий из мозгов беларусов каленым железом выжигались любые воспоминания о Великом княжестве Литовском, о литвинах и их славной истории, даже после обретения Беларусью независимости наше государство не решилось копнуть вглубь истории и поискать там свои корни. И только в последние годы потихонечку историческая правда начинает доходить до беларусов. Издается трехтомная история ВКЛ, печатаются другие книги, празднование юбилея Грюнвальдской битвы в Новогрудке проходит на государственном уровне, но… при этом ни один рыцарский клуб не выходит на торжественный парад под настоящими древними знаменами. Исторические клубы, которые восстанавливают рыцарские традиции именно Великого княжества Литовского, фактически игнорируют официальные мероприятия и уезжают на празднование в Польшу, а в Новогрудке сражаются непонятно кто –  пытаясь сфотографировать поединки, я то и дело ловил себя на мысли: эти бойцы не подходят, потому что у них фактически нет рыцарских доспехов. А эти вообще с какими-то щитами без эмблем и опознавательных знаков, сзади торчат телогрейки и ватники. Такого в истории не только рыцарей, но и любого литвинского шляхтича в принципе быть не могло. Потому что каждый дорожил своим именем, своим гербом. И предать этот герб было точно таким же позором, как и предать Родину.

 Праздники отгремели. Они давали нам прекрасную возможность вспомнить не только славную победу, но и провести мощную компанию по воспитанию патриотизма и любви к Родине у нашего молодого поколения. Увы, пока такого не произошло. Ни одна улица в стране не была названа в честь Витовта или самой победы на Грюнвальдском поле, ни на каких массовых мероприятиях не подчеркивалось, что проводятся они в удивительный, юбилейный год. Похоже, нам такой глубокий патриотизм пока не нужен, достаточно примеров героической обороны Брестской крепости, героев-подпольщиков и партизан. Но мне очень хочется надеяться, что это только пока. Движение к осознанию обществом наших исторических корней началось. Это движение уже не встречает ожесточенного сопротивления со стороны родного государства. Более того, празднование юбилея Грюнвальдской битвы в Новогрудке говорит о том, что вот-вот на самом высоком государственном уровне будет признано: беларусы  вышли не только из Великой Отечественной войны. Наш народ гораздо древнее. И наша история гораздо богаче. И наши дети будут ее знать лучше, чем мы.

 

PS. О том, как проходили праздничные мероприятии на Грюнвальдском поле, можно узнать из интервью руководителя клуба «Княжы Гуф» Федора Михеева. Что происходило под Грюнвальдом 600 лет назад в интервью для «Радыё «Свабода» рассказывает автор книги «Грюнвальд» Анатолий Тарас.


Комментарии:

Бульбаш28.07.2010

"провести мощную компанию по воспитанию патриотизма и любви к Родине у нашего молодого поколения" Вам не кажется, что это - задача государства?
Цитировать

Людмила Дрик28.07.2010

"...само историческое событие промелькнуло мимо сознания абсолютного большинства жителей нашей страны..." Увы, святая правда.
Из моих знакомых лишь один Андрей Гончаронок задумчиво произнес: "Однако 600-летие Грюнвальда бывает лишь раз в жизни", - и рванул на Грюнвальдский фестиваль. Кстати, выложил в сети репортажи: "Грюнвальд-2010: праздник, который запомнится":
http://tourism.tut.by/cgi-bin/articles.cgi?id=866
и "Дети Грюнвальда":
http://tourism.tut.by/cgi-bin/articles.cgi?id=872
Цитировать

Бывалый28.07.2010

А по-моему, все дело в том, что мы этими рыцарскими фестивалями уже объелись. Я уже заколебался читать - там фэст, там реконструкция, там турнир... А на деле одно и тоже - не очень трезвые люди в странных одеждах вяло пытаются развлечь публику, а потом, закрывшись в лагерях, квасят до утра. Какая в этом идеология? Какое воспитание молодежи? Профанация идеи. Так что народ, нкушавшись различных фестивалей, также воспринял и Грюнвальд.
Цитировать

Наталья, Представитель редакции29.07.2010

2Бывалый. Увы, беда в нашей национальной черте - "памяркоўнасці". Что нам какой-то Грюнвальд, если мы и более "свежие" даты белорусской истории не помним (или отказываемся помнить)! Амнезия на всю башку! Что касается идеологии - так нам ведь "абы ціха". И досрочные выборы "скушаем", как скушали многое другое... А потом будем диву даваться, откуда же несварение желудка?!
Цитировать

Расист30.07.2010

Не расстраивайся, Серега, народ просто не понял твою идею: не было, не было никаких дат по Грюнвальду, а тут сразу - бац!- сразу 600! Не готово население к такому внезапному празднику. а кто знал и готовился, тот и пришел. Не бывает все сразу. САм знаешь, поди. А если без подготовки,то тоже можно, но бюджет другой нужен, а его, как раз таки и нет...
Цитировать

Сергей, Представитель редакции30.07.2010

Бульбаш:
"провести мощную компанию по воспитанию патриотизма и любви к Родине у нашего молодого поколения" Вам не кажется, что это - задача государства?

Не кажется, я в этом уверен.
Наш народ так устроен, что пока за него не возьмется государство, он и будет сидеть тихо.
Пример с развитием сельского туризма это весьма подтверждает.
Но и до государства как-то достучаться нужно...
В общем, круг не замкнутый, но о-о-о-чень большой.
Цитировать

Anonymous30.07.2010

Наивные вы какие... Выйдите на улицу и спросите у десяти людей, что такое Грюнвальд и с чем его едят. Думаю, что вопросов про "историческую память" белорусов у вас будет значительно меньше.
Цитировать

Юлия, Представитель редакции30.07.2010

2 Anonymous. Знаете, а мы думали по поводу такого опроса. Жаль, что по определенным причинам провести его к самому мероприятию не удалось, а теперь, наверное, уже поздно. И снова соглашусь с почти высказанным вами предположением о результатах такого опроса - наверняка не слишком многие знают о том, чем был Грюнвальд в нашей истории. Но мириться с таким положением вещей - значит, обрекать белорусскую нацию на постепенное исчезновение. Знаете, людям, которые потеряли память, психологи рекомендуют обязательно восстановить прошлое. Если не вспоминается само, а восстановить правду невозможно (нет близких людей, которые могли бы рассказать об утерянных воспоминаниях, нет фотографий и документов), то врачи советуют хотя бы выдумать себе прошлое и поверить в него. Если невозможно полноценное существование личности без прошлого, то как без него полноценно существовать целому народу?
Цитировать

Палешук30.07.2010

Сергей, вы прекрасный и чистый человек. Это видно и по фотке и по вашим многочисленным материалам о Беларуси. Но "вы слишком далеки от народа".. (с) Под "народом" я имею ввиду количественное большинство населения, "храждан РБ", "илихтарат", "пацанов с микрараена". Для этого большинства национальная идея - это "чарка&шкварка". И я не ерничаю - просто выйдите на улицу, езжайте на городской пляж и посмотрите вокруг. Делайте туры "Ягипет усе уключэно" - и будет вам счастье (точнее будут деньги, а счастье...)
Цитировать

Сергей, Представитель редакции30.07.2010

Палешуку:
Знаете, было когда-то время на заре демократии, когда даже в Беларуси существовали различные политические или околополитические течения. И один деятель ратовал за отделение Полесья от Беларуси. Он предлагал мне активно в этом участвовать -- ведь я тоже поляшук. Но я тогда ответил, что беларусы и так слабы, а если еще и мы, полешуки, от них отречемся, то что останется? Лучше всем нам быть беларусами -- шансов на самоиндефикацию гораздо больше. Ведь литвинами нам уже не быть. Как и чисто полешуками тоже...
А за первое предложение спасибо. Однако должен сказать, что так думают далеко не все из тех, кто меня знает. Ибо нет людей без недостатков. Но разговор не об этом, а о том, что общественное мнение МОЖНО формировать. И лучше его формировать, когда интересы государства и прогрессивной части населения сходятся. Я думаю, что такой вариант развития событий вполне возможен. И для его приближения, кстати, мы выпускаем свои путеводители и фотоальбомы.
Цитировать

Margarita30.07.2010

А думаю что он не был провален - он всё таки был! И это не так важно что не хватало рыцарских доспехов: самое главное были участники Это только начало. Конечно многое надо дорабатывать Например такой момент: вo время Наваградскага рыцарскага феста колонна рыцарей на лошадях шла в оцеплении милиции; это выгладело как будто они вели пленных откуда могут появиться улыбки? Только одно это производит утнетённое состояние. И качественный тематический снимок не сделаешь.
Цитировать

Anonymous31.07.2010

как то спросил лет 5 назад у официантки ресторана Грюнвальд в центре Минск, что такое Грюнвальд - ответ был - зеленый лес.
Цитировать

Сергей, Представитель редакции02.08.2010

Margarita:
А думаю что он не был провален - он всё таки был! И это не так важно что не хватало рыцарских доспехов: самое главное были участники Это только начало. Конечно многое надо дорабатывать Например такой момент: вo время Наваградскага рыцарскага феста колонна рыцарей на лошадях шла в оцеплении милиции; это выгладело как будто они вели пленных откуда могут появиться улыбки? Только одно это производит утнетённое состояние. И качественный тематический снимок не сделаешь.

Да, кстати, мероприятия с милицейским оцеплением -- это отдельная песня... Особенно исторические. С другой стороны, вспоминаю, какое самоуважение было на лице главного милиционера, который шел с рацией в руке перед князем Витовтом и королем Ягайлой... Человек, может быть, переживал лучшие мгновения своей жизни!
Цитировать

Geor02.08.2010

Собирались поехать на тематическую экскурсию "Год Грунвальда" от "Виаполь". Но экскурсия не состоялась по причине отсутствия желающих.
Цитировать

Украинка02.08.2010

Сергей Плыткевич:
Наш народ так устроен, что пока за него не возьмется государство, он и будет сидеть тихо.

А вы не думали, что наш народ сидит тихо, потому что однажды за него уже бралось государство? Почти 100 лет вытравливала всяческими способами ту самую историческую память? Два-три поколения в масштабах истории - полная ерунда, и для того, чтобы восстановить уважение к национальной истории и привить заново чувство национальной гордости, теперь нужны 200 лет "тепличных условий" для рождения новой национальной идентичности, а не 20 лет сомнительного суверенитета.
И потом, государство - это точно такие же белорусы без памяти, как и все остальные. За что им браться?!
И еще, воспитанием патриотизма должна заниматься семья, а не какое-то абстрактное государство. Только, снова же, как могла привить любовь к национальной истории моя бабушка, которая едва различимым шепотом пела украинские песни, когда была уверена, что ее никто не сможет услышать, потому что после многих лет ссылки она боялась быть украинкой.
И вы все еще настаиваете, что какие-то там рыцари должны "всколыхнуть у беларусов историческую память"? Наивность - понятная, милая, трогательная. А проблема - гораздо-гораздо серьезней...
Цитировать

Сергей, Представитель редакции02.08.2010

Украинке:
Практически со всем, что вы написали, согласен. Кроме наивности. Потому что если хотя бы у 5% народа не будет такой наивности, не останется никакой надежды вообще. А то, что элита нации вырубалась на протяжении последних нескольких столетий, то, что для инициативных представителей литвинов, беларусов всегда было искушение рваться в Варшаву или Москву -- со всеми вытекающими последствиями -- это факт. А когда погибали самые храбрые -- восстание Костюшко, 1830-1831, К.Калиновского и т.д. -- всегда папа или мама могли сказать сыну: "Видишь, Ян, Сымон, Матей полезли в пекло и потеряли головы. Так что, сиди тихо." И выжили те, кто сидел тихо или кто в тридцатые годы прошлого столетия занимался раскулачиванием, борьбой с нацдемами и т.д. Плюс отсутствие у народа одной веры. И это на протяжении ВСЕГО! существования нашего народа. Это тоже отразилось весьма и весьма на нашем менталитете. Так что проблем море. Но шанс у нас есть. Куда более могучие народы не имеют своего государства. А у нас оно есть. Пусть и появилось оно, может быть, почти случайно, без особых усилий нашей современной элиты. Но факт есть факт. И таких условий у беларусов не было никогда.
Цитировать

попутчик02.08.2010

К великому сожалению, профанация идеи -- это наша любимая национальная игра. Любая, самая привлекательная находка через какое-то время выхолащивается и становится чем-то проходным и неинтересным. Тоже самое произошло и с возрождением рыцарстваЮ, войнушками, взятием крепостей... Начиналось очень интересно, всем нравилось, все старались посмотреть на турниры и пр. Чем закончилось? Скучно...Рыцари -- не очень трезвые -- на фоне китайского ширпотреба и в окружении аромата национального белорусского блюда -- шашлыка. Плюс милиция. Кого могут привлечь подобные реконструкции? Празднование такой даты, как Грюнвальд, должно было предполагать что-то мощное, цельное, ударное, а не жалкие отдельные турнирчики. Получилось, что никому это неинтересно...
Цитировать

LIDIM, Представитель турбизнеса02.08.2010

попутчик:
Начиналось очень интересно, всем нравилось, все старались посмотреть на турниры и пр. Чем закончилось? Скучно...Рыцари -- не очень трезвые -- на фоне китайского ширпотреба и в окружении аромата национального белорусского блюда -- шашлыка. Плюс милиция. Кого могут привлечь подобные реконструкции? Празднование такой даты, как Грюнвальд, должно было предполагать что-то мощное, цельное, ударное, а не жалкие отдельные турнирчики.

+ 1

Как видим, причин в том, что годовщина Грюнвальда не вызвала интереса, несколько, а не одна. Это и "урезание" исторической памяти нашего народа, и отсутствие серьезной поддержки на государственном уровне, и скомпрометировавшие себя предыдущие рыцарские поединки(полупьяные участники, шашлыки, пиво, чипсы, милиция). И в Грюнвальд поэтому нам белорусам, пресыщеным рыцарскими баталиями под шашлык, совсем уж не интересно ехать, а по-другому смотреть на это "зрелище"(осмысленно, с пониманием, с исторической начинкой, без пива) нам не предлагали.
Цитировать

Некто02.08.2010

В Беларуси был только на одном похожем мероприятии. А также был и в Испании на реконструкции рыцарских поединков. На конях с копьями. Ощущения диаметрально противоположные. В зарубежье когда рыцари сходились - это был практически фул-контакт, копья ломались, с мечей летели искры (честно летели). Погружение в происходящее было настолько велико, что даже забывал - что это просто постановка.
Цитировать

наивная 02.08.2010

знаете что, господа хорошие? свозила я 16 человек (разношерстная была компания) в Новогрудок, на фестиваль. По дрорге почитала из книги Тараса о Грюнвальдской битве, ее значении в истории. Посмотрели на рыцарей, на замок, на спектакли, на батлейку. Отведали средневековое угощения, прогулялись по городу. Да, безумно раздражали лотки с китайским ширпотребом, белоруская попса! Однако у людей был выбор- кто что хотел, тот туда и смотрел! Во всяком случае, мои друзья остались довольны - кто-то сидя на траве смотрел конные поединки, кто-то мирно ел шашлык и пил пиво, кто-то гулял по городку. Я уверена, что начать надо не с государства - ах, ах, не поддерживает, ах, ах, не такие рыцари - а с собственной головы! Хочешь- поднимаешь, извините, "пятую точку" с дивана и едешь! Так формируется тот самый менталитет, и та самая память.
а милиции спасибо сказала - за полное отсутствие пьяных "пацанов с микрораена", кстати, даже мата не слышно было ни от кого.
Цитировать

Юлия, Представитель редакции03.08.2010

2 Украинка. Абсолютно согласна со второй частью вашего высказывания. Только в семье, причем с самого раннего детства, можно воспитать любовь к родине. дети должны видеть это отношение со стороны родителей, а у нас по-прежнему один из самых популярных анекдотов - про червячка, "это твоя родина, сынок!" Не то, чтобы анекдот был плох, но уж как-то слишком искренне он звучит в нашем исполнении. Пока мы будем нашу страну хаять и принижать на каждом шагу, наша дети будут вырастать с мыслью, что рождение в Беларуси - это какое-то наказание, карма. В отношении языка это тоже справедливо - его ребенок должен услышать от матери, тогда никаких языковых вопросов не будет!
Цитировать

Anonymous03.08.2010

А я лично узнал о юбилее битвы после юбилея Беловежской пущи. 600 лет назад Ягайло охотился в пуще и установил заповедный режим, а охотился он для заготовки провианта к этой битве. ПОЧЕМУ МЫ НЕ УВЯЗАЛИ ЭТИ СОБЫТИЯ ВМЕСТЕ И ПОЧЕМУ СЕРГЕЙ ПЛЫТКЕВИЧ НЕ ВЫСКАЗАЛСЯ ОСЕНЬЮ, КОГДА ПРОЗДНОВАЛИ ЮБИЛЕЙ ПУЩИ?
Цитировать

Сергей, Представитель редакции03.08.2010

Anonymous:
А я лично узнал о юбилее битвы после юбилея Беловежской пущи. 600 лет назад Ягайло охотился в пуще и установил заповедный режим, а охотился он для заготовки провианта к этой битве. ПОЧЕМУ МЫ НЕ УВЯЗАЛИ ЭТИ СОБЫТИЯ ВМЕСТЕ И ПОЧЕМУ СЕРГЕЙ ПЛЫТКЕВИЧ НЕ ВЫСКАЗАЛСЯ ОСЕНЬЮ, КОГДА ПРОЗДНОВАЛИ ЮБИЛЕЙ ПУЩИ?


Так, кроме меня, это и вы могли сделать!
Цитировать

Палешук03.08.2010

Сергей Плыткевич:
Палешуку: . Но разговор не об этом, а о том, что общественное мнение МОЖНО формировать. И лучше его формировать, когда интересы государства и прогрессивной части населения сходятся. Я думаю, что такой вариант развития событий вполне возможен. И для его приближения, кстати, мы выпускаем свои путеводители и фотоальбомы.

Ага, щас. Сейчас у нас интересы государства идентичны интересам Сами Знаете Кого. И в том, что они сойдутся с "интересами прогрессивной части населения" я о-о-очень сомневаюсь. "Осины не родят апельсины".
На выходных проехал по Крево, Борунам, Гольшанам (спасибо globus.tut.by) в первый раз посмотреть на наши достопримечательности (побывав до этого в путешествиях по Германии, Австрии, Чехии всей Прибалтике и т.д.). Это хорошо что я по русски говорю - без общения с местными жителями мало что можно найти, т.к. указателей практически нет. Я уж не говорю о том, что распечатать на английском языке страничку из википедии, заламинировать ее и повесить возле объекта - наверное у профильного министерства на это фантазии нет. И именно поэтому мы говорим: "Это твоя родина, сынок"...
ЗЫ Ночевал возле речки недалеко от Крево (с видом на костел). Очень красиво. Вообще, наша природа - просто загляденье. Есть и вода и леса и поля. Только живи, работай, отдыхай. Отдыхающими на реке было оставлено много стекляных бутылочек. Употребляли лекарство, скрашивающее жизнь илихтаратскую. Собрал и вывез в город(был на авто) 2 больших пакета стеклотары.
Цитировать

Герда03.08.2010

Не могу не вставить свои пять копеек, хоть тема национального самосознания белорусов и повергает меня в уныние.
Причин абыякавасцi народа тут назвали уже достаточно, хотя по мне так нужно не на причины кивать, извиняя все и вся, а думать, как всколыхнуть людей на болоте. Семья - согласна, воспитатель хороший. Хороший учитель, кстати, тоже. Но, наверное, проблема не в том, что белорусы себя сейчас не идентифицируют со шляхтой и рыцарями ВКЛ - они себя просто с нацией как таковой не очень-то соотносят. Хорошая вещь в этом плане спорт - когда наши выигрывают, гордишься за страну. Вот только выигрывать надо бы почаще.
Да даже белорусские зарплаты самоуважению народа (без него и самосознания не будет) не способствуют.
ЗЫ. К зарисовке о Крево - зарисовка с одного озерца под Минском. Запала в душу подслушанная фраза подвыпившего парня: "Хороший коньяк! Молдавский! Три звезды!". Это к слову о ценностях
Цитировать

Сергей, Представитель редакции03.08.2010

Палешуку:
Кстати, первый путеводитель, изданный "Рифтуром", назывался "Заслаль, Крево, Гольшаны".
А сейчас мы -- БОО "Фотоискусство" и издательство "Рифтур" -- поддерживаем проект паренька из Крево, который инициировал несколько приездов групп фотохудожников в Крево, организовал для них разные представления, типа, масленица на Юровой горе, уличные артисты у стен Кревского замка. В итоге планируется фотовыставка, которая будет путешествовать по Беларуси. Проект поддержало, вроде бы и Министерство культуры, он может стать международным. А инициатива исходит от одного молодого кревичанина...
Это я все к тому же лежащему камню клоню...
Цитировать

наивная04.08.2010

и все-таки- что же "всколыхнет" белоруса? Что вызовет интерес, если турниры "не проходят"?
Цитировать

Сергей, Представитель редакции04.08.2010

наивная:
и все-таки- что же "всколыхнет" белоруса? Что вызовет интерес, если турниры "не проходят"?

В конце прошлого столетия беларусов "всколыхнули" пустые полки магазинов и повышение цен. И на площади Ленина собралось около ста тысяч...
Цитировать

Палешук04.08.2010

Сергей Плыткевич:
Палешуку: Проект поддержало, вроде бы и Министерство культуры, он может стать международным. А инициатива исходит от одного молодого кревичанина... Это я все к тому же лежащему камню клоню...

Не очень люблю "без толку воздух колыхать" (в нашем случае "кнопки нажимать") поэтому выдам итоговый комментарий на эту тему (строго субъективный, так сказать "взгдяд из болотной деревни к юго-востоку от минска"). Самоидентификация: жил пару лет в Британии (1999-2000 г). На вопрос "кто ты?" пару раз назвался белорусом. Потом надоело объяснять кто это и где это - назывался русским. Жил в России 3 года - там я всегда был белорус. Флаги: "БЧБ" и "Закат Над Болотом" одинаково не волнуют мне кровь. Достопримечательности: замки в Литве, Зап Беларуси, фальварки, древние костелы и церкви - очень интересно посмотреть, но не мое, не родное. А вот Припять, дуброва возле деревни, журавины на болоте, лес вокруг - вот от чего в груди трепет. Каждый раз приезжая туда - чувствую себя Дома. И сразу перестраиваешь язык - "Ие хто у хаце? Зычыняйце сенцы! Наеуса ужэ?" В белорусской школе мы учили бел мову. На ТВ и в городе был русский язык. А кто мы - даже не задумывались в детстве... Еще помню первый год в институте - стеснялся своей деревенскости и не все понимал по-русски на лекциях (некоторые математические термины). Я типичный "тутэйшы". И я такой не один, это точно. А семья - тут я согласен с Украинкой -один из основных факторов влияющих на патриотизм. Только я не уверен что в настоящей жизни мы семьей споем гимн РБ с гордостью в сердце, преклоним колено перед флагом (интересно, вообще такие люди есть в Беларуси? Только чтоб от души). Просто учу своих детей любить Родину - не БТшную, политическую, а ту которая вокруг нас. Лес, воду, жыто, белок, буслов и даже некоторых людей... И лето, проведенное в деревне у бабушек, будет им лучшим уроком из "Истории РБ".
ЗЫ Сергей - удачи в ваших проектах! Земля круглая - еще познакомимся!
Цитировать

Сергей, Представитель редакции04.08.2010

Палешуку:
У нас в деревне тоже говорили: "Наеўса, напіўса і спаць палажыўса". А в соседней жили потомки шляхты и они говорили на чистом литературном беларуском языке...
Цитировать

Margarita04.08.2010

Палешуку:жил пару лет в Британии (1999-2000 г). На вопрос "кто ты?" пару раз назвался белорусом. Потом надоело объяснять кто это и где это - назывался русским.
А это вы зря. Я 12 лет живу в Канаде и всегда нахожу время объяснить где находится Беларусь и кто я. В ответ встречаю улыбки и дружелюбие - "KOSTITSYN!"
Цитировать

Юлия, Представитель редакции05.08.2010

2 Палешук. Прошу прощения за сленг, но - респект вам и уважуха! Мне кажется, что сотрясать воздух рассуждениями о том, как "должно быть" и что "нужно сделать" - занятие бессмысленное. Кому нужно сделать? А вот собрать два пакета стеклотары, кем-то оставленной, вывезти ее и тем самым хотя бы немножко помочь лесу, это поступок. Не нужно учить любить родину всех людей - достаточно научить своих детей.
Цитировать

Март06.08.2010

Да, наши предки принимали участие в Грюнвальдской битве, но кроме них с тевтонцами сражались и русские, и украинцы, и татары, и литовцы...Не сказал бы, что они так масштабно отмечают это событие. Пока ещё жив в белорусской памяти "грюнвальд" 20 века - Вторая Мировая война. Некоторые люди уже и 9 мая скоро перестанут праздновать. Напиваться и кричать залпам салюта "УРА!!!" м.б. ещё будут пару десятков лет, а вот по-настоящему радоваться подаренной нашими дедушками и бабушками жизни - вряд ли. Что весьма печально.
Цитировать

Сергей, Путешественник (Турист)07.08.2010

Дискуссия интересная. Наш менталитет, как наша история - сложный. Скоро будет хуже. Я с радостью осознаю тот факт, что родился в первой половине 1980-х и формировался как личность в 1990-е - сам в условиях поливариантности. Решение проблемы исторической памяти может быть разным. Например, берем регион или социальную группу, накачиваем информацией, интересом. Из 5-7 школ, куда вложить силы "сознательной" части общества и ждать результат. Пример "колосовского лицея", чьи выпускники и сейчас помнять белорусский язык и культуру, истфак БГУ 5-15 лет назад. Это как с вашим туризмом - всю страну не поднимем. Давайте вложим в Гродненскую область все ресурсы, оставив на оствашиеся прожиточный минимум. Инфраструктуру, информ. обеспечение, реконструкцию. Сделаем контору -- дадим денег и возьмем людей с образованием и языком, "отжалеем" денег на нормальную зарплату. Могу проект с историческим содержанием обосновать. Можно все, думать хорошо, надо делать. Лето за окном, молодежь сидит без дела. А люди с образованием - возьмите выпускников истфака и филфака БГУ за 10 лет и посмотрите на трудоустройство) Искусствовед-музеолог - казино, архивист - такси, историк-политолого - заправка. Будет время продолжим...
Цитировать

Anonymous07.08.2010

(...Искусствовед-музеолог - казино, архивист - такси, историк-политолого - заправка...)- и это ещё "повезло".

Цитировать

Ваше имя:

Ваш комментарий:

Введите цифры, которые показаны на картинке:

Captcha Image

Комментарий будет добавлен после одобрения модератором.

МНЕНИЕ

#

Алексей Терентьев

директор турагентства «Лентяй»

Тема:
Интернет – это, конечно, поле свободы. Но на нем не должны пастись козлы!

Многие «писатели», выливающие на других ушаты грязи в интернете, чувствуют себя безнаказанными – мол, что взять с анонима или псевдонима. Так вот, вы не представляете, как легко определить ваше настоящее имя.

...

ПРЕДЫДУЩИЕ ТЕМЫ

Все мнения

КАЛЕНДАРЬ

Гомельский мини-фэст театров огня

Фестиваль, с 10.09.10 по 11.09.10

Минский международный марафон

Спортивно-зрелищное мероприятие, 11.09.10

День города Минска

Праздники, с 11.09.10 по 12.09.10

все события