https://www.traditionrolex.com/8
Я анализирую показатели прошлых, кризисных 2009 и 2010 годов, и даже по сравнению с ними объем продаж сейчас существенно упал. Кроме того, туры бронируются в последний момент: глубина продаж, как правило, не превышает одной недели, редко – две-три.

О валютном и экономическом кризисе, ситуации на туристическом рынке и способах спасения бизнеса в экстремальных условиях рассуждает учредитель компании «Топ-Тур» Иван Чура.

«В нынешней ситуации положение турфирм мало чем отличается от положения компаний, работающих в других сферах: если какие-то предприятия закупают за рубежом станки, то мы закупаем услуги – проживание в гостиницах, трансферы, экскурсии… Разумеется, внешнеэкономическая деятельность напрямую связана с валютой. Турфирмы, имеющие соответствующую лицензию – в том числе и нашу компанию, – спасает разрешение на прием валюты у клиентов. Таким образом, белорусская денежная масса уходит на внутренние нужды – зарплату, аренду офисов, налоги, рекламу, а валютные поступления позволяют нам рассчитываться с партнерами. Крупным операторам выживать, на мой взгляд, тяжелее: во-первых, у них больше рисков, связанных с блоками мест на самолетах и в гостиницах, во-вторых, нужно учитывать затраты на содержание офисов и большого штата сотрудников.

Уже сейчас очевидно, что поток туристов стал ощутимо меньше – не секрет, что сокращаются чартерные программы, уменьшается объем перевозок. Путешествовать пока продолжают те, у кого есть валютный запас. Для туристов, покупавших валюту с зарплаты и отпускных, такой отдых стал недосягаем. Я анализирую показатели прошлых, кризисных 2009 и 2010 годов, и даже по сравнению с ними объем продаж сейчас существенно упал. Кроме того, туры бронируются в последний момент: глубина продаж, как правило, не превышает одной недели, редко – две-три.

Еще в марте-апреле мы предвидели нынешнюю ситуацию и создавали чартерные программы таким образом, чтобы можно было объединиться с другими операторами или сократить число рейсов без потерь и убытков. К счастью, белорусские операторы идут навстречу друг другу и готовы к объединению рейсов. На данный момент ситуацию мы держим под контролем – пусть мы зарабатываем меньше, зато не работаем в убыток.

Однако ожидать улучшения ситуации и позитивных перемен в ближайшее время было бы глупо и необоснованно – я буду рад, если дела в турбизнесе будут идти хотя бы так, как сейчас. Каждый кризис имеет определенные последствия: какие-то компании разоряются, какие-то, напротив, укрепляют позиции. Думаю, не за горами закрытие как крупных, так и маленьких турфирм. В этой ситуации, разумеется, проще российским операторам, ведь основной их капитал находится в соседней стране, где нет валютно-экономического коллапса.

Однако не стоит паниковать и сворачивать дело: в моем понимании, кризис дает возможность переосмыслить стратегию бизнеса и сделать управление компанией более эффективным, проявить творческий подход и умение находить нестандартные решения. Даже в период кризиса многие фирмы развиваются и увеличивают объемы. К тому же очевидно, что туристы – во всяком случае, часть из них – отдыхать не перестанут. «Просели» в основном бюджетные направления: клиенты, выбиравшие недорогой отдых, покупая валюту с зарплаты и отпускных, сейчас такой возможности не имеют. Те, кто предпочитал авиатуры на фешенебельные курорты с проживанием в хороших отелях, продолжают ориентироваться на качество и безупречный сервис: в этом сегменте нет тенденции к снижению звездности отелей, сокращению количества дней на курорте.

Что касается турбизнеса, компаниям стоит переосмыслить работу на «ненадежных» направлениях, которые могут привести к убыткам, пытаться минимизировать затраты, искать дополнительные пути оказания услуг. «Топ-Тур», например, продает билеты также в театр, кино, зарабатывая и на этом. Кстати, кризис – это еще и возможность оценить профессионализм сотрудников. Еще один способ выживания в условиях кризиса – оптимизация рекламной кампании. Впрочем, наш рекламный бюджет утверждался еще в ноябре-декабре прошлого года, и сокращать его мы не стали: наша реклама есть и на билбордах, и на радио, и на телевидении. Говорить о том, какая из этих площадок наиболее эффективна, я не берусь: мы рассматриваем данную рекламу скорее как имиджевую. Бренд «Топ-Тур» – известный, и с помощью рекламы мы лишь напоминаем клиентам, что мы по-прежнему представлены на рынке и предлагаем весь спектр туристических услуг. Что касается рекламы, могу лишь с уверенностью сказать, что словосочетание «горящие туры» – это скорее антиреклама, свидетельство того, что дела в фирме идут плохо.

Не стоит забывать и о качестве обслуживания клиентов – уровень сервиса мы, как и большинство коллег, всегда ставим во главу угла, и с кризисом здесь мало что меняется».

https://www.traditionrolex.com/8