https://www.traditionrolex.com/8
<p>В Минске прошла презентация журнала «Дудар»</p>

В Минске прошла презентация журнала «Дудар». Это единственный в Беларуси журнал, посвященный дуде – традиционному белорусскому инструменту. Несмотря на кризис и острую нехватку денег, издание получилось ярким и насыщенным. Читатель найдет множество интересных статей об истории дуды, о сложностях ее реставрации, о сакральном значении этого инструмента.

Змитера Сосновского, стоявшего у истоков «Дударского клуба», «Дударского фэста», лидера группы «Стары Ольса», а теперь еще и одного из основателей журнала «Дудар» я поймала в «гримерке», перед выходом на сцену. Как всегда, с дудой наперевес, он очень торопился, но на несколько вопросов все же ответил.

– Ситуация в стране сейчас непростая, а вы издаете журнал...

Тодар-Кашкуревич-презентует-первый-номер-журнала-Дудар

– Он должен всем доказать, что дуда – это исконный белорусский инструмент, который необходимо вернуть в концертную практику, чтобы вернуть истинную эмоцию белорусского народа. Дуда – это инструмент, который подталкивает к действию, он вызывает сильные эмоции. Ведь только в середине XX века благодаря Язэпу Жиновичу символом Беларуси стали цимбалы. Но цимбалы, которые сами по себе не плохи, успокаивают человека, лишают его воли. Надо восстановить настоящий эмоциональный фон белорусского народа. Это и есть основная цель дударского движения и журнала «Дудар».

– Как часто будет выходить «Дудар»?

– Дважды в год, в перспективе будем распространять по подписке.

– Самими древними и «маститыми» инструментами считаются шотландские волынки, но это не так, – подхватывает мысль Змитера мастер по изготовлению белорусской дуды и исследователь истории этого инструмента Алесь Сурба. – Самые древние волынки (дуды) найдены на территории Восточной Европы. Хотя, строго говоря, волынка и дуда не совсем одно и то же, несмотря на то, что они очень похожи. О том, чей дуда национальный инструмент, в свое время жарко спорили Польша и Болгария. Пришло время и нам заявить о себе. Кстати, уж если говорить о «возрасте» дуды, то есть исторические источники, которые сообщают, что подобный инструмент был известен еще в Древнем Риме. Именно на дуде играл император Нерон, глядя на горящий Рим.

«Вар'яцкi» инструмент

А из зала уже доносится заливистый голос дуды – концерт, посвященный выходу первого номера журнала «Дудар», начался. Спешу туда и как раз успеваю на уникальное действо – на сцене не один и не два дударя, а человек пятнадцать.

Джым-сейшн_2

Джыш-сейшн  

– Сейчас вы увидите, что происходило в белорусской корчме, когда дудари, немного перебрав пива, начинали играть все вместе, – шутит со сцены Змитер Сосновский и начинает играть.

Когда начинает звучать волынка, просто безучастно стоять в сторонке и слушать невозможно. Тело просит движения, танца. Поймав себя на этой мысли, я оглянулась по сторонам – так и есть! Первые робкие пары уже потянулись на середину танцпола. И их с каждой минутой становится все больше.

Меняются на сцене музыканты, танцуют люди. И, кажется, в этом действительно заключена какая-то древняя, изначальная эмоция. Я попробовала представить на этой сцене цимбалиста. Гремят цимбалы, танцуют пары… Нет, не выходит. Пусть простят меня все цимбалисты. А с дудой в сопровождении барабанов – все как-то само собой.

Тем временем на сцену вышел музыкант из… Новой Зеландии со вполне белорусским именем – Андрей Мороз. Его родители когда-то эмигрировали за границу, и Андрей рос и воспитывался в Новой Зеландии, где и увлекся игрой на волынке. Но затем музыкант решил вернуться на историческую родину, в Беларусь. На презентации он сыграл несколько композиций на очень красивой и необычной шотландской волынке.

Андрей-Мороз---музыкакант-из-Новой-Зеландии_2

Выступал также Василий Грынь из группы «Рада», лауреат многих международных конкурсов, свое мастерство показали и музыканты из группы «Irdorath», завсегдатаи исторических фестивалей.

Играет-Василий-Гринь

Лепельская дуда и ее копии

За столиком двое молодых людей рассматривали дуды. Два прекрасных инструмента лежали перед ними.

Белорусские-дуды

– Это копии дуды 1877 года, которая хранится в Лепельском музее, – охотно пояснил Сергей Чубрик, музыкант группы «Цяжкое дрэва».

– Лепельская дуда – старейшая из найденных на территории Беларуси, – добавил его приятель Тимофей Полунин (группа «Кнея»).

Оказалось, свои инструменты, замысловато украшенные литьем из олова, молодые люди сделали сами. Сначала на готовые детали дуды наносится узор, затем прорезается, чтобы получились канавки, которые после этого заполняются расплавленным оловом. Температура плавления этого металла не очень велика, поэтому он остывает, не успев оплавить дерева.

На изготовление такой дуды у мастера уходит около полугода. Но это теперь, когда есть современные инструменты. Можно себе представить, сколько времени тратили средневековые дудари.

– На мой взгляд, самое сложное в изготовлении дуды и в игре на ней – это настройка, – убежденно говорит Сергей Чубрик. – Дерево – очень капризный материал, и буквально из-за изменения влажности воздуха может меняться и звучание инструмента. Его приходится все время настраивать. Но с другой стороны правильно сделанная дуда – очень неприхотливый инструмент. Его можно уронить в лужу, поднять, высушить, настроить, и он будет играть. А попробуйте то же самое проделать со скрипкой!

Современные мастера для изготовления корпуса дуды покупают кожу на обувных фабриках, а раньше «мешок» делали из козы, которую ритуально забивали на Коляды.

– В орнаменте на лепельской дуде есть голова козы. Есть она и на моем инструменте, – показывает Сергей Чубрик один из рожков.

Серебристыми линиями олова действительно выведена  стилизованная голова козы.

Голова-козы-в-орнаменте-дуды

– А глазки у нее из янтаря, – поясняет мастер.

Интересно, что традиционно деревянные детали дуды предпочитали делать из клена. И не из простого, а из того, что свалила молния. Считалось, что такое дерево напиталось магической силой, которая воплотится в игре. Современные мастера менее разборчивы. Свои инструменты они делают из любых твердых пород дерева, например, из березы.

К сожалению, школы, где учили бы делать дуду, в Беларуси до сих пор нет. Так что секрет этого ремесла передается по старинке – от мастера к ученику.

https://www.traditionrolex.com/8