https://www.traditionrolex.com/8
<p>На прошедших в эти выходные Шагаловских чтениях в зале Арт-центра Марка Шагала прозвучали новые подробности из творческой жизни преподававшей в Витебском Народном художественном училище плеяды именитых художников.</p>

На прошедших в эти выходные Шагаловских чтениях в зале Арт-центра Марка Шагала прозвучали новые подробности из творческой жизни преподававшей в Витебском Народном художественном училище плеяды именитых художников.

Впервые за 22-летнюю историю чтений научной конференции предшествовало открытие выставки. На первом этаже Арт-центра появилась экспозиция, посвященная созданному Шагалом в 1918 году Народному художественному училищу, его преподавателям и ученикам. Работали над выставкой совместными усилиями: свои материалы представили Музей Марка Шагала, Государственный архив Витебской области, Центр современного искусства и областной Краеведческий музей.

Экспозиция глубоко информативна, насыщена именами уже мирового значения. Так, в период с 1918 по 1923 год в Художественном училище преподавали Мстислав Добужинский, Марк Шагал, Вера Ермолаева, Ксения Богуславская, Иван Пуни, Надежда Любавина, Янис Тилберг, Давид Якерсон, Лазарь Лисицкий, Нина Коган, Александр Ромм, Казимир Малевич, Иегуда Пэн, Семен Грузенберг, Роберт Фальк. Из приведенных на выставке архивных документов становится известно о решении создания в Витебске и Музея современной живописи. К 1921 году для него было собрано 120 полотен, представлявших все течения современной живописи: от академического реализма до импрессионизма и супрематизма. Были закуплены картины Кончаловского, Фалька, Малевича, Ле-Дантю, Пэна, Рождественского, Кандинского и других художников. Среди этого собрания было два произведения и Марка Шагала – «Заездный двор» и рисованный пером «Портрет художника Пэна». На сегодняшний день известно местонахождение порядка двадцати из этих работ. Они хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Художественном музее в Минске и в Краеведческом музее Витебска. Сотрудники фондов последнего подобрали для выставки работы Давида Якерсона, бытовые зарисовки Александра Ромма. К слову, последнему посвящена значительная часть экспозиции, поскольку он был ровесником Шагала и, соответственно, в этом году исполняется 125 лет со дня его рождения. Погодя, на конференции из доклада директора Музея Марка Шагала Людмилы Хмельницкой слушатели чтений узнают, что Ромм принимал активное участие в жизни Художественного училища и, если бы не крупная ссора с Шагалом, сделал бы для его развития и процветания намного больше.

На открытие выставки пожаловал режиссер Александр Митта, который в ближайшее время планирует начать съемки художественного фильма о Шагале и Малевиче, большая часть которых пройдет в Витебске. С приветственным словом выступил сотрудник Государственной Третьяковской галереи, научный консультант фильма Яков Брук. Он отметил, что Шагал остается одним из самых желанных художников – не иссякает перечень галерей, которые хотели бы видеть его у себя. По словам Якова Брука, первые, устроенные в конце 80-х выставки художника должны были восстановить убитую память о Шагале, теперь задача галеристов – помочь зрителю войти в его мир.  

XXII Международные Шагаловские чтения. День первый.

Доклады участников конференции были посвящены преподавателям и ученикам ВНХУ. Так, витебский поэт, председатель Шагаловского комитета, неизменный ведущий Шагаловских чтений Давид Симанович прочел доклад-эссе об ученике Шагала и Малевича Ефиме Рояке. Отец мальчика был портным и Марк Шагал не раз обращался к его услугам. Однажды, увидев нарисованные углем на печке незатейливые рисунки, Шагал узнал, что у портного растет сын, который, к тому же, неплохо рисует. Художник принес в дом портного акварельные краски, коробку от которых Ефим Рояк долгие годы хранил как воспоминание о первом учителе. А потом пригласил Ефимку в Художественное училище. Впоследствии Ефим Рояк покидает Витебск и уезжает в Москву и, подобно Шагалу, на многих своих картинах изображает Витебск.  

Докторант Латвийской Академии художеств из Риги Наталья Евсеева рассказала о влиянии художника Ивана Пуни, в 1919 году преподававшего в Витебске, на латышских художников Романа Суты и Александры Бельцовой.  К слову, Наталья является хранителем коллекции их работ.

Докторант Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси Александр Лисов подробно остановился на корреспонденции Казимира Малевича за 1921 год. Согласно автору выступления, к своему командированию в Витебск художник относился не иначе как к ссылке. Тем не менее, это не помешало ему охарактеризовать витебские мастерские «не застывшими», восприимчивыми к новым веяниям в искусстве и перспективными, в отличие от мастерских в других городах, которые он когда-либо посещал.

Первый день чтений завершила директор Музея Марка Шагала Людмила Хмельницкая, посвятившая свое выступление педагогической деятельности Александра Ромма в ВНХУ в 1919-1922 годах. Художественное училище открылось 28 января 1918 года, имея в распоряжении пять художественных мастерских. В 1919 году в училище появилась шестая – мастерская Александра Ромма. Вскоре художник расширил круг своих занятий в стенах учебного заведения. Училище остро нуждалось в лекторах по истории искусств, и, поскольку заезжие лекторы в городе появлялись крайне редко, лекции стал читать Александр Ромм. Он не ограничивался учебной аудиторией, активно выступая перед горожанами. К слову, самыми любимыми и посещаемыми были его выступления, посвященные Эль Греко. Ссора Ромма с Шагалом, вначале на бытовом уровне, затем – на творческом, стала причиной ухода первого из училища. После того, как Шагал покинул Витебск, Ромм все же возвращается в ВНХУ, но годы, за которые можно было многое сделать, ушли. Кстати, Александр Ромм был одним из немногих командированных в Витебск художников, кто не тяготился городом и вовсе не хотел его покидать.

К сожалению, в последний момент сорвались поездки на Шагаловские чтения кандидата искусствоведения, профессора Российской академии живописи из Москвы Нины Геташвили, готовившей доклад о Шагале и Пиросмани, и доктора филологических наук, доцента Института славистики Регенсбургского университета, члена Молодежной академии Германии Сабины Келлер. Доктор Келлер живо и глубоко интересуется Шагалом, на семинарах со студентами изучая его творчество. Для чтений в Витебске она готовила выступление на тему: «После Витебска: иллюстрации Марка Шагала к циклу Tristia Давида Гофштейна». С витебскими коллегами она хотела обсудить проект, согласно которому планируется сделать перевод поэтического произведения еврейского поэта с идиш на другие языки, в том числе немецкий, русский и белорусский. Госпожа Келлер была настолько огорчена, что ее поездка на родину Шагала сорвалась, хотя виза была уже открыта, а билеты куплены, что попросила руководство Музея Марка Шагала перенести ее выступление на осень.    

XXII Международные Шагаловские чтения. День второй.

Из заявленных на второй день чтений докладов прозвучали все. Первым высказался главный хранитель фондов Государственного архива Витебской области Константин Карпекин. Он рассказал о новых найденных им документах, которые помогают дополнить генеалогическое древо семьи Шагалов. Так, в витебском архиве хранятся справки, накладные и заявления, где упоминается семья дяди Марка Шагала – парикмахера Зуси и торговца муки дяди Абрама. Изучение документов приносит свои практические плоды. Так, по словам Людмилы Хмельницкой, в музей обращаются многие носители фамилии Шагал, чтобы узнать степень родства с великим художником. Недавно в музей позвонил человек, который оказался внуком одного из сыновей дяди Зуси – Якова. И архивные документы это подтверждают. Внук Якова Шагала теперь живет в Вене, занимает пост дипломата в ООН и, к слову, собирается приехать в Витебск.

Необычным оказалось выступление старшего научного сотрудника Витебского Центра современного искусства Елены Ге, которая поделилась своим открытием о параллельных путях познания мира философа Петра Успенского и художника Казимира Малевича. Независимо друг от друга, они пришли к единым выводам в осмыслении окружающего мира. По словам Елены Ге, картины Малевича могут служить прекрасными иллюстрациями к философским трудам ученого.   

Подробный рассказ о женском преподавательском составе ВНХУ в лице Веры Ермолаевой и Нины Коган представила сотрудница Центра современного искусства Марина Карман. Эти две художницы были командированы в Витебск в 1919-1922 годы, стали страстными участницами творческого объединения УНОВИС – Утвердителей Нового Искусства. К слову, разработанная художниками УНОВИСа педагогическая система образования используется до сих пор – в учебных заведениях Франции, Германии, Венгрии, Польши.

Пожалуй, самым печальным оказался доклад директора Центра современного искусства Андрея Духовникова, посвященный современному состоянию здания училища. Рассказ о том, что происходило в стенах дома на улице Правды, 5 в последние десятилетия и какими акциями сотрудники Центра современного искусства приближали момент передачи здания в распоряжение отдела культуры, читайте в ближайшее время на TIO.BY.

https://www.traditionrolex.com/8